Часто в исповедальнях можно увидеть картины, иллюстрирующие притчу о блудном сыне. Отец, не дожидаясь просьб о прощении, бросается грешнику на шею и, ни в чем не упрекнув, принимает его. Наглядный пример того, как принимает нас Бог, Который прежде всего Отец, и только потом – Судья. Как мы отвечаем на такую Любовь Бога? Наивысшим проявлением любви и благодарности было бы постараться так же принимать наших ближних. О том, как жить этим приятием внутри наших общин, размышляет Лариса Беляева.
В приходе мы сталкиваемся со всем многообразием человеческих слабостей и недостатков. Учение Христа намного опередило свое время, мы и сейчас не готовы воспринять все из него, будучи далеко не совершенными. Даже лучшие из нас. Например, «Исповедь» святого Августина – честная история человеческих слабостей и ошибок, а автор прославлен в лике святых, тоже по-своему опередил свое время.
Как же мы можем поступать, будучи вовлеченными в человеческие отношения в приходе?
1. Кто-то может искренне не понимать, что какие-то слова или поступки не соответствуют христианскому учению, что они ранят и обижают других людей и порождают распри. Мы видим такое поведение и сами поступаем так же, абсолютно искренне не задумываясь, как мы выглядим. Люди, делающие это осознанно, – редкость.
2. Другой способен все это понять, но не способен отнестись с добротой и приятием ко всем людям с их слабостями. В таком случае, вероятно, лучше ограничивать общение с некоторыми раздражающими нас людьми (или с теми, кого раздражаем мы), чтобы избежать распрей. Не стоит вступать в ненужные споры. Если люди не слушают Христа, Церковь, Папу, епископов, священников, было бы самонадеянностью думать, что они обязательно услышат мирянина. Спорить имеет смысл только в том случае, если человек готов слушать и слышать собеседника, а не только себя. Всем нам стоит иногда вспоминать молитву, которую приписывают святому Фоме Аквинскому: «Избавь меня от пагубного стремления непременно высказывать своё суждение по всякому поводу и при любых обстоятельствах. Избавь меня от желания каждому сделать прямыми стези его».
3. Кто-то же видит людей такими, какие они есть, и даже может относиться с добротой, пониманием и любовью к людям с их несовершенствами и слабостями. Отдельно стоит упомянуть о служении священников и монашествующих, обязанных, по сути, принимать и выслушивать всех, кто пришел к ним. Со всем их своеобразием, со всеми недостатками. Подражая Христу. Являя нам пример отношения к ближним. Может быть, всю жизнь свою отдавая этому, отдавая всем нам, как святой Иоанн Мария Вианней. Но есть и обычные миряне, способные любить безусловно. Которые не побрезгуют «вечерять с грешниками». Не будут считать себя какими-то особенными. Не будут докучать наставлениями, особенно непрошеными. Рядом с которыми каждый человек начинает воспринимать себя важным, нужным, достойным счастья и любви. Чтобы научиться так принимать людей, нужно вначале научиться принимать и любить себя самого, таким, какой есть. Не бояться признаться, в первую очередь себе, в своих слабостях и недостатках. «Охотнее хвалиться своими немощами», как писал апостол Павел. Тем самым давая понять окружающим: «Я, как и вы, слаб. И так же нуждаюсь в любви, доброте, понимании и сочувствии. В милосердии и прощении Господнем». И все, можно считать, что первый шаг сделан. А дальше – все в руках Божиих и наших.
В то же время, не следует полагать, что такое принятие ближних с их несовершенствами оправдывает чьи-то недостойные поступки и грехи. Не замечать их – либо наивно и глупо, либо это лицемерие. И не видеть окружающих людей в Церкви, так же призванных Богом, не видеть каких-то проблем в Церкви, как раз и значит зацикливаться на себе, быть равнодушным к ближним, да и к Церкви тоже. По сути, неисполнение заповеди «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» – значит пренебрежение к Богу. Никто нас не призывает поощрять людей делать какие-то недостойные вещи или оправдывать некрасивые поступки по отношению к кому-то. Но и творящий такое нуждается в доброте, сочувствии и понимании. И мы не знаем, насколько он в душе, может быть, сожалеет о каких-то своих словах и поступках, как, может быть, переживает и раскаивается.
Любой человек – образ и подобие Божие. Разве можно на него плевать? Неважно, говорим ли мы об обиженном или об обидчике. Речь только об этом. Тяжело, практически невозможно принять и пожалеть обидчиков? Разумеется, ведь все мы несовершенны. Но «что невозможно человеку, то возможно Богу». Мы должны только по-настоящему захотеть и отдать ситуацию Ему.
Однажды мне довелось услышать такое высказывание: «Я не уйду из Церкви. Пусть валит её тёмный двойник». Если рассмотреть эту фразу с точки зрения учения Христа, речь идет не о конкретных людях, а о необходимости всем нам стать лучше, стараться приблизиться к совершенству Отца Небесного. Чтобы стать способными принимать окружающих нас так же, как принял блудного сына отец. Подражая Христу.
Лариса Беляева
Замечательная статья. Очень много верного, много мудрого… Спасибо!
Но насчет “тяжело, практически невозможно принять и пожалеть обидчиков?”- …. Жалеть насильника и жертву одинаково? И с какой стати проявлять “доброту и понимание” к садисту и подлецу?
Автор крайне наивно считает, что “ранят и обижают” осознанно редко (остается искренне порадоваться за автора и ее незнание дурных людей) Ранят и обижают из выгоды, чтоб сорвать зло, чтоб самоутвердиться. Вполне осознанно.
И хорошо бы написать о том, что не “принять и жалеть” нужно подобных лиц: а защищать от них жертв, восстанавливать справедливость и порою крепко ударить того, кто приносит другим мучения: это прекрасный способ научить ощущать чужую боль.
Настоящая любовь не сентиментальна, она бывает и такой.
Так что благодарность за отличную статью (которую чуть подпортило наше общероссийское обожание и “понимание” бандитов, насильников и садистов … которых в Церкви весьма немало)