12 февраля в Гаване Папа Франциск и Патриарх Кирилл подписали историческое совместное заявление. В нем они рассказали, каким видят движение к единству христиан, как христиане обеих конфессий будут защищать жизнь и истину, к каким действиям они призывают политических лидеров и всех людей доброй воли.

Проект «Русские католики» попросил нескольких христиан, мирян и священников, православных и католиков, прокомментировать эти 30 пунктов заявления Папы и Патриарха. Материалы будут публиковаться каждый день с 1 по 30 марта. Мы делимся первыми тремя комментариями, чтобы познакомить вас с проектом.

Пункт 1:

По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории.

С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации.

Комментарий о. Павла Сысоева, OP:

Бог — прежде всего. Наше единство и наша святость проистекают из Его святости и Его единства. Поэтому то, что ранено нашим грехом, не может быть восстановлено исключительно нашими силами, но исцеляется Его святостью. То, что разделено нашим нестроением, не может быть воздвигнуто воедино, если Бог не воссоединит нас Своим единством. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его» (Пс 126). Именно поэтому, первые строки совместного обращения папы и патриарха так важны и так точны:

«По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории».

Как пишет Катехизис католической Церкви: «Церковь — единая по своему источнику: «Наивысший образец и начало этой тайны — единство в Троице Лиц единого Бога Отца и Сына в Духе Святом». Церковь — единая по своему Основателю: «Ибо воплотившийся Сын примирил Своим Крестом всех людей с Богом, восстанавливая единство всех в едином народе и едином теле». Церковь — единая по «душе» своей: «Дух Святой, обитающий в верующих, преисполняющий всю Церковь и управляющий ею, осуществляет это дивное общение верных и так тесно соединяет их во Христе, что Он и является началом единства Церкви». Следовательно, быть единой — это самое существо Церкви» (ККЦ 813). Только Дух Святой может соединить разрозненное, только Искупитель может восставить разделенное, только единство нераздельной Троицы может собрать воедино разобщенное. Второй ватиканский Собор, цитируя св. Киприана и св. Августина, напоминает нам: «Вселенская Церковь предстаёт как “народ, объединённый из единства Отца, Сына и Святого Духа”». (LG 4).

Всякая истинная встреча — это дар Бога. Тем более, если это встреча братьев, объединенных крещением во имя Троицы и разделенных историей. Благодарность и радость христианского сердца — вот первый плод этой встречи. Прежде всего политиканства, мелочных расчетов, упреков, самоутверждения за чужой счет нам должно обратить взгляд к Богу, единому в Троице и поблагодарить Его за этот дар. Остановимся на этих первых строках, перечитаем их, встанем перед лицом Бога и искренне и смиренно вознесем к Нему наше сердце и наши общины.

«По воле Бога и Отца, от Которого исходит всякий дар, во имя Господа нашего Иисуса Христа, содействием Святого Духа Утешителя, мы, Франциск, Папа Римский, и Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси, встретились ныне в Гаване. Мы воздаем благодарность в Троице славимому Богу за эту встречу, первую в истории.»

Мы все прекрасно знаем, насколько сильно различается то, что мы говорим за глаза, поверх чужих голов, и то, что говорится лицом к лицу, сердцем к сердцу. Нам нужно встретиться друг с другом и начать разговаривать. Наши разногласия нам прекрасно известны. Наши трудности очевидны. О наших различиях написаны тома. Есть « время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить » (Екк 3,7). Слава Богу, можно надеяться, что настало время сшивать и говорить:

«С радостью мы встретились как братья по христианской вере, увидевшиеся, чтобы «говорить устами к устам» (2 Ин. 12), от сердца к сердцу, и обсудить взаимоотношения между Церквами, насущные проблемы нашей паствы и перспективы развития человеческой цивилизации».

Нам есть о чем говорить. О наших взаимоотношениях, с их сложной и богатой историей, о трудностях наших верных, и мире, которому мы должны возвещать спасение. Мы можем говорить, как братья. Как не возблагодарить Бога за эту встречу?

Пункт 2:

Наша братская встреча произошла на Кубе, на перекрестке путей между Севером и Югом, Западом и Востоком. С этого острова — символа надежд «Нового света» и драматических событий истории ХХ века — мы обращаем наше слово ко всем народам Латинской Америки и других континентов.

Мы радуемся тому, что сегодня здесь динамично развивается христианская вера. Мощный религиозный потенциал Латинской Америки, ее многовековые христианские традиции, реализуемые в жизненном опыте миллионов людей, являются залогом великого будущего этого региона.

Комментарий Сергея Гуркина:

Когда стало известно, где пройдет встреча, у всех возник вопрос: почему Куба? И самым правдоподобным объяснением казалась близость Острова свободы и к католической церкви, и к России (правда, скорее в политическом смысле). Большинство населения страны – католики. Правящая партия – социалисты.

В тексте декларации папа и патриарх пояснили: речь идет о перекрестке Севера и Юга, Запада и Востока. Причем, как показала их встреча и то, как выглядит реальная Куба, слово «перекресток» используется как в положительном, так и в отрицательном смысле слова.

Иерархи отмечают: Куба – «символ надежд «Нового света»». Возможен ли социализм с человеческим лицом? Можно надеяться, что да. Востребованность этих идей не снижается. На Западе она, напротив, быстро растет.

Главное, что может привнести человечность в это «лицо» социализма — отсутствие борьбы с христианством. Я видел в Гаване немало храмов, некоторые из которых появились недавно. И они, католические храмы в стране социализма, не пустые. Я видел и доминиканцев, и иезуитов. И молодых, и пожилых прихожан. Это внушает надежды.

Но в том же предложении сказано: Куба – символ не только надежд, но и «драматических событий истории ХХ века». Вместо того, чтобы обмениваться дарами, две политические системы устроили гонку на уничтожение. Одним из ее последствий стала блокада Кубы, не прекратившаяся и поныне. Страна очень бедна.

И папа, и патриарх хотят играть роли посредников, которые там необходимы. И у них получается. Через месяц на Кубу приедет Барак Обама. Для того, чтобы Куба жила по-человечески, ей необходимы нормальные экономические отношения со странами Запада и в первую очередь с ближайшим соседом – США. Выстроить нормальные экономические отношения можно только при наличии нормальных политических отношений. Есть, безусловно, и обратное влияние – Гаваны на Вашингтон – пусть оно и не столь явно.

Во всем этом можно усмотреть провиденциализм. Для того, чтобы жить более человечно, для того, чтобы жить лучше, мы должны общаться. Мы нуждаемся друг в друге, призваны к обмену дарами и несем друг за друга ответственность. Это равно справедливо и в смысле диалога православия и католичества, и в смысле посреднической роли христиан в нормализации отношений Кубы со странами Запада.

Иерархи отметили: они рады, что «сегодня здесь динамично развивается христианская вера». По ряду соображений они не стали указывать на некоторые проблемы, о которых они, без сомнения, знают. Местным священникам не разрешено делать политические или околополитические заявления, их деятельность в области образования сильно ограничена. Дальнейший диалог, и церковный, и политический, должен изменить эту ситуацию.

Пункт 3:

Встретившись вдали от старых споров «Старого света», мы с особенной силой ощущаем необходимость совместных трудов католиков и православных, призванных с кротостью и благоговением дать миру отчет в нашем уповании (1Пет. 3, 15).

Комментирует Мария Базалишвили:

Начну с того, что я лично очень рада, что эта встреча состоялась. Я не ждала многого. Но расцениваю случившееся как первый шаг навстречу друг другу. Для меня общение между православными и католиками — вопрос не праздный. У меня много друзей-католиков. И общаясь с ними, я скорее чувствую общность, объединяющую нас веру во Христа. Имеющиеся разногласия становятся специфическим культурным аспектом.

С приятельницей мы не раз за чаем обсуждали различия в православной и католической традиции. Как принято молиться, готовиться к исповеди, как строятся отношения в приходах.

Много лет к моим детям приходила заниматься репетитор по английскому языку. Достаточно быстро мы опознали друг в друге верующих, и она предложила молиться с моими девочками перед началом и в конце уроков. Они читали по православному молитвослову.

Кристина поздравляла нас со всеми праздниками по православному календарю, а мы с радостью следили за календарем католиков. Однажды, я обмолвилась о нашей дружбе в православной компании, и нашлась кумушка, которая меня осудила — как так, я доверила детей католичке!

Это правда, у некоторых православных есть страхи перед католиками. Католическая церковь воспринимается ими как агрессор и еретик. Я уверена, что это не трудно исправить — необходимо просвещение. Современным православным часто не хватает образования, элементарных знаний из истории христианства. И теплая доброжелательная встреча патриарха и папы обязана стать примером для верующих — мы не враги друг другу, у нас много общего, и мы многое можем делать вместе для людей и во Славу Божия.

Конечно, вопросы теологии мы оставим специалистам в этой высокой области. А мы, миряне, вполне можем, не нарушая никаких правил, соблюдать главные заповеди, оставленные нам Христом. Быть терпеливыми, и любящими.

Когда скончался мой друг католик, его провожали все вместе и католики, и православные. Мы вместе читали Псалтырь, каждый молился так, как умел. И у меня нет сомнений в том, что в этот момент Господу было не важно, кто из нас какой конфессии.

Следите за обновлениями: Русские католики

Фото: www.independent.com.mt

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о