В конце марта администрация Института св. Фомы в Москве объявила о назначении нового директора. Им стал иезуит, отец Штефан Липке, который недавно переехал в Москву и уже начал входить в дела. О взгляде на образование, о научных интересах и планах Института на следующий учебный год с новым директором поговорила Анастасия Орлова.

— Отец Штефан, давайте начнём со знакомства. Расскажите немного о себе. Откуда вы к нам приехали?

— Я родился и вырос в Германии. Когда мне было 35 лет, я приехал служить в Россию. Мой путь начался с года в Новосибирске, потом 5 лет в Томске, где есть одна из двух католических школ в России. Так что там я отвечал за приход и за эту католическую гимназию. И сам продолжал образование: занимался литературоведением, писал диссертацию о творчестве Чехова. А последние 6 месяцев я был на Филиппинах – это была моя третья пробация.

— Что это такое?

— Так принято в Ордене иезуитов. После многих лет в Ордене нас ещё раз отправляют на формацию. Она включает в себя месяц духовных упражнений и пастырскую практику. В марте прямо оттуда я приехал в Москву.

— А какова сфера ваших научных интересов, помимо Чехова?

— Меня очень интересует литература, особенно, пересечение литературы и богословия, писатели, в творчестве которых ясно прослеживается знание Библии, её влияние на них. Также меня давно интересует история и философия. В конце концов, мне интересны те науки, которые обращаются к вопросам: «Кем является человек? Что ему свойственно?»

— Очень важно то, о чём вы говорите. В российском образовании за стремлением передать знания мы часто полностью теряем воспитательное измерение, передачу определенного сознания, взгляда на природу и достоинство человека, на реальность. Вы с эти сталкивались, работая в сфере образования в России?

— Я сталкивался с тем, что воспитание опускается, а если оно есть, то ограничивается дисциплиной: как нужно вести себя и как не нужно, как делать правильно и как неправильно…

— То есть морализмом. А какова альтернатива?

— В католической гимназии в Томске я видел совсем другой подход. Несмотря на то, что её учащиеся – это, в основном, не католики (может быть, 20% католиков, но не больше). Есть православные, есть мусульмане, есть неверующие. И, например, религиоведение преподаётся для всех, преподаётся католиками, но таким образом, чтобы оно было открыто для всех. Потому что главное в этом процессе – передать определенный взгляд на человека, раскрыть его нравственные качества и способности. Это индивидуальный, личностный подход. На мой взгляд, это одно из главных достижений католической гимназии в Томске, а также, думаю, и францисканской школы в Новосибирске.

— А если говорить о высших учебных заведениях и конкретно об Институте св. Фомы? Вы также стремитесь передать целостный взгляд на природу и предназначение человека или только дать знания в рамках конкретных дисциплин?

— Передача знаний и раскрытие человеческих способностей, воспитание нравственности, являются одним целым. Например, у нас есть курс «Личностный и духовный рост: ориентиры и пути». В рамках него передаются знания и по духовности, и по психологии, с тем, чтобы человек полностью раскрыл свой характер, сам являлся целостной личностью, потому что только тогда он может передать этот взгляд другим. Это особенно актуально для тех, кто сам работает в сфере воспитания и образования (для преподавателей, психологов и т.д.). Также в следующем учебном году у нас будет курс «Вера и диалог», который включает богословие в строгом смысле слова, этику, библеистику, но также, например, связь между теологией и искусством. Такое разнообразие направлено на то, чтобы избежать однобокости и получить целостную картину.

— Раз уж вы заговорили о программах… Чего нам ждать? Институт св. Фомы готовит новые учебные программы или оставляет старые?

— Наши программы постоянно меняются, потому что и мир не стоит на месте. Кроме того, мы всегда стремимся предлагать что-то, что будет интересно и тем, кто уже учился у нас ранее, и новым слушателям. В следующем году будет две основных программы. Первая – «Вера и диалог» — направлена на передачу фундаментальных знаний в области теологии, Священного Писания, литургики, истории Церкви и философии; навыков по анализу и интерпретации библейских, философских и богословских текстов, а также способности к творческому и продуктивному диалогу с представителями других религиозных традиций. Вторая — «Личностный и духовный рост: ориентиры и пути» — даёт возможность углубить представления о человеке, его бытии и миссии в мире с позиций философско-теологического знания и современной научной психологии, а также познакомиться на практике с методами психологической помощи и духовной поддержки в самоопределении и становлении личности и в социальной работе. Это основные программы, обучение по которым ведется по субботам на протяжение всего учебного года.

Помимо этого, относительно недавно у нас появился формат вебинаров. Мы планируем развивать их в следующем академическом году и предложим ещё два или три курса в таком формате. Один из них будет посвящен искусству и вере. И ещё одна новая инициатива: мы хотим ввести открытые лекции на разные темы, скорее всего, по четвергам. Они будут охватывать самые разные темы: от биоэтики до искусства, и на них может прийти каждый желающий. Расписание ближайших открытых лекций будет рассылаться за несколько недель.

— Вижу, что в последние годы важную роль в воспитательном смысле сыграли внеклассные инициативы, различные встречи и поездки, которые организовывались Институтом во внеучебное время. В планируете поддерживать и развивать подобные инициативы?

— Конечно! И то же касается и научных инициатив. Пока конкретные мероприятия находятся в стадии обсуждения, но мы намерены, с одной стороны, продолжать сотрудничество с православными коллегами и светскими научными площадками, а с другой – конференции и круглые столы непосредственно на базе Института св. Фомы. Я сам пока только знакомлюсь с людьми, представляющими различные площадки, но совершенно точно мы будем продолжать эту работу.

— И последний вопрос. Иезуитское образование – одно из самых лучших и престижных в мире. Если бы вы могли сформулировать два-три столпа иезуитского образования, то какие они?

— Один важный пункт — это последовательность. То есть, сначала должен быть первый класс, только потом второй, а за ним – третий, и так далее. Эту последовательность узнали иезуиты в Париже и затем распространили по всему миру. Ещё один пункт – это целостный подход, общечеловеческий подход. Мы не можем смотреть на предметы избирательно, исходя из конфессии или других ограничений. И третий пункт – то, о чём сказал св. Игнатий Лойола: «Не обилие знаний насыщает душу, а истинный вкус вещей». Это значит, лучше углубляться в немногое, чем заниматься всем подряд. Конечно, на практике не всегда удается воплотить все эти три столпа в совершенстве, но это то, на что всегда следует смотреть.

Беседовала Анастасия Орлова

Фото: Галина Москалева

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Subscribe  
Notify of