Священное пасхальное Триденствие

Три дня, самые удивительные и самые насыщенные три дня в литургическом году, а еще  самые короткие три дня. Божии три дня, когда главное значение имеет не наше земное время, а совершаемое Им спасительное делание. Три дня,  иначе говоря – три шага Господней Пасхи, пути Иисуса к Отцу. Три дня Христовых: страсти и смерть, пребывание во гробе, воскресение. Св. Августин говорит о священном Триденствии: «Христос предан был, и пребывал в покое, и воскрес».

Средневековье очень чутко откликалось на особенный характер этих дней, когда Жених одновременно и «отнят», и необычайно близок. Страстная неделя и ее последние три дня были не только временем самого строгого покаяния и поста (к посту телесному добавляется пост очей, закрытие изображений Распятия), но и временем явления Божьего Милосердия, изливающегося равно на всех людей. На протяжении Страстной недели не только запрещалось работать, но предписывалось прекращать судебные процессы и тяжбы, объявлять амнистию заключенным, освобождать рабов. Церковь увещевала государей отложить скипетр – символ светской власти и земного суда – и предоставить действовать Божьему милосердию. Именно в эти дни, чаще всего утром Великого Четверга, совершалось примирение кающихся грешников с Церковью, чтобы наравне с остальными они смогли участвовать в праздновании Воскресения.

Поэтому Страстную неделю  – время от входа Господня в Иерусалим до Его восшествия на Свой престол – крест – часто называли «царствованием Христа». «Случилось это в третий день царствования Господа нашего Иисуса Христа» (regnante Domino nostro Jesu Christo), – датируют события средневековые источники.

Пасхальное Триденствие открывается литургией Великого Четверга, совершаемой во второй половине дня (утром совершается литургия освящения елеев), а заканчивается второй вечерней воскресения Христова. Третий день заканчивается… и длится вечно, ведь его светило – Сам Христос, Господь наш.

Анастасия Паламарчук

Великий Четверг. Воспоминание Тайной вечери (Missa vespertina in Cena Domini) – значение, литургия, чтения, обряд омовения ног

Страстная пятница. Воспоминание Страстей Господних (Feria VI in Passione Domini Celebratio Passionis Domini) – почему не совершается Евхаристия, чтения, поклонение кресту, процессия ко Гробу Господню

Навечерие Пасхи в святую Ночь. Светильничное богослужение (Dominica Paschae in Resurrectione Domini. In Nocta Sancta Vigilia Paschalis) – место и значение литургии света в литургии навечерия Пасхи

Навечерие Пасхи в святую Ночь. Литургия Слова – какие чтения предлагает Церковь в Литургии Слова Святой Ночи, о чём мы просим Господа и почему

Навечерие Пасхи в Святую Ночь. Литургия крещения – как проходит литургия крещения в Святую Ночь, смысл литургических жестов

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии