Церковь для молодежи. Молодежь для Церкви

Доклад Оксаны Пименовой на конференции «Встреча: язык, на котором говорит Церковь»
2 марта 2019 года.

Молодёжь – это будущее, молодёжь – это мы

Молодежь – это будущее Церкви и всего мира. Молодежь – это мы, кто сегодня находится в поисках своего призвания, своего места в мире и Церкви, чтобы научиться любить и быть любимым, чтобы обрести счастье.

В этом небольшом докладе, который открывает блок “Молодежь”, я, как участник и свидетель Пресинодальной встречи и Синода, хочу поделиться с вами тем, как современная Церковь предлагает строить отношения с молодежью.

Церковь – молодёжь мира, молодёжь Церкви – обновление Церкви

Каждый христианин и вся Церковь призвана следовать за Христом. Миссия Церкви – обновить этот мир, потому что она обладает особым свойством, несмотря ни на что, радоваться, безраздельно отдавать себя, обновляться и открывать новые горизонты (Послание Второго Ватиканского собора молодежи, 7 декабря 1965 г.). И мы, молодые люди, посредством своего присутствия, слов и дел можем и призваны способствовать обновлению Церкви. Мы помогаем Церкви стряхнуть с себя все то, что тяготит или удерживает ее от того, чтобы открыться воскресшему Христу. Речь не идет о том, чтобы создать новую Церковь для молодых людей, но чтобы вместе вновь раскрыть молодость Церкви, открыться благодати Святого Духа (Instrumentum laboris, 1).

Церковь нуждается в обновлении, потому что это естественное развитие всего живого на земле, в том числе и отношений между людьми и Богом. Мы постоянно встречаем Христа идущим в окружении учеников, следующих за Ним. Поэтому я верю, что и все мы, как члены основанной Христом Церкви, призваны не останавливаться, а идти, и постоянно обращаться, неустанно задавать вопросы, даже если они не новы и повторяются, и искать ответы.

Молодая и зрелая Церковь – части единого Тела

Почему мы сегодня говорим о Церкви для молодежи и о молодежи для Церкви? Потому что мы часть одного целого и нуждаемся друг в друге. Мне очень понравилось сравнение, которое услышала на Синоде. Быть Церковью – это значит плыть среди вод, где молодые люди – сильные и энергичные гребцы – помогают нашей лодке двигаться вперед, а зрелые – читать знаки и направлять движение, чтобы не сбиться с пути. Каждый из нас выполняет свою миссию благодаря тому, что дает нам наше положение и, только работая сообща, мы можем следовать за Христом.


Смотреть запись доклада:


Кто такая молодёжь, и что молодёжь может дать Церкви

Какова роль молодого человека в Церкви? Какой вклад он вносит в ее жизнь?

Образно говоря, мы, молодежь, – это руки и ноги Церкви. У нас много энергии и сил, наши сердца жаждут свершений, стремятся к великому, ищут истину и любовь, даже несмотря на то, что мы бываем потеряны, обижены или пассивны. Это то, что свойственно молодому духу.

У нас не так много опыта, поэтому мы готовы идти на риск. Иногда мы совершаем то, на что не способны другие, потому что их может сдерживать прежний опыт или страхи, которых у нас пока нет.

Мы, молодежь, лучше всего чувствуем движение времени и изменения, мы проще адаптируемся к всевозможным новшествам, усваиваем их и делаем частью повседневной жизни. Мы держим руку на пульсе, даже если не всегда умеем правильно распорядиться тем, что дано. В каких-то вещах мы лучше и профессиональней своих родителей, учителей и наставников. Это важно признавать и отдавать этому должное.

Молодой человек не чистый лист, на котором можно написать свои наставления, проповеди и указания. У каждого из нас уже есть своя небольшая история, опыт радости и страдания, свои поиски. Сказать “так правильно” или “так было всегда” и не объяснить, почему, не получится. Мы нуждаемся в объяснении для того, чтобы находить суть этих “правильно и неправильно”, потому что стремимся быть свободными и свободно принимать решения.

Наши испытания и слабости могут помочь Церкви стать лучше, наши вопросы – бросать вызов, а наши сомнения – заставлять задуматься о качестве веры тех, к кому мы обращаемся. Наша критика также необходима для Церкви, потому что часто именно через нее можно слышать голос Господа, который просит о преобразовании сердца и обновлении структур (Итоговый документ Синода 2018, 116).

Правда и в том, что молодость – это лишь один из жизненных этапов, который ведет к зрелости. Все то, через что мы, молодые люди, проходим, призвано научить нас быть сознательными участниками миссии Христа. Мы, молодые люди, хотим быть частью Церкви, хотим чувствовать свою принадлежность, хотим участвовать в ее жизни. Это не только наше желание, это наша прямая обязанность, данная при Крещении.

Церковь для молодежи

Что же Церковь дает нам, молодежи? Молодые люди, вы часто спрашиваете себя: “Что мне дает Церковь?” Принадлежность? Отношения с Богом? Общину? Духовное развитие? Самореализацию? Переживание прекрасного? Истину? Наставников? Друзей?

Но хочется заметить, что тот момент, когда вопрос “Что мне дает Церковь?” превращается в вопрос “Что я даю Церкви?” – это момент настоящего обращения, обретения призвания. Это начало служения. Это “даю Церкви” не рождается из того, что мне хотелось бы дать, из всего множества прекрасных и амбиционных проектов, которые я имею, это “даю” рождается из того, что именно в тех обстоятельствах, в которых я уже нахожусь, в Церкви есть нужда, и есть я, который может ответить на эту нужду.

На этом пути встречи со Христом, поиска своего призвания, места, любви и счастья мы не одни. Нас сопровождают наши родные, друзья, община и вся Церковь. Сопровождать молодых людей – неотъемлемая часть миссии Церкви. Это особая задача, часть продолжающегося процесса воплощения в Церкви и ее членах Христа, который тоже был молодым и возрастал в мудрости, ведомый старшими.


Читайте по теме:

Полный русский перевод Итого документа Предсинодальной встречи молодёжи (проходила 19-24 марта 2018 года в Риме) с размышлениями молодых католиков из России…

Узнать больше →

 


Несмотря на то, что Церковь с самого момента своего зарождения сопровождает молодых людей, то, что представляет наибольший вызов на этом пути – это принципиальное обновление и изменение отношения, направления и практики сопровождения (Итоговый документ Синода 2018, 138).

Принцип “пастырство не для молодежи, а пастырство вместе с молодежью”

То, что сегодня предлагает Церковь, это отказаться от восприятия молодежи как объекта пастырской деятельности и поощрять молодых людей активно представлять Церковь, быть главными героями евангелизации и участниками процесса обновления общества (Папа Иоанн Павел II, Christifideles laici, 46). Это неизбежно требует перехода от пастырской деятельности для молодежи, к пастырству вместе с молодежью, где молодые люди становятся главными миссионерами среди своих современников (Бенедикт XVI, Послание к 28-му Всемирному Дню молодежи 2013 года, 18 октября 2012 года). Этот совместный путь Церковь видит через обновление соборности (synodality), которая выражается в вовлечении всех членов Тела Христова в совместный путь и открытое общение на принципах слушания, братского диалога и в совместном распознании тех изменений, которые происходят в жизни Церкви и всего мира (Итоговый документ, 122).

Принципы “слушающая Церковь и открытый диалог поколений”

Слушать, значит не просто слышать. Это взаимное слушание, в котором каждому есть чему научиться. Все участники слушают друг друга и слушают Святого Духа, Духа истины, чтобы понять, что Господь хочет сказать нам через другого (Francis, Address for the Commemoration of the 50th anniversary of the Institution of the Synod of Bishops, 17 October 2015, Итоговый документ, 122). Таким образом, Бог являет себя в современном мире.

Однажды, когда я обсуждала с одним священником опыт, который пережила на Синоде, то у нас состоялась интересная беседа. Я поделилась, что для меня возможность участвовать в совместном обсуждении жизни молодежи, ее проблем, пастырской деятельности и др. стала обогащающим опытом. Я была поражена: я могу свободно говорить, более того, Папа Франциск призывает меня быть смелой и говорить то, что я действительно думаю, а не то, что от меня ожидают. И меня слушали и слышали, прислушивались и отвечали. Каждая беседа принесла неоценимый опыт. Меня это обогатило, и, судя по тому, что удалось услышать от епископов, и о чем написано в Итоговом документе, это обогатило и их. Я выразила мысль, что такой формат общения может принести пользу и нашим отношениям со священниками, монашествующими и посвященными здесь, в России. Мне хотелось бы, чтобы молодые люди имели возможность участвовать в жизни Церкви более осознанным образом: не только слушая проповедь, катехизацию, лекции и наставления, но участвуя в диалоге, в обсуждении жизни и развитии нашей Церкви, конечно, там где это возможно и уместно. На это я услышала ответ, что священники общаются с молодежью, слушают исповедь или участвуют в духовной беседе, и все это и без того дает им возможность понять, о чем думает и чем живет молодой человек и, возможно, дажк лучше – в силу возраста и опыта – обобщить услышанное и выразить.

Возможно, это так, но есть разница. Во-первых, соображения и предложения молодого человека на подобной встрече могут разительно отличаться от восприятия других людей, и тем самым обогатить беседу новым взглядом, чему я стала живым свидетелем на Синоде. Но еще более важен сам факт того, что нас приглашают, что нас слушают, что нас принимают всерьез – это так вдохновляет и воодушевляет, в том числе учиться у пастырей заботиться о жизни Церкви. Мы, молодые люди, никогда не созреем, не возмужаем, не научимся брать ответственность, не будем возрастать в служении, если нас не вовлекать и не впускать в пространство, где “взрослые” говорят о “взрослых вещах”, принимают решения и действуют. Церковь живая. Многие знают, что ребенок в первую очередь учится на примере родителей, а не на его словах; что настоящий опыт передается во взаимодействии. Так впустите нас в это пространство, помогите нам осознать нашу ответственность. Чем Церковь отличается от семьи?

Принцип “совместного распознания пути развития Церкви и разделения ответственности”

Это правда, что молодежи уже предлагается много мероприятий. Хотя стоит заметить, что, как правило, инициаторами, организаторами и главными руководителями мы выступаем не так часто. Принцип идти вместе не значит вести за собой. Идти вместе, значит сопровождать. Это правда, что на пути взросления и возмужания мы, молодые люди, нуждаемся в авторитетных взрослых (Итоговый документ, 71). Но авторитет в данном случае не значит, что нам нужны те, кто будут нас поучать, указывать, что и как делать (хотя, как иногда соблазнительно, когда другие принимают за тебя решения), вести, а иногда везти или тащить на себе. Речь идет о таком авторитете, который будет способствовать нашему росту. В каких бы ситуациях Христос не встречал молодого человека, Он никогда не забирал его свободу, но призывал к развитию, к действию, “встать и идти” (Мк 5, 41, Лк 7, 14). Если вся та деятельность, которая устраивается для молодежи и с молодежью, все мероприятия, концерты, праздники, паломничества и пр. в конце концов не побуждают нас к росту, к развитию, к возмужанию, ко встрече с Христом, то в чем их смысл?

Когда мы принимаем, слушаем и слышим, что другой хочет нам сказать, когда мы воспринимаем этот диалог как возможность научиться чему-то новому, рождается пространство для совместного пути в развитии Церкви и реализации ее миссии и служения. На практике это включает не просто проведение мероприятий для молодежи, но вовлечение и разделение с молодыми людьми ответственности по катехизации, работе с детьми, организации жизни, начиная с отдельных приходов и общин и заканчивая уровнем совета епископов по делам молодежи.

Резюмируя, вот те принципы, о которых сегодня говорит Церковь: идти вместе и сопровождать, слушать и быть открытыми к братскому диалогу, совместно распознавать пути дальнейшего развития и разделять ответственность.

Наверное, после всего сказанного многие захотят спросить, как это все применить здесь, в наших условиях, при особенностях нашей культуры и жизни Католической Церкви в России?

У меня нет готового ответа. Но я хочу, чтобы мы все вместе участвовали в его обсуждении и выработке. Каким образом? Церковь уже дала на это ответ, уже показала пример, как это возможно. Работает ли такой подход? На Синоде мы смогли убедиться, что да. Так что давайте учиться идти вместе.

Оксана Пименова

Другие материалы конференции