Божья воля в жизни досточтимого слуги Божьего Серафима Кашубы

Отец Серафим (Алоизий) Кашуба родился во Львове в 1910 году. В 1928 году он вступил в Орден капуцинов. После окончания новициата учился на философско-богословском факультете Краковской семинарии. В 1933 году Серафим был рукоположен в священники. Он окончил философское отделение Ягеллонского университета в Кракове, защитив степень магистра философии.

Вспышка Второй мировой войны застала его во Львове. Осенью 1940 года по собственному желанию и с согласия настоятелей он отправился на Волынь, где на пространных территориях, лишенных священников, в чрезвычайно трудных и опасных условиях о. Серафим нёс душепастырское служение верным. В 1958 году действующая власть города Ровно, что на Волыни, запретила ему совершать священническое служение. Отец Серафим не смирился с таким несправедливым решением и начал подпольную, нелегальную в глазах власти душепастырскую работу. Рискуя потерять свободу и даже жизнь, он посещал верных, провозглашал им Евангелие, уделял святые таинства. Разыскиваемый властью, очерняемый в газетах, лишенный права на постоянное место жительства, до 1963 года Кашуба был скитающимся апостолом, служившим верным от Одессы до Дзвинска. Постоянно гонимый врагами религии, осенью 1963 года он отправился в Казахстан.

Таким образом, отец Серафим Кашуба стал странствующим душепастырем католиков, рассеянных на необъятных пространствах Украины, Казахстана и Сибири. Не заботясь о себе и не считаясь со своим слабым здоровьем, преследуемый милицией, арестованный и осужденный на изгнание, затворенный в изолированном заведении, откуда впоследствии сбежал, не сломленный духом, всецело полагающийся на Божье Провидение, в течение 19 лет он нес людям Бога. Отец Серафим умер во Львове 20 сентября 1977 года, был похоронен на местном Яновском кладбище. На гробе отца Серафима Кашубы написаны слова святого апостола Павла, которые подводят итог всей его жизни: “Я стал всем для всех”.

«Всегда ищу Божью волю. Я весь в руках Провидения…» Отец Серафим постоянно спрашивал о воле Божьей. Наверное, распознавал ее, когда, будучи совсем молодым, молился в храме, размышляя о своем призвании. Узнавал Бога и себя самого во время формации в монастыре. Постигая Бога, глубже понимал Его сердце, Его желания. Можно сказать, что слова Евангелия относительно Божьей воли отец Серафим воплотил в своей жизни. В самых больших испытаниях он пытался следовать словам: «Всегда радуйтесь. Неустанно молитесь. За все благодарите…» (Фес. 5, 16-22).

Этот мир диктует свои условия, ставит в такие рамки и обстоятельства, которые кажутся безысходными. Этот мир требует соответствовать его стандартам и таким образом постепенно порабощает, незаметно делает нас рабами условностей и услаждений. Сегодня, возможно, существует еще больший прессинг, чем во время отца Серафима. Реклама показывает нам, что нужно быть успешными, а если не последуешь за этим, не будешь собой. Позже, когда приходят трудности, неудачи, болезни, люди часто впадают в депрессию и разочарование в жизни. Рано или поздно мы сталкиваемся с внутренней пустотой, которую не может заполнить ничто из этого мира. «Не сообразуйтесь с веком сим, – говорит Апостол, – но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2).

На самом деле, Божья воля не является чем-то невозможным, обременяющим или неприятным. Единственное, чего хочет Отец для Своих детей, – это свобода, счастье, блаженство, мир, радость, добро, спасение, наконец, жизнь вечная!

Отец Серафим рано распознал свое призвание. Он выбрал путь служения Богу, «загорелся» желанием служить Иисусу, идти по Его стопам и служить людям. Он писал своим родным о своих мечтах: «Я просто не могу жить без работы, к тому же работы интенсивной, такой, которая бы всего меня поглощала. Я каждый раз все больше чувствую, что у меня нет призвания быть обычным священником – душепастырем. Я хотел бы делать, творить что-то более конкретное, быть полезным для других, а не просто даром есть свой хлеб».

Вместо этого, когда Серафим приехал на каникулы домой, началась война, а его мама была больна и умирала. Он остался возле нее. Оставался рядом с ней до конца, ибо для него сыновний долг был чрезвычайно важен. Он помнил слова Иисуса о том, что «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником…» (Лк 14, 26). Он не поверхностно, но глубоко понял эти слова и исполнил их до конца. Только тогда, когда мама умерла, Серафим почувствовал себя свободным, исполнившим долг любви. Теперь он мог начать служение Богу в полноте посвящения всего себя. А затем… для Серафима Кашубы началась «непредсказуемая дорога». Но и в тягчайших обстоятельствах войны он не утратил доверия к Божьим планам.

Сначала он поехал в Людвиполь. Туда трудно было добраться, и отец Серафим ехал от прихода к приходу, пользуясь гостеприимством местных священников и прихожан – через Ровно, Межиричи, Невировку, Дерманку, Старую Гуту. Затем, из-за опасности попасть в руки милиции, которая могла принять его за польского шпиона, он выбрал дорогу через Выжницу, Озерное, Корец.

Кашуба видел, в каком тяжелом положении оказалась Церковь на Волыни, и решил остаться. Такое решение свидетельствовало о полном посвящении себя Богу и немалом мужестве отца Серафима. Душепастырьская деятельность на этой территории Польши, которая теперь отошла к Советскому Союзу, была связана с риском потерять свободу и даже жизнь. Но несмотря ни на что, любовь к людям побуждала его не бояться проблем.

 

Обычно бывает так, что, когда встречаются воля человека и воля Бога, они не совпадают. И дело не только в корне греховности человека, когда его душа постоянно явно или скрытно бунтует против Бога. Фундаментальным стремлением человека является желание выжить, быть в безопасности, комфорте, искать для себя лучших условий. Отец Серафим не думал о себе. В его характере было всё тщательно взвешивать, обдумывать, не поддаваясь эмоциям и чьим-то советам. Это значит, что он сознательно и добровольно отдался в руки Божьего Провидения. Он доверял.

Некоторое время отец Серафим пребывал в Ровно. Тогда же он получил предложение поехать в Карасин в Луцкую епархию. Нескольких слов хватило, чтобы разжечь в нем апостольскую ревность. Это был 1941 год: после Пасхи ему предложили оставить эти места, но он отказался уезжать.

«В конце концов, я уже весь был в руках Божьего Провидения, и должна была начаться непредсказуемая дорога». Тогда ни он сам, ни кто-то другой не мог предусмотреть, какими крутыми тропами поведет его Господь.

После того, как немцы заняли Волынь и сожгли Людвиполь, отец Серафим с остатками верующих спрятался в местности Быстрица. В деревне Немыльня ему удалось даже начать школьный учебный год. Но через несколько месяцев Быстрицу тоже сожгли, и отец Серафим перебрался в Дерманку, где оставался до 1943 года. Он организовал пастырские визиты в окрестные села, посещал больных, учил детей. Благодаря его стараниям была куплена земля и построен небольшой храм в селе Городница. Люди приезжали туда из самых отдаленных мест, чтобы принять участие в Службе Божьей и приступить к Таинствам. Но шла война. В 1943 году Дерманку тоже сожгли. Отец Серафим писал: «После Карасина и Быстрицы это уже третий утраченный приход, а сколько еще их впереди…». Ему снова пришлось бежать, блуждая по лесам. Вместе с сестрой монахиней Чеславой он добрался в Старую Гуту. Там было огромное количество беженцев, среди них были и католики. Он снова увидел в этом волю Божью, и остался среди нуждающихся, помогая и служа им.

«Отец Серафим, будучи единственным священником в этом огромном скоплении католиков, крестил, венчал, посещал больных, отпевал и хоронил убитых и умерших. В Старой Гуте его уважали не только католики, но и православные. Они видели в нем «великого духовника», «исключительного человека». Православные обычно называли своих духовников «панотец», а католических – просто «священник». Однако услышать из уст православных «великий духовник» означало необычайное уважение к отцу Серафиму. Его берегли и почитали как священника и как великого человека. Чувствовали, что для него было небезразлично спасение каждой души, ибо таким было желание Сердца Иисуса, когда Он пришел в этот мир, став Человеком: «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф 18,11), и «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф 18,14).

Если речь идет о таких важных решениях в жизни человека, которые определяют его дальнейшую судьбу и сильно влияют на жизнь многих других людей, решениях, которые часто нужно принимать в самых тяжелых условиях, осознавая риск для жизни, когда невозможно допустить ошибку, – тогда поиск воли Божьей становится жизненной необходимостью. Когда вокруг множество голосов, так важно услышать внутри себя тот единственный тихий, дающий надежду и спасение голос Иисуса Христа.

В 1945 году власти объявили о принудительном переселении поляков. Отец Серафим вместе с другими земляками получил разрешение «для переезда» в Польшу. На станции в Здолбунове он принимает судьбоносное решение остаться и незаметно покидает поезд. Его спутники не сразу поняли, что он не собирался спасать себя. Отец Серафим думал о людях, о тех, кто не мог или не хотел выезжать: «С кем они останутся?» Еще в начале пути он сказал: «Даже если здесь останутся двое католиков, я буду с ними третьим». Он понимал, что такова воля Божья. Потому и остался.

Много раз в условиях полного молчания и невозможности получить четкие указания «под послушанием» от старших Ордена, он слушал тихое дыхание Святого Духа, прежде всего, старался постичь волю Божью в конкретных ситуациях своей жизни и исполнить ее.

Нам очень трудно бывает принять обстоятельства, трудно понять, почему приходят страдания и преследования, зло или несправедливость. За отцом Серафимом Кашубой шпионили, его преследовали, к нему применяли физическое устрашение, его пытались убить, о нем писали клеветнические статьи, его оговаривали перед верующими, арестовали и несправедливо осудили. Он убегал, скрывался, но не оставлял своего служения. Евангелие учит нас, что лучше пострадать за добрые дела, нежели за злые (1 Петр 3, 17), потому что «мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» (1 Ин 2, 17).

Это вовсе не значит, что, начиная поиск воли Бога в своей жизни, мы сразу подвергнемся таким же испытаниям. Отец Серафим не оставил духовных наставлений, но оставил дневники и письма, где просто записывал свои переживания, когда в каждом моменте находил Иисуса и следовал за Ним. Вся его жизнь стала примером неустанного поиска воли возлюбленного Небесного Отца, которую он хотел исполнить до конца.

Эта воля любящего нас Отца не является на самом деле каким-то таинственным секретом – она ясно изложена в Слове Божьем, и особенно в Евангелиях. «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим 12,1-2), «Ибо воля Божия есть освящение ваше» (1 Фес 4, 3).

с. Евгения Петренко

Фото: сайт о Досточтимом Слуге Божьем Серафима Кашубе serafinkaszuba-ru.jimdo.com

Молитва по ходатайству досточтимого слуги Божьего Серафима Кашубы:

Боже, Ты одарил Своего Слугу Божьего Серафима достоинством Христова священства, а благодаря благодати призвания к Ордену Братьев Меньших Капуцинов позволил ему посвятить все свои силы на Твою славу, для Твоего Царства и ради спасения человека. Соделай милостиво так, чтобы мы по его примеру постоянно совершенствовались в действенной любви к Тебе и Твоей Церкви. Будь прославлен, Господи, в Твоем Слуге Серафиме, в его жизни и поступках, позволь мне утешится его святым заступничеством, и удели благодать, в которой нуждаюсь…

Тебе, Боже, в Единому Троице, честь и слава на веки веков. Аминь.

(Отче наш… Радуйся, Мария… Слава Отцу…)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии