15 августа – Успение Пресвятой Девы Марии

15 августа Католическая Церковь отмечает торжество Успения (взятия в Небесную славу) Пресвятой Девы Марии.

В Святом Писании мы не находим информации об этом событии. По этой причине некоторые фундаменталисты, буквально интерпретирующие Библию, не разделяют веру в это событие. Тем не менее, размышления о роли нашей Благословенной Матери в тайне Спасения становятся основой для нашей веры в Успение. Мы твёрдо верим, что с самого момента зачатия Мария была освобождена от первородного греха по особой милости Всемогущего Бога. Архангел Гавриил называет её “благодати полной” и “благословенной между женами”. Мария была избрана, чтобы стать матерью нашего Спасителя. Она зачала от Святого Духа Господа нашего Иисуса Христа. Так через неё истинный Бог стал истинным человеком: “Слово стало плотью и обитало с нами”. Несмотря на ограниченное число упоминаний в Евангелии, Мария всё время представляет Господа другим людям: Елизавете и её сыну, Иоанну Крестителю, который радостно взыграл во чреве матери в присутствии Господа; простым пастухам и мудрым волхвам; людям в Кане Галилейской, когда Господь совершает первое чудо по просьбе Своей матери. Мария также стояла у подножия креста своего Сына, участвуя в Его страданиях через материнскую любовь, и в то же время, как Его ученица, она отважно стояла там с надеждой на воскресение. И, наконец, она пребывала с апостолами в день Пятидесятницы, когда сошёл Дух Святой и была рождена Церковь. Таким образом, мы видим Марию как преданную слугу Господа, глубоко разделившую Его рождение, жизнь, смерть и воскресение.

По этим причинам мы считаем, что обещание жизни вечной и воскресения во плоти, которое Господь дал каждому из нас, было исполнено для Марии. Поскольку она была освобождена от первородного греха и его последствий (одним из которых является тление тела после смерти), разделила жизнь и Страсти Господа, Его смерть и воскресение, приняла Духа Святого в Пятидесятницу, Мария являет нам образ ученика, участвующего в воскресении телесном и прославлении Господом в конце земной жизни.

Опираясь на такое понимание, Папа Пий XII в апостольской конституции Munificentissimus Deus от 1 ноября 1950 года торжественно провозгласил, что “Непорочная Матерь Божья, Приснодева Мария, завершив свой жизненный путь на земле, была взята телом и духом во Славу Небесную”. Обратите внимание, что эта формулировка не уточняет, умерла ли Мария физически, прежде чем вознестись, или просто была вознесена. Она лишь говорит: “завершив свой жизненный путь на земле, была взята телом и духом во Славу Небесную”.

Умерла ли Мария прежде, чем была вознесена? Или просто “уснула”? Была ли она похоронена? Церковь не даёт нам конкретного ответа, потому что традиция не ясна. Согласно апокрифическому сборнику Transitus Mariae, авторство которого приписывается святому Мелитону Сардийскому, Мария умерла в присутствии апостолов в Иерусалиме, после чего её тело исчезло, либо же было погребено и потом исчезло. Похожую историю передаёт и святой Иоанн Дамаскин.

Однако же эти истории не должны иметь приоритет над богословским обоснованием нашей веры в Успение Пресвятой Девы Марии. Мы должны помнить, что Отцы Церкви защищали догмат об Успении по двум причинам. Так как Мария была безгрешной и Приснодевой, её тело не могло пострадать от первородного греха после смерти. Кроме того, так как Мария родила Иисуса Христа и как его мать играет особую роль в искуплении человечества, она также должна душой и телом разделить Его воскресение и славу.

Тем не менее, благочестивые предания популяризировали термин “Успение”, отражающий представление о том, что Мария в конце своей земной жизни именно “уснула”, после чего была принята в Небесную славу. Византийский император Маврикий (582-602) установил праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа для Восточной Церкви (некоторые историки полагают, что празднование было уже широко распространено перед Эфесским Собором в 431 году). К концу шестого века этот праздник закрепляется и на Западе под названием “Успение”.

бр. Уильям Сондерс

Источник (англ.): www.catholiceducation.org

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback

[…] закрепляется и на Западе под названием «Успение». (с) Рускатолик В этот день есть традиция освящать цветы и плоды […]