В московском Кафедральном соборе открылась фотовыставка «Табернакли Флоренции»

30 октября в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии состоялось торжественное открытие новой фотовыставки «Табернакли Флоренции».

Автор выставки Светлана Баталина рассказала, что основу экспозиции составили фотографии, представленные в одной из последних книг, написанных ею, «Табернакли Флоренции», которая повествует об удивительной истории флорентийских Мадонн и других сакральных образов Италии, и в работе над которой Светлане помогал ее муж Андрей Гордиенко – историк, писатель, переводчик. Именно Андрей был одним из основных ее помощников при отборе экспонатов, представленных на выставке, а также принимал самое активное участие в ее оформлении. По словам Светланы, эта выставка, с одной стороны, является началом для новой работы, с другой – своеобразным подведением итогов уже проделанной. Все фотографии, представленные на ней, она передает в дар музею Архиепархии Божией Матери в Москве.

Экспозиция выставки «Табернакли Флоренции» разместилась в крипте Кафедрального собора, в ее открытии приняли участие Архиепископ Павел Пецци, апостольский нунций в РФ Джованни Д’Аниелло, посол Республики Польша в РФ Кшиштоф Краевский, директор Музея Римско-Католической Архиепархии Божией Матери в Москве Виталий Задворный, прихожане и гости собора.

Директор музея представил собравшимся автора выставки Светлану Баталину и отметил, что пока музей находится в стадии становления и не имеет постоянного помещения и экспозиции, а потому проводит временные экспозиции. Выставка «Табернакли Флоренции», является второй, первая рассказывала о возрождении христианского Востока.

Архиепископ Павел Пецци, открывая новую экспозицию музея, отметил, «что для многих из нас слово «Табернакль» ассоциируется с Дарохранительницей. На самом деле «табернакли» – это, с одной стороны, вид народного благочестия, с другой – вид изобразительного искусства. Табернакли можно найти по всей Италии, но именно во Флоренции это искусство наиболее ярко указывает нам на тесную связь между искусством и народом. Часто авторами табернаклей являются простые люди, которые таким образом выражают свою благодарность Богу. Табернакли можно встретить не только на фасадах роскошных особняков, церквях, но и на стенах домов простых людей, чаще всего это работы неизвестных авторов». Вспоминая о своей молодости, проведенной на родине в Италии, владыка сказал, что он «вместе с такими же, как и он в то время молодыми людьми, также предприняли попытку провести аналогичную выставку, экспонаты которой были в основном посвящены Богородице, это было началом его знакомства с этим народным искусством». В заключение своей краткой речи, владыка выразил надежду, что «посетители выставки будут не только наслаждаться прекрасными фотографиями, но и задумаются о своей вере, о своей жизни, как это делали те, кто создавал табернакли, и те, кто их заказал».

Посол Республики Польша Кшиштоф Краевский поблагодарил организаторов и автора выставки за приглашение и сказал, что ознакомление с экспозицией позволило ему почувствовать себя в Италии, где в больших и малых городах и поселках он встречал табернакли.

Апостольский нунций в РФ Джованни Д’Аниелло после просмотра выставки сказал, что на его родине, в Кампании, и в частности – в Неаполе имеется не меньше, чем во Флоренции подобных табернаклей, которые являются своеобразным способом обращения к Богородице. «Гуляя по улицам Неаполя, я часто задавал вопрос: «почему эти табернакли выше роста человека?» Я предположил, что это сделано для того, чтобы люди не могли их трогать и не разрушили их. Но значение оказалось намного глубже – мы всегда должны поднимать свой взгляд, чтобы их увидеть, чтобы посмотреть на нашу жизнь и ситуации, которые в ней возникают. И наш взгляд вверх помогает нам найти верное решение. Поэтому я благодарю всех тех, кто организовал эту выставку, потому что вы таким образом заставляете нас поднять свой взгляд вверх».

Завершилось открытие новой экспозиции кратким выступлением ее автора Светланы Баталиной, которая поблагодарила Архиепископа Павла Пецци за возможность проведения выставки на площадке музея, Апостольского нунция в РФ Джованни Д’Аниелло и посла Республики Польша в РФ Кшиштофа Краевского – за то, что откликнулись на приглашение посетить ее открытие. Отдельную благодарность Светлана выразила директору музея Виталию Задворному за его неоценимую помощь в ее организации, а также всем, кто пришел на ее открытие.

Рассказывая о табернаклях, Светлана заметила, что раньше они были распространены в Москве, не менее широко, чем во Флоренции, а называли их «скиниями», но сегодня в России их почти не осталось. Далее автор выставки сказала: «Я очень люблю Италию и много путешествовала по ней. И практически первое, на что я обратила внимание – это большое количество Табернаклей. Они восхитили меня не только как настоящий музей под открытым небом, но и как появление все еще живой традиции народного благочестия, сохранивших свою веру в Бога итальянцев, несмотря на все искушения нашего времени. Табернакли тронули меня своей естественной религиозностью. Это восхищение пробудило во мне большой интерес, поэтому я начала их фотографировать и собирать информацию, результатом этого стала книга на английском языке «Табернакли Флоренции» и наша выставка».

В заключение выступления Светлана Баталина поблагодарила своего мужа Андрея Гордиенко за помощь в подготовке и организации выставки и передала ему слово, в котором он сказал, что «вся история нашей цивилизации базировалась на трех столпах: религия, культура и искусство, технология. Религия – обеспечивала нравственные и этические нормы, культура и искусство – преобразовывали все эти нормы в эстетическую составляющую. Технологии – обеспечивали удобства и продвижение прогресса. При этом религия и искусство обеспечивали нравственные и этические нормы, в рамках которых развивалась технология. К сожалению, в наше время мы видим, что про религию многие забыли и слишком увлеклись технологией, которая стала основным столпом современного общества. Но технология сама по себе не несет никаких норм и не имеет смысловой нагрузки, это просто орудие труда. Но если мы посмотрим на Флоренцию Средневековья и современную, то увидим, что это не просто какой-то красивый город, это крупнейший финансовый центр всей западной Европы, это крупнейший индустриально-технологический центр, и можно сказать, что современный капитализм зародился во Флоренции, потому что именно во Флоренции появились и банки, и современная финансовая система, и промышленность, с которой началась промышленная индустриализация, именно там появились первые рабочие мигранты. Но если мы посмотрим на табернакли, которые были созданы в то время людьми, которые развивали – и достаточно успешно – новые технологии, и они не отказались ни от религии, ни от искусства. Более того, искусство было общедоступным и оно несло всем жителям Флоренции свет культуры и свет религии, и я считаю что они могут стать для нас примером, как правильно выстроить основы своей цивилизации. Хочется надеяться, что это скромная выставка внесет свой вклад в это дело».

После такого всестороннего введения собравшиеся на открытие выставки смогли ознакомиться с ее экспонатами – фотографиями, каждая из которых снабжена описанием, а также задать вопросы автору и организаторам выставки.

Выставка «Табернакли Флоренции», распложенная в крипте Кафедрального собора, открыта для посетителей ежедневно с 9:00 до 20:00.

* * *

Светлана Баталина – автор выставки «Табернакли Флоренции», писатель, фотограф, путешественник, исследователь культуры, традиций и духовного наследия, член Российского Географического общества, совладелец издательства «Наше слово». О своем творчестве как фотографа Светлана говорит, что «фотография для меня сакральна, это акт творчества, то что приближает человека к высшей точке – работе в паре с Творцом».

Историческая справка:

В Италии существует традиция размещать священные образы или статуи богов в нишах стен на улицах для защиты домов и прохожих от злых сил со времен Древнего Рима. Этот обычай сохранился после принятия христианства и достиг своего рассвета в позднем Средневековье.

В средневековой Флоренции установка уличных Табернаклей была связана с распространением культа Мадонны в XIII веке. Флорентийцы размещали священные образы на углах улиц, домах, лавках и общественных зданиях. Сначала это были небольшие переносные иконы, но к концу века известные местные художники стали создавать большие уличные Табернакли.

Вскоре Флоренция была покрыта сетью уличных святынь, которые не только демонстрировали народную набожность, защищали жителей коммуны, но и контролировали общественное поведение в духовном и буквально смысле. Лампады у Табернаклей освещали ночью дорогу запоздалым путникам и делали их путь безопасным.

Во времена «Черной смерти» перед некоторыми Табернаклями стали устанавливать алтари, чтобы священники могли проводить службы на открытом воздухе. Это снижало риск заражения чумой.

Начиная с XV века Табернакли – символы не только глубокой религиозности, но и богатства, и могущества.

Построить собственную церковь для простых Флорентийцев было слишком дорого, но они могли собрать средства на установку собственного Табернакля.

Начиная с XVIII века, благодаря появлению недорогих гравюр, простые флорентийцы получили возможность устанавливать множество Табернаклей на своих домах.

Текст и фото: Ольга Дубягина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии