Светлые тайны Розария как отражение жизни христианина

Светлые тайны (Mysteria Luminosa) были включены в Святой Розарий совсем недавно. 16 октября 2002 года Папа Иоанн Павел II рекомендовал читать по четвергам тайны, связанные с общественной деятельностью Иисуса:

1. Крещение Господне;
2. Брак в Кане Галилейской;
3. Проповедь Царствия Божия и призыв к покаянию;
4. Преображение Господне;
5. Установление Таинства Евхаристии.

В своем послании «Розарий Девы Марии» Понтифик указывал на то, что, хотя вся жизнь Христа – «свет миру», особенно это проявляется «в годы Его общественного служения, когда Он провозглашает Евангелие Царства».

Разумеется, говоря о тайнах Розария, мы размышляем о жизни Иисуса Христа. Однако, если рассматривать светлые тайны, напоминающие нам о Его служении людям, разве не становятся они, в то же время, отражением и нашей жизни, и нашего поиска Бога? И разве, в конечном итоге, не призваны мы сами стремиться стать «светом миру»? «Будьте святы, как и Я Свят», – учит нас Христос.

Рассмотрим Светлые тайны подробнее.

1. Крещение Господне

Первое знакомство и общение с Богом у многих из нас происходит в раннем детстве, при нашем Крещении во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

«Ты – Сын Мой возлюбленный», – возглашает Бог Отец при Крещении Иисуса в Иордане. И мы все, каждый из нас, также становимся возлюбленными детьми Божиими, когда при Крещении предаемся Ему. Для Иисуса Христа Крещение знаменовало собой начало Его общественного служения. Для нас наше Крещение – это начало пути к Богу, наше рождение в церковной семье и начало нашей духовной жизни. Наш первородный грех изглажен, теперь мы, как сказал Генри Нувен, «взяты», точнее сказать, «избраны» и «призваны». Конечно, это таинство, к сожалению, для многих из нас является лишь “билетом в кино”, на которое никто не собирается идти. Нужно молиться за тех людей, для кого принадлежность Церкви остается все еще формальной. Также нужно подумать и о нас самих: все ли семена веры и благодатные дары мы используем для нашего духовного роста и служения ближним.

2. Брак в Кане Галилейской

Иисус и Дева Мария становятся причастными счастью человеческого брака. Господь приходит на пир, освящая и благословляя будущую семью. Точно так же и наша семейная жизнь может быть обычной, а может быть наполненной чудесным присутствием Христа и Его Матери. «Рецепт» истинного семейного счастья дает нам Дева Мария: «Что скажет Он вам, то сделайте». Желая Его присутствия в нашей семье, мы должны при этом стремиться следовать Его заповедям, и тогда простая вода нашей человеческой жизни преобразится в доброе вино Царствия Небесного, которое начинается уже здесь, среди нас, в наших сердцах и наших семьях.

Нередко в современном мире мы можем видеть, как люди почти разучились общаться, муж и жена, родители и дети все реже уделяют время друг другу, тогда как сама идея Церкви, даже если мы говорим о “малой Церкви” – семье, подразумевает общение, умение служить и заботиться друг о друге, разделять молитву и любовь. Потрудившиеся таким образом получат воздаяние уже сейчас, в своей семье и в своем собственном доме в виде радости, счастья и Божьего благословения.

3. Проповедь Царствия Божия и призыв к покаянию

К сожалению, для многих «неглубоких» христиан Царствие Небесное – всего лишь их загробная участь, в то время как слова Христа: «Приблизилось Царствие Божие; покайтесь и веруйте в Евангелие» означают также и нашу жизнь с Богом здесь и сейчас. Это перекликается с ветхозаветным «выбери жизнь». Для апостолов и учеников Христовых это было просто, они каждый день видели Его. Среди нас Христос присутствует только незримо. Новая жизнь со Христом означает учиться пребывать с Ним в общении, слышать и понимать Его заповеди, как Он говорил нам в Нагорной Проповеди. Обращение, осознанный выбор следования за Христом – это одно из самых радостных событий в жизни человека.

Наш путь к Богу всегда очень личный и индивидуальный. Родные, друзья, окружающие могут посеять в нас «доброе семя» Слова Божьего, могут «прямыми сделать пути Его», но за нас этот путь никто не пройдет.

Опыт встречи с Ним у всех разный, неповторимый и драгоценный в своей неповторимости. Слова Писания, в определенный момент почему-то затронувшие наше сердце. Какой-то случай из жизни. Книга, которая учит добру. Встреча с человеком, своими словами и поступками подтолкнувшим нас к поиску Бога. Многие люди, далекие от Церкви, тем не менее, ищут истину и ищут ее с чистым сердцем. Тем самым они также ищут Христа, ведь Он есть путь, истина и жизнь.

4. Преображение Господне

Итак, мы уверовали и обратились к Богу. Покаялись в прошлых грехах. Покаяние (греч. «метанойя») означает изменение сознания. Недостаточно сказать «я согрешил, я сожалею», а потом снова поступать по-прежнему, ничего не меняя в своей жизни.

Чтобы приблизиться к Богу, стремясь к полноте общения с Ним, необходимо учиться и меняться в соответствии с заповедями Божьими.

Способность осознать свои недостатки, попытки отказаться от каких-то слабостей, стремление сделать так, чтобы эмоции не владели нами – это тоже «метанойя», тоже наше преображение. Без Бога нам невозможно достичь его, но нужны и наши собственные усилия.

В нашей земной жизни проявлением полноты общения с Богом является Евхаристия. И в данном случае Преображение (Господне и наше как подражание Ему) также напоминает нам о том, что если мы, искренне желая быть с Богом, просимся к Нему на Пир, то, как в Евангельской притче, Он поможет нам приготовиться к нему, омоет нас от грехов и даст нам чистую одежду. Мы должны только попросить.

Однако все эти наши усилия будут бесплодными, если Господь не придет к нам и не преобразит нас. Если нам не удастся пережить преображающую близость божественной любви, как это пережили апостолы. Поэтому нужно быть благодарными Богу за те редкие особые переживания Божьей близости, которые порой бывают у каждого из нас. Их не может быть много, но именно они способны дать нам силу и вдохновение в нашей духовной жизни. На горе Фавор апостол Петр воскликнул: «Хорошо нам здесь быть!» Точно так же и нам нужен этот опыт, ведь только Бог способен преобразить и изменить нас изнутри.

5. Установление таинства Евхаристии

Как уже было сказано, полнотой богообщения в нашей жизни является Евхаристия, то есть Причастие Тела и Крови Христовых. Во имя чего мы причащаемся?

«Смерть Твою возвещаем, Господи, и Воскресение Твое исповедуем, ожидая Пришествия Твоего», – произносим мы на каждой Мессе. То есть каждая Месса, да и любая служба, за которой совершается Евхаристия, – это напоминание о Жертве Христа ради каждого из нас, о Его славной победе над смертью, и том, что Христос, восседая во Славе, ожидает нас в Своем Царствии. И не только напоминание, но и наше вовлечение в тайну Искупления. Смерть побеждена и упразднена отныне, и каждая Евхаристия возвещает нам всем о победе добра над злом. Это наше предвкушение Небесного Пира Агнца, который переживается нами уже сейчас.

Тайная Вечеря для Христа и апостолов знаменовала единство друг с другом, со Христом и – через Христа и Его таинство – с Отцом Небесным. Поэтому чувство благодарности за святую Евхаристию (по-гречески «Евхаристия» и означает «благодарение»), за дар быть чадами Церкви и освящающую благодать при причастии Святых Даров должны стать содержанием нашего переживания этой светлой тайны.

Таким образом, молитва и размышление над Светлыми тайнами Розария являются подлинной духовной “лестницей Иакова”, возводящей нас выше, ближе к Богу, на которой молящийся задумывается о главных основах нашей веры, получает богатую пищу для размышления и дополнительную мотивацию в личной духовной жизни. Сама логика Светлых тайн способствует нашему пониманию церковного вероучения, укреплению в вере и пути к созерцанию.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии