Смешарики. Начало, 2011

Круглых персонажей, придуманных студией «Петербург», знают многие взрослые и дети.  Сейчас создатели сериала ищут новые формы. Смешарики стали действительно круглыми и непохожими на «плоских» персонажей советской мультипликации, которые изначально служили ориентиром для питерских аниматоров. Современные дети хотят смотреть 3D!

Впрочем, мнения родителей и педагогов по поводу желаний и потребностей малышей расходятся. Кто-то считает, что персонажи должны быть более «натуральными». Кто-то возмущается тем, что герои говорят, как современные дети. Например, кролик Крош нередко ругается, т.е. выкрикивает «елки-иголки» в ситуациях, когда интеллигентный ребенок должен всплеснуть руками и негромко сказать «ах, Боже мой». С другой стороны, армия поклонников Смешариков растет. В том числе и среди педагогов, и даже среди катехизаторов, которые иногда используют некоторые серии во время своих занятий с детьми.

Надо сказать честно, многие серии при всей кажущейся простоте сюжета заставляют задуматься о вполне себе непростых вещах, связанных с нашей повседневной, в том числе и христианской,  жизнью. Но сейчас речь не о сериале в целом, а о полнометражном фильме. Его появление с одной стороны подвело черту под прежним Смешариковым миром, далеким от нано и других высоких технологий. А с другой стороны, любопытные зрители отчасти получили ответ на вопрос, откуда же появились круглые персонажи.

Погони,  падающие деревья и высоковольтные башни заставляют все время, пока идет фильм, оставаться в напряжении.  Но что же интересного может вынести из всего этого христианин, как маленький, так и совсем взрослый?

Итак, Смешарики, которых пока что семь, живут на некоем острове.  Их сознание не замутнено влиянием цивилизации, зато они привыкли жить большим дружным коллективом, общиной. В довершении идиллической картины, живут они рядом с маяком. Здесь можно найти множество различных аллюзий и связей с произведениями литературы: от произведений французских просветителей, восхищавшихся естественным человеком и предлагавшим такового воспитывать, как Руссо, до советских писателей, вспомним хотя бы каверенского «Летающего мальчика».

Стоит также  вспомнить, что маяк – это древний христианский символ надежды. Смешарики покидают свой остров, а он все продолжает светить среди бурь и облаков. Его свет позволяет им вернуться домой и… В конце концов они его разрушают. Почему? Потому что больше уже нет возврата к старому. Потому что прежняя наивная вера разрушена. Потому что теперь им не нужен внешний источник света и надежды. Он есть внутри них самих, в их дружбе и любви друг к другу. Знатоки «Смешариков» могут вспомнить, что в серии «Полоса невезения» Копатыч (медведь) скажет: «Самая моя большая удача в жизни – это то, что я встретил вас, моих друзей!» А Кар-Карыч (ворон) ему ответит: «Я тоже тебя очень люблю!»

Тема любви позволяет нам перекинуть мостик к еще одному размышлению. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», – читаем мы в Евангелии от Иоанна (Ин 15,13). Об этом вся история, рассказанная в, казалось бы, детском фильме. Сначала Смешарики предлагают свою «руку и шпагу» призрачному Люсьену, персонажу телесериала, который они смотрели по чудом оказавшемуся на их острове телевизору. Круглые идеалисты готовы бороться с неким призрачным злом, воплощением которого становится другой персонаж мыльной оперы Калигари. Потом они не жалеют себя, чтобы спасти вполне реального друга Ежика из трудной ситуации. И, наконец, они спасают Копатыча, обретая нового друга. «Картонный» актер, играющий роль Люсьена, который только и умеет, что красиво ходить в кадре и рекламировать шампунь, в одночасье ставший пустым местом, находит себя свое истинное призвание, смысл жизни в простом сельском домике в окружении добрых друзей.

В связи с Копатычем стоит сказать несколько слов и о призвании. В наши дни всем хочется стать богатыми и знаменитыми. «Современный человек зациклен на счастье, – говорят психологи. – Он хочет одновременно быть востребованным, успешным, знаменитым и умиротворенным, погруженным в себя и исполненным внутреннего мира». Копатыч в начале фильма относится к первой части мечты. Он богат и знаменит. А жаждет внутреннего мира и покоя. Ему не нужны подвиги. Он просто устал. Выгорел, как сказали бы все те же психологи. К нему подкрадывается депрессия, и жизнь его все больше благоприятствует тому, чтобы он опустился на самое дно. Чем зарабатывает на жизнь некогда популярный шоумен? Он прыгает в бездну, т.е. прыгает с моста в грязную сточную канаву. В его доме, впрочем, как и в судьбе, протекает крыша и с каждой минутой дыр становиться все больше…

Как уже говорилось, Копатыч находит выход из затягивающей его темной полосы в помощи другим, с одной стороны. А с другой, его пример показывает нам, что обрести то самое вожделенное счастье можно, только обретя мир с самим собой. Копатыч мечтает о деревенском домике, окруженном огородом, и не понимает, что обрести этот свой кусочек рая он сможет, только перестав быть шоу-героем Люсьеном. Не танцором диско, не продавцом шампуней, не актером погорелого театра… Он должен стать Копатычем, простоватым сельским жителем, добрым, преданным, любящим своих друзей, не могущим улечься в зимнюю спячку, потому что ульи не покрашены. Да и еще не любящим шумно отмечать Новый Год и «веселиться до утра». «Просто спокойного» Копатыча.

И, наконец, стоит обратиться к вопросу о вере. Какой она должна быть? Когда Смешарики покидают остров, среди них есть только один здравомыслящий персонаж – Бараш. Но никто его не слушает, поскольку вера круглых друзей слепа. Им кажется, что они победят любые напасти. Внимательно послушайте речь Нюши перед отплытием про гладкую дорогу под ногами того, кто борется за правое дело. Весьма похоже на речи всевозможных проповедников!

Эта сцена повторяется еще раз, когда Копатыч пытается объяснить «героям», что они попали в страшный мир одиночек, где никто никому не нужен. Бараш снова выступает в качестве голоса разума, а все остальные, ослепленные своей «верой», видят очередную проверку и указание на то, что пора действовать поодиночке.

Интересно, что в «Смешариках. Начало» не происходит окончательной и бесповоротной победы разума, выхода из мира иллюзий, как это бывает, например,  в пиксаровских мультфильмах. Вспомним того же «Вольта»: столкновением с миром реальности тяжело и болезненно. Только лишившись иллюзий и став таким, как все, ты можешь выжить в этом мире – в этом история пса Вольта. Смешарики же напротив остаются сами собой. Они отбрасывают мир жесткого разума и расчета. Но и в мир иллюзий они больше не прячутся. Теперь на их острове царит союз веры и разума. Практически в соответствии с богословием св. Фомы Аквинского: разум предшествует вере и сопровождает ее.

Анна Гольдина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии