Таинства: для чего они и почему принадлежат Церкви

Сколько таинств в Церкви и как они называются? Для чего нам нужны таинства?

В Церкви есть семь ТАИНСТВ: Крещение, Миропомазание (или Конфирмация), Евхаристия, Покаяние (Исповедь), Елеопомазание больных (или Елеосвящение, или Соборование), Священство и Брак.

ТАИНСТВА нужны нам, чтобы перерасти нашу маленькую человеческую жизнь и через Иисуса стать как Иисус: детьми Бога в свободе и славе.

В Крещении потерянные сыны человеческие становятся детьми Божьими; через Миропомазание слабые становятся сильными; через Покаяние виновные становятся примиренными; через Евхаристию голодные становятся хлебом для других; через Брак, как и через Священство, индивидуалисты становятся слугами любви; в Елеосвящении отчаявшиеся становятся уверенными. ТАИНСТВОМ во всех таинствах является Сам Христос. В Нём мы возрастаем и дозреваем из потерянности эгоизма к истинной жизни, которая никогда не закончится.

* * *

ТАИНСТВА – установленные Христом видимые священные знаки невидимой реальности, в которых действует благодать Бога и в которых христиане могут познавать освящающее, всепрощающее и укрепляющее присутствие Бога, приближающее к Нему и дарующее способность любить.

* * *

“И сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу детей Божиих” (Рим 8, 21).

* * *

См. также ККЦ 1210, 1129

Почему недостаточно одной веры в Иисуса Христа? Зачем Бог дарует ещё и таинства?

Мы должны и можем приходить к Богу всеми нашими чувствами, а не только разумом. Поэтому Бог дарует нам Себя в земных знаках – прежде всего в хлебе и вине, которые являются Телом и Кровью Христа.

Люди видели Иисуса, слышали Его, могли до Него дотронуться и в этом обретали спасение и исцеление тела и души. В ощутимых чувствами знаках Таинств обнаруживается тот же самый почерк Бога, Который хочет обращаться ко всему человеку, а не только к его голове.

* * *

“От Божественной силы Его даровано нам всё потребное для жизни и благочестия” (2 Петр 1,3).

* * *

“Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что?” (Мк 8, 23).

* * *

“То, что было видимым в нашем Спасителе, стало частью Его таинства”. (СВ. ЛЕВ ВЕЛИКИЙ (ок. 400–451), Папа Римский, Отец Церкви)

* * *

См. также ККЦ 1084, 1146–1152

Почему таинства принадлежат Церкви? Почему их не может использовать любой человек так, как он хочет?

Таинства – это дары Христа Своей Церкви, поэтому задачей Церкви является преподание таинств и их защита от злоупотреблений.

Иисус доверил Свои слова и знаки для передачи не анонимной массе людей, а конкретным людям – апостолам. В наши дни можно было бы сказать: Он не разместил Своё наследие в свободном доступе в Интернете, но предоставил ему определённый домен. Таинства существуют для Церкви и через Церковь. Они существуют для неё, потому что Тело Христово, которое есть Церковь, созидается, питается и приводится к своему завершению посредством таинств. Таинства существуют через неё, потому что они являются силами Тела Христова – как, например, в таинстве Покаяния, где Христос через священника прощает нам грехи.

* * *

“Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней” (1 Кор 11, 27).

* * *

“Единственное лекарство для слабеющей и убывающей веры – это приобщение Святых Тайн”. (Джон Р.Р.Толкин (1892–1973), английский писатель)

* * *

“Итак, каждый должен разуметь нас как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих” (1 Кор 4, 1).

* * *

“Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией” (1 Петр 4, 10).

* * *

См. также ККЦ 1117–1119, 1131

Какие таинства преподаются только один раз в жизни?

Крещение, Миропомазание и Священство. Эти таинства отмечают христианина неизгладимой печатью. Крещение и Миропомазание делают его раз и навсегда чадом Божьим и уподобляют Христу. Подобным же образом окончательно запечатлевает христианина и Священство.

Человек всегда, а не только «иногда» или «немножко», является и остаётся сыном или дочерью своих родителей. Точно так же посредством Крещения и Миропомазания человек становится чадом Божьим, уподобляется Христу и принадлежит Церкви. Также и Священство не является трудоустройством вплоть до пенсии, но представляет собой дар благодати, данный навечно. Благодаря верности Бога действие этих ТАИНСТВ на человека сохраняется навсегда – как принятие призыва Бога, как призвание, как защита. Итак, эти таинства не преподаются повторно.

* * *

См. также ККЦ 1121

Почему таинства предполагают веру?

Таинства – это не магия. Таинство может действовать только тогда, когда человек понимает и воспринимает его в вере. Таинства не только предполагают веру, но также укрепляют и выражают её.

Иисус поручает апостолам сначала посредством проповеди сделать людей учениками Христа, то есть пробудить их веру, и лишь потом крестить их. Итак, две вещи, которые мы получаем от Церкви: вера и таинства. И в наше время христианином становятся не через один лишь обряд или внесение в список, но через принятие истинной веры. Истинную веру мы получаем от Церкви, которая за неё ручается. Поскольку вера Церкви выражается в Литургии, никакой обряд таинства не может быть изменён или переделан по воле отдельного священника или общины.

* * *

“Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял” (1 Кор 15, 3).

* * *

“Итак, как свеча возгорается от пламени, так зажигается и вера от веры”. (Романо Гвардини (1885–1968), немецкий философ и католический богослов)

* * *

См. также ККЦ 1122–1126

Перестаёт ли таинство быть действительным, если его преподаёт недостойный человек?

Нет, таинства действуют самим фактом совершения (ex opere operato) сакраментального обряда, то есть независимо от праведности служителя или его духовного расположения. Достаточно его желания делать то, что делает Церковь.

В любом случае те, кто преподаёт таинства, должны своей жизнью подавать пример. Однако таинства действуют не по причине святости служителей, но потому что Сам Христос действует в таинствах. Разумеется, Ему не безразлично, добровольно ли мы принимаем таинства. Поэтому они действуют положительно только в случае, если мы принимаем Христа.

* * *

См. также ККЦ 1127–1128, 1131

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback

[…] период теснейшим образом связан с таинствами. Пасхальная тайна празднуется не теоретически и […]

trackback

[…] ему священники подготавливали молодежь к принятию Таинств, проводили с ними подвижные игры, организовывали […]