Продолжаем разбор итогового документа Предсинодальной встречи молодёжи. Полный текст восьмого пункта под названием «Призвание как смысл жизни»:

Существует потребность в простом и ясном понимании призвания, чтобы подчеркнуть смысл призыва и миссии, желания и стремления, чтобы сделать это понятие более близким для молодежи на данном этапе жизни. Призвание часто преподносилось в прошлом как нечто абстрактное, едва ли достижимое многими. Молодые люди понимают необходимость наполнения жизни смыслом, жизни ради чего-то, но многие не осознают, как связать это с призванием как даром и призывом Господа.

Сам термин «призвание» стал синонимом священства и посвященной жизни в культуре Церкви. И хотя эти призвания являются святыми и им нужно отдавать должное, важно, чтобы молодые люди знали, что их призвание осуществляется в силу их жизни и что каждый человек несет ответственность за то, кем Бог призывает его быть и что делать. В каждом призвании наличествует полнота, которую следует подчеркивать, чтобы молодежь открывала свои сердца для возможностей.

Молодежь рассматривает призвание, как нечто в одном списке с жизнью, любовью, устремлениями, местом в этом мире, способом повлиять на мир и оставить след. Но для многих термин «призвание» не очень ясен, что приводит к необходимости четкого понимания того, чем являются и христианское призвание (к священству и посвященной жизни, к миссионерской деятельности мирян, к браку и семье, к служению обществу и т.д.) и чем является всеобщее призвание к святости.

Перевод с английского: Николай Сыров

Над восьмым пунктом размышляет Николай Лосев, семинарист епархии Айхштетт:

Простое и ясное понимание глубокого и в тоже время незамысловатого слова «призвание» — это то самое, что я ищу в течение всей своей осознанной христианской жизни. Конечно, она не столь велика, как и у многих молодых католиков России, но полна различными событиями и проявлениями, такими как радость веры, чувство принадлежности к церковной общине, ощущение и знание того, что Бог со мной и любит меня. И конечно же, как и многие другие ребята, я слышал много раз с амвона о призвании. Что оно у всех есть, что каждый должен распознать и раскрыть его, что Господь готов услышать твое «да» или «нет» на Его призыв. Но в ответ возникали всегда одни и те же вопросы: а где и как найти это призвание? Что это такое и как оно выглядит? Где лежит? А что, если я ошибусь в понимании своего призвания? А может, я вообще бесполезный и о призвании я могу лишь только мечтать?

Мне говорили – молись, и ты поймешь, найдешь свое призвание. Но только сейчас, с опытом моей христианской жизни я стал понимать, что лишь только молиться – это достойно, конечно, праведно и спасительно, но мало. Размышляя на тему молитвы, я дал для себя одно определение, что она — это труд, наравне с физическим, который формирует нашу личность и тело, развивая наши мускулы и характер. Пребывание в молитве я могу сравнить с посещением фитнес-зала: если мы туда не ходим или перестали ходить, и не занимаемся физическими упражнениями, то, как следствие, наше тело и воля остаются слабыми и дряхлыми. Так же и душа без молитвы устремляется к деградации и аморфному, так сказать, бесформенному состоянию, которое ведет нас просто к духовной гибели.

Поэтому я предлагаю начинать поиск точного определения «призвания» именно с отправной точки, коей и является наша молитва. Она же нам помогает определить, Кто нас призывает, зачем и куда. Она же укрепит нашу волю в решении сказать те самые «да» или «нет». И это как раз то самое «мало», о чем я говорил выше. Христианская вера, вера в Бога, живущего и творящего здесь и сейчас, вера в любовь Бога Отца и Сына и Духа Святого к нам и ко всем, кого Он создал, а, как нам уже известно, как любви нет без дел, так и веры. Вера мертва без дел. Поэтому я настойчиво призываю каждого человека, кто находится в поиске своего призвания, не пытаться сразу объять необъятное. А ступить маленькими шагами на большую дорогу поиска призвания, но и после обретения не останавливаться на достигнутом, а идти этим призванием дальше, служа ближнему и Богу. Призвание не дается только лишь для нас, в наше личное пользование. Призвание — это великий дар Господа, посредством которого мы способны выражать свою любовь к ближнему и к Отцу нашему небесному.

Но опять мне хочется сказать слово «мало». Да, именно мало молиться и совершать поступки. Не хватает третьей составляющей для успешного поиска призвания. Этот компонент – доверие. Доверять Тому, Кто зовет, доверять Ему. Доверять тогда, когда даже себе не доверяешь, или когда совсем страшно идти дальше, оттого, что путь кажется нескончаемым или впереди находится, как нам кажется, обрыв. Я могу из личного опыта сказать, что у меня не всегда ладилось с молитвой, но именно доверие позволяло мне не сойти с пути к Нему. Когда я еще был совсем подростком, крещеным в Православной Церкви, я регулярно смотрел по ТВ трансляции богослужений, так как стеснялся посещать храм. Ничего не понимал, что там и зачем. Потом я поступил в университет, думая, что факультет психологии поможет мне вырасти как личности в понимании, кто я и зачем.

Но, как оказалось, тут снова мое любимое слово – мало. Появились робкие попытки узнать, что такое Церковь и Бог. Я стал католиком. Но почему я нашел Бога в Католической Церкви? А может быть, можно уже сейчас это назвать призванием или еще рано? После окончания университета епископ посылает меня в предсеминарию в Новосибирск, которую я не оканчиваю по причине дефицита моего доверия к Богу. Было ли это тоже частью, пусть и кризисной, моего пути к призванию? Было очень страшно уходить с мыслями в голове, а не предаю ли я себя и Господа. Потом я устроился на работу в Москве, проработав один день, на следующий день я начал собирать вещи для поездки в Германию, которую мне совершенно случайно организовали друзья-священники. Не имея ничего там, за исключением доверия ведущей руке Бога, я поехал не только со страхом, но и с молитвой: Боже, не я, но Ты. Вверяю Тебе всего себя. Я говорю свое «fiat», «да будет мне по слову Твоему» (Лк 1:38).

И вот я, Коля, мальчик из Подмосковья, который даже и не мечтал и не думал, что будет учиться в немецкой семинарии и университете, молиться не на своем родном языке, в другой стране. Возможно, даже никогда не вернусь домой в свою маленькую поместную русскую Католическую Церковь, которой мне очень не хватает, буду служить, казалось бы, чужим людям, но таким своим во Христе. На первый взгляд, это не совсем то, о чем я мечтал, но, слушая голос Призывающего и верно следуя Его указаниям – молись, действуй и доверяй – я пришел туда, куда хочет Он. А Он знает, что лучше для меня и где я нужен.

Могу ли я это назвать призванием? Нет, не могу! Потому, что призвание — это не конечная точка, которую мы можем достигнуть, но путь, вера и жизнь через Христа, со Христом и во Христе.

В заключение мне хочется продолжить слова святого Папы Иоанна Павла II «Don’t be afraid! Non abbiate paura! Не бойтесь!»… Не бойтесь слушать и доверять голосу Призывающего.

Фото: trekking.it

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о