Вино монашеских орденов. Часть 1. Чудеса с вином

Новая христианская эпоха, изменившая столь многое в жизненном укладе людей и путях развития цивилизации, тем не менее, восприняла в себя много констант уходящей Античности, одной из важнейших из которых было вино. Греко-римская культура полагала хлеб, вино и оливковое масло символами и основой городской и земледельческой цивилизации, противостоящей варварству.

Поэтому христианство, которое зародилось в средиземноморском культурном пространстве, приняло в качестве сакральных символов именно хлеб, вино и оливковое масло, которые сделались материей важнейших христианских таинств: евхаристии и елеопомазания.

Первым чудом Иисуса Христа, которое описано в Евангелиях, было превращение воды в вино в Кане Галилейской. А последним из самых значительных чудес в Его земной жизни было установление на Тайной вечере таинства Евхаристии, непременным атрибутом которой также стало вино. «И, взяв чашу, и благодарив, подал им, и сказал: пейте из неё все; ибо сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов». На страницах Нового Завета вино – это постоянно присутствующий символ, подчас даже приобретающий эсхатологический характер: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царстве Отца Моего» (Мф. 26, 27 – 29). Аналогично многозначительную символичность приобретают и термины «виноградная лоза», «виноградарь». Так Иисус Христос говорит о Себе в Евангелии от Иоанна: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой Виноградарь» (Иоанн 15, 1).

Следует также отметить, что вино часто появляется на страницах Ветхого Завета. Первым явлением Земли обетованной была налитая гроздь винограда. Моисей послал людей высмотреть землю Ханаанскую, и они «пришли к долине Эсхол, и срезали там виноградную с одной кистью ягод, и понесли ее на шесте двое». Конечно, вино в Ветхом Завете имеет широкий спектр коннотаций, но в целом, больше положительных, чем отрицательных. Можно лишь вспомнить несколько примеров:

Псалом 104, 15: «… вино, которое веселит сердце человека».

Екклесиаст 10, 19: «Пиры устраиваются для удовольствия, и вино веселит жизнь».

Захария 10, 7: «…возвеселится сердце их, как от вина…».

Захария 9, 17: «Хлеб одушевит язык у юношей, а вино у отроковиц [девушек]».

Интересно отметить, что каждый раз, когда пророки угрожали, что Бог накажет израильский народ за грехи, вино, как правило, попадало в список грядущих лишений: «Выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь»; «Засохло вино… и веселье у сынов человеческих исчезло».

Великое переселение народов, достигшее апогея в V веке, сокрушило Западную Римскую империю и привело к упадку античной цивилизации. Единственной структурой, которая в Западной Европе в эпоху раннего Средневековья смогла стать хранительницей не только Греко-римской культуры, но ремесел и сельского хозяйства, была Католическая Церковь. Кафедральные соборы и аббатства, стали создателями большинства величайших виноградников современной Европы.

Христианство нуждалось в вине, необходимом для совершения литургии, поэтому Церковь стала в эту эпоху главным фактором развития виноградарства и виноделия. Многих епископов поздней Античности легенды связывают с виноделием, начиная со св. Мартина, легионера из Венгрии, который в 371 году стал епископом Турским. Св. Мартину приписывают начало виноделия в Турени, а также внедрение обрезки лоз. Основав аббатство Мармутье, он, согласно легендам, начал там возделывать виноград и производить восхитительные вина, а после смерти стал одним из небесных покровителей вина и виноделов Франции.

Симоне Мартини.Мартин Турский в медитации
Симоне Мартини.Мартин Турский в медитации

Со святым Мартином связан популярный сейчас праздник молодого вина – Божоле Нуво. Это обусловлено, во многом, тем, что 11 ноября отмечается праздник святого Мартина – покровителя вина и виноделов, поэтому во Франции еще со времени Средневековья установился обычай устраивать в этот день праздник первого вина урожая этого года. Однако в связи с тем 11 ноября 1918 года было подписано соглашение о перемирии в Первой мировой войне, и эта дата стала днем памяти погибших в этой самой кровопролитной для французов войне, в связи с чем празднество вина было передвинуто с этой даты. С 1985 года этой датой стал третий четверг ноября. Ровно в полночь с открытия первой бочки начинается праздник Божоле Нуво, девиз которого «Le Beaujolais Nouveau est arrivé!» («Божоле нуво прибыло!»). По установившейся традиции, это вино должно быть выпито не позднее окончания весны.

Сообщения о виноградниках Франции встречаются с самого начала образования Франкского королевства. И уже первое свидетельство оказывается очень символичным. Св. Ремигий крестил короля франков Хлодвига в Реймсе – столице будущих шампанских вин. Причем св. Ремигий сам был виноделом, в своем завещании он оставил «святой Католической Церкви града Реймсского лозы, насажденные в винограднике моем на реке Субн» (современное название реки – Сюип, в 20 км от Реймса). Так, два главных героя, стоящих у истоков Франции, и город, в котором короновались в последующем французские короли, оказались связаны с великим искусством виноделия, прославившим в будущем Францию.

Мастер святого Эгидия. Крещение короля Хлодвига епископом Ремигием, около 1500 года
Мастер святого Эгидия. Крещение короля Хлодвига епископом Ремигием, около 1500 года

О том, что во Франкском королевстве не прерывался процесс культивирования винограда и производства вина, свидетельствует главный источник по истории этой эпохи – «отец французской истории» св. Григорий Турский. Григорий Турский был не только первым французским историком, но и агиографом. Следуя агиографическому жанру, он наполняет жизнеописания своих героев множеством чудес. То чудесным образом останавливается борона, которой пахарь решил работать в праздничный день. То собиравший милостыню калека-нищий узнает, что из соседней епархии приближаются мощи великого святого, исцеляющего калек, пускается наутек. Но не успевает пересечь границу своей епархии, как святой вступает в ее пределы, и нищий неотвратимым образом исцеляется от кормившей его хромоты. Григорий описывает также немало чудес, в которых первостепенную роль играет вино. Так он рассказывает о чуде св. Юлиана, который хотел отблагодарить всех собравшихся к его мощам в третьи календы мая (29 апреля). Тогда вино не только наполнило полупустой бочонок, но и начало изливаться через край, подобно  каше из горшочка у братьев Гримм. Причем вино это было Фалернским – самым знаменитым «grand cru» Римской империи!

В других виноградниках еще только почки набухали, а из этого сосуда вино потекло. По силе [святого] май соделывается октябрем, поскольку новое вино вливается в чаши, и, более того, без виноградника рождается Фалернское…

De passione, virtutibus, et gloria sancti Juliani Martyris, 35

Но это все чудеса из житийной литературы. В реальности же, аббаты и епископы, как опытные виноградари, выбирали лучшие места для культивирования виноградников. Например, аббат св. Эрмеланд (около 645 – 720), когда выбирал место для основания своего аббатства, сразу обратил внимание на то, что примеченный им остров в устье Луары, является весьма подходящим для того, чтобы на нем разбить виноградники:

Тогда, выйдя из корабля, начал изучать место… Этот остров не могут залить [наводнения] по причине высоты находящейся на нем горы, и потому этот остров является безопасным для проживания, а также на нем достаточно места для того, чтобы разбить виноградники….

Donatus. Vita Ermelandi abbatis

Так начиналось виноделие долина Луары, а происхождение не менее знаменитого винодельческого региона Каора связано с именем епископа Дезидерия (около 590 – 655).

… Дезидерий, помимо других чудных дел, построил аббатство рядом с самой Кадуркой [т.е. Каором], а вокруг него засеял поля и насадил виноградники.

Vita sancti Desiderii

Кагорпод этим названием в настоящее время существуют два совершенно разных вина. Французское красное сухое вино и русское красное сладкое вино. Французское вино Cahors (Каор) – это красное сухое вино, имеющее статус контролируемого по месту происхождения – AOP, получившее свое название по одноименному городу, известному еще с эпохи римской Галлии – Divina Cadurcorum («божественный город кадурков», то есть одного из галльских племен). Уже в Средние века это вино пользовалось большим успехом и называлось «vin noir» (черное вино). Папа Римский Иоанн XXII, родом из Каора, сделал его не только главным вином застолий папского дворца, но и вином Мессы.

В Россию французское вино каор пришло вместе с реформами Петра I. Доктора рекомендовали императору пить это вино как целебное средство. В России Cahors стал называться «кагор», буква «h», которая во французском языке не произносится, в русском стала произноситься как «г». Благодаря Петру кагор в XVIII веке стал использоваться Русской Православной Церковью и для совершения литургии. Но русское духовенство, привыкшее к сладким красным винам, которые до этого ввозились сначала из Византии, а затем из Италии и Испании, решило превратить это сухое вино в сладкое крепленое. И уже в XIX веке кагор стали производить в России, подражая знаменитому французскому вину лишь в одном – его интенсивно-красном цвете.

Но если в эпоху Раннего Средневековья ведущую роль в виноделии играли епископы, то далее, в эпоху Высокого Средневековья флагманами виноделия становятся аббатства. И монашеское виноделие будет лидировать вплоть до XVIII века, о чем будет наш следующий рассказ.


Виталий Леонидович Задворный — кандидат философских наук, директор Института Европейской Цивилизации (с 2002 года) и главный редактор Католической Энциклопедии (с 2005 года).

Автор 5 книг, в числе которых «Сочинения Римских понтификов I – IX веков» (2011) и более 500 статей по древней и средневековой истории, истории философии, истории вина и гастрономических традиций. Курсы лекций по темам «История вина в европейской цивилизации» и «История гастрономии в европейской цивилизации» были прочитаны в Российском Государственном Гуманитарном Университете (РГГУ), а в 2014 году — в Высшей Школе Экономики.

 

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
trackback

[…] монашеских орденах, производивших пиво, вина, виски и ликеры). И в Средние века, и до, и после них […]