Кто больше всех знает о радости? Конечно же, францисканцы. Но что такое подлинная радость? Она сильно отличается от мимолетного удовольствия, улыбки, скользящей по нашим губам, когда мы видим смешную картинку в интернете. Она не похожа на веселье, которое переполняет нас после хорошего анекдота. Эта радость требует от нас постоянной открытости божьему присутствию и желания сотрудничать с Богом. Поэтому достижение радости не такая уж и легкая задача. Порой кажется, что проще справиться с печалью и пессимизмом, чем обрести эту самую радость.  Поэтому апостол Павел и учит нас: «Радуйтесь всегда, ведь вы живете в единении с Господом! И снова говорю: радуйтесь!» (Флп 4,4).

Святой Франциск был наделен этим удивительны даром радости. Все, кто встречал его, поражались этой радости и память о ней сохранилась через столетия. Это был всегда радостный человек. Еще до своего обращения Франциск Бернардоне был веселым юношей, наделенным чувством юмора и общительностью. И эти черты характера остаются с ним на всю жизнь, потому что благодать не разрушает человеческую природу, но приводит ее к совершенству. Франциск показывает нам, что святость – это полное раскрытие человека, поэтому он так легко может быть милосердным, добрым и радостным.

Для Франциска Бог был единственным источником истинной радости. И он очень хорошо это выразил в молитве, написанной на горе Ла Верна после получения стигматов:

Ты святой Господь Бог единый, творящий чудеса. Ты сильный, Ты великий; Ты высочайший, Ты царь всемогущий, Ты Отче Святый, Царь неба и земли. Ты един в трех лицах. Господь Бог богов; Ты благо, всякое благо, высшее благо, Господь Бог живой и истинный. Ты любовь, милосердие, Ты мудрость, Ты смирение, Ты терпение, Ты красота, Ты кротость, Ты оплот, Ты покой, Ты радость, Ты успокоение. Ты все необходимое богатство наше. Ты красота, Ты кротость, Ты покровитель, Ты страж и защитник наш; Ты сила, Ты облегчение. Ты наша надежда, Ты наша вера, Ты наше милосердие, Ты все наше наслаждение, Ты наша жизнь вечная. Великий и дивный Господь, Бог Всемогущий, милосердный Спаситель. 

В увещеваниях св. Франциск говорит: «блажен тот монах, который не находит приятности и радости ни в чем, кроме священнейших речей и деяний Господа и ими наставляет людей любить Бога с весельем и радостью» (Увещ, XX).

«Где любовь и мудрость, там нет ни страха, ни невежества. Где терпение и смирение, там нет ни гнева, ни смущения. Где бедность с радостью, там ни алчности, ни скупости» (Увещ XXVII).

И, конечно же, стоит вспомнить рассказ из «Цветочков» об истинной радости. Когда сначала перечисляются различные ситуации, которые вполне могли бы принести радость и удовлетворение. А потом говорится о двух монахах, выгнанных за дверь и брошенных в грязь, собственными собратьями, не признавшими их. «Говорю тебе,- завершает Франциск рассказ, — что если сохраню терпение и не разгневаюсь, вот в этом и есть истинная радость, и истинная добродетель и спасение души» (Цв, 8). Получается, что истинная радость — в умении преодолеть себя, спокойно, ради любви Христовой, терпеть страдания, несправедливость, трудности.

Мы знаем множество подобных рассказов из жизни последователей св. Франциска. В них много живой истинной радости, которая, с одной стороны, дар Бога, а, с другой, плод духовной работы и преодоления себя. Вероятно, поэтому появилось выражение «францисканская радость» как нечто трудное для восприятия, непростое в достижении, но зато преображающее человека, делающего его истинным и наполненным счастьем, которое находит свое выражение в делах.

Анна Гольдина

По материалам franciscanvocation.blogspot.ru

Фото: www.theodysseyonline.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о