Тёмный двойник Церкви: несколько слов об отношениях в приходе

Часто в исповедальнях можно увидеть картины, иллюстрирующие притчу о блудном сыне. Отец, не дожидаясь просьб о прощении, бросается грешнику на шею и, ни в чем не упрекнув, принимает его. Наглядный пример того, как принимает нас Бог, Который прежде всего Отец, и только потом – Судья. Как мы отвечаем на такую Любовь Бога? Наивысшим проявлением любви и благодарности было бы постараться так же принимать наших ближних. О том, как жить этим приятием внутри наших общин, размышляет Лариса Беляева.

В приходе мы сталкиваемся со всем многообразием человеческих слабостей и недостатков. Учение Христа намного опередило свое время, мы и сейчас не готовы воспринять все из него, будучи далеко не совершенными. Даже лучшие из нас. Например, «Исповедь» святого Августина – честная история человеческих слабостей и ошибок, а автор прославлен в лике святых, тоже по-своему опередил свое время.

Как же мы можем поступать, будучи вовлеченными в человеческие отношения в приходе?

1. Кто-то может искренне не понимать, что какие-то слова или поступки не соответствуют христианскому учению, что они ранят и обижают других людей и порождают распри. Мы видим такое поведение и сами поступаем так же, абсолютно искренне не задумываясь, как мы выглядим. Люди, делающие это осознанно, – редкость.

2. Другой способен все это понять, но не способен отнестись с добротой и приятием ко всем людям с их слабостями. В таком случае, вероятно, лучше ограничивать общение с некоторыми раздражающими нас людьми (или с теми, кого раздражаем мы), чтобы избежать распрей. Не стоит вступать в ненужные споры. Если люди не слушают Христа, Церковь, Папу, епископов, священников, было бы самонадеянностью думать, что они обязательно услышат мирянина. Спорить имеет смысл только в том случае, если человек готов слушать и слышать собеседника, а не только себя. Всем нам стоит иногда вспоминать молитву, которую приписывают святому Фоме Аквинскому: «Избавь меня от пагубного стремления непременно высказывать своё суждение по всякому поводу и при любых обстоятельствах. Избавь меня от желания каждому сделать прямыми стези его».

3. Кто-то же видит людей такими, какие они есть, и даже может относиться с добротой, пониманием и любовью к людям с их несовершенствами и слабостями. Отдельно стоит упомянуть о служении священников и монашествующих, обязанных, по сути, принимать и выслушивать всех, кто пришел к ним. Со всем их своеобразием, со всеми недостатками. Подражая Христу. Являя нам пример отношения к ближним. Может быть, всю жизнь свою отдавая этому, отдавая всем нам, как святой Иоанн Мария Вианней. Но есть и обычные миряне, способные любить безусловно. Которые не побрезгуют «вечерять с грешниками». Не будут считать себя какими-то особенными. Не будут докучать наставлениями, особенно непрошеными. Рядом с которыми каждый человек начинает воспринимать себя важным, нужным, достойным счастья и любви. Чтобы научиться так принимать людей, нужно вначале научиться принимать и любить себя самого, таким, какой есть. Не бояться признаться, в первую очередь себе, в своих слабостях и недостатках. «Охотнее хвалиться своими немощами», как писал апостол Павел. Тем самым давая понять окружающим: «Я, как и вы, слаб. И так же нуждаюсь в любви, доброте, понимании и сочувствии. В милосердии и прощении Господнем». И все, можно считать, что первый шаг сделан. А дальше – все в руках Божиих и наших.

В то же время, не следует полагать, что такое принятие ближних с их несовершенствами оправдывает чьи-то недостойные поступки и грехи. Не замечать их – либо наивно и глупо, либо это лицемерие. И не видеть окружающих людей в Церкви, так же призванных Богом, не видеть каких-то проблем в Церкви, как раз и значит зацикливаться на себе, быть равнодушным к ближним, да и к Церкви тоже. По сути, неисполнение заповеди «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» – значит пренебрежение к Богу. Никто нас не призывает поощрять людей делать какие-то недостойные вещи или оправдывать некрасивые поступки по отношению к кому-то. Но и творящий такое нуждается в доброте, сочувствии и понимании. И мы не знаем, насколько он в душе, может быть, сожалеет о каких-то своих словах и поступках, как, может быть, переживает и раскаивается.

Любой человек – образ и подобие Божие. Разве можно на него плевать? Неважно, говорим ли мы об обиженном или об обидчике. Речь только об этом. Тяжело, практически невозможно принять и пожалеть обидчиков? Разумеется, ведь все мы несовершенны. Но «что невозможно человеку, то возможно Богу». Мы должны только по-настоящему захотеть и отдать ситуацию Ему.

Однажды мне довелось услышать такое высказывание: «Я не уйду из Церкви. Пусть валит её тёмный двойник». Если рассмотреть эту фразу с точки зрения учения Христа, речь идет не о конкретных людях, а о необходимости всем нам стать лучше, стараться приблизиться к совершенству Отца Небесного. Чтобы стать способными принимать окружающих нас так же, как принял блудного сына отец. Подражая Христу.

Лариса Беляева

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Анатолий
Анатолий
3 лет назад

Замечательная статья. Очень много верного, много мудрого… Спасибо!
Но насчет “тяжело, практически невозможно принять и пожалеть обидчиков?”- …. Жалеть насильника и жертву одинаково? И с какой стати проявлять “доброту и понимание” к садисту и подлецу?
Автор крайне наивно считает, что “ранят и обижают” осознанно редко (остается искренне порадоваться за автора и ее незнание дурных людей) Ранят и обижают из выгоды, чтоб сорвать зло, чтоб самоутвердиться. Вполне осознанно.

И хорошо бы написать о том, что не “принять и жалеть” нужно подобных лиц: а защищать от них жертв, восстанавливать справедливость и порою крепко ударить того, кто приносит другим мучения: это прекрасный способ научить ощущать чужую боль.
Настоящая любовь не сентиментальна, она бывает и такой.
Так что благодарность за отличную статью (которую чуть подпортило наше общероссийское обожание и “понимание” бандитов, насильников и садистов … которых в Церкви весьма немало)