Приходы: Владивосток

О приходе Пресвятой Богородицы во Владивостоке рассказывает Ольге Хруль архивист прихода Шапошникова Татьяна Витальевна.

Первый римско-католический приход на территории Дальнего Востока был основан по Указу Императора Александра II 18 февраля 1866 г. в молодом российском городе Николаевске-на-Амуре, тогдашней столице Дальневосточного Генерал-губернаторства.

Куратом церкви Амурского края и настоятелем прихода назначен о. Казимир Радзишевский, переведенный на Дальний Восток из Уллского прихода Витебской области, где он служил викарием. В официальном сообщении отмечалось: «викарный кзендз о. Казимир Радзишевский в политической неблагонадежности не замечен, пользуется по своему сану уважением».

Костёл Рождества Пресвятой Девы Марии, 1900 год

Прихожане отца Казимира – военнослужащие сухопутных войск и морского экипажа, личный состав которых был представлен поляками, литовцами и украинцами, рекрутированными в западных губерниях Империи, переселенцы из бывших польских губерний, ссыльно-поселенцы и сахалинские каторжане – участники польских национально-освободительных восстаний. В течении 22-х лет отец Казимир был миссионером и постоянно объезжал все поселения Дальнего Востока и Сахалина, где проживали католики. Он старался не заставлять свою паству молиться на русском языке, но, с другой стороны, старался избегать обострений отношений с российскими властями. Большинство его прихожан были бедными, живущими в крайней нужде, церковная казна не пополнялась, и священник бедствовал вместе с прихожанами – научился добывать и заготавливать мясо и рыбу, освоил ремесло изготовления одежды. 28 марта 1882 г. он был Высочайше награжден Золотым Наперстным Крестом. После перевода Генерал – губернаторства и штаба сухопутных войск в Хабаровск, а Управления Амурской флотилии во Владивосток, встал вопрос о переводе католического прихода во Владивосток. В 1886 г. на имя Приамурского генерал-губернатора А. Н. Корфа следует подробная докладная записка курата отца Казимира Радзишевского: «Наибольшее число моих прихожан находится во Владивостоке. Оставаясь в нем на жительство, я мог бы служить этому большинству зимой, а весной и летом, пользуясь средствами морских сообщений Владивостокского Порта, объезжать приморские местности и остров Сахалин. Владивосток, благодаря установившемуся судоходству, является пунктом, куда прибывают суда из европейской части России и коммерческие суда иностранных наций. А среди служащих и пассажиров находятся лица католического вероисповедания».

Курат отец Казимир Радзишевский с католиками Владивостока 1886 год

Кроме того, о. Казимир Радзишевский подаёт ходатайство в городскую Думу Владивостока, где пост Городского головы занимал поляк Игнаций Маковский, об отводе участка земли под постройку костёла и приходского дома для священника. На это Владивостокская городская управа решениями 1885-го и 1886-го годов постановила «отвести в восточной части Владивостока на 3-ей Портовой улице под сооружение римско-католической часовни и помещения притча в ведение римско-католического духовенства свободную землю в 3150 кв. сажен», а спустя 2 года надворный советник портовой конторы Иван Манцевич передаёт участок земли мерой 625 кв. сажен в прирезку к отведенному участку под постройку дома для римско-католического священника. Переписка с высшими имперскими, военными и церковными инстанциями о переносе прихода во Владивосток, о разрешении частных пожертвований, о выборе синдиков-старост прихода затянулась на несколько лет.

Дата основания прихода во Владивостоке следует из официального послания канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода Министру Внутренних Дел, датируемого 11 январем 1890 г.: «Ввиду окончания постройки православного Собора во Владивостоке, я не усматриваю в настоящее время препятствий к перенесению в названный город из Николаевска римско-католической каплицы». А 22 мая того же года Могилевская Архиепархия в лице митрополита Александра Гинтовта, имея разрешение Министра Внутренних Дел, перевела отца Казимира Радзишевского на постоянное местожительство во Владивосток. В дополнение к распоряжению был объявлен «повсеместный сбор пожертвований в течение двух лет на сумму 3000 рублей на постройку римско-католической церкви и дома для священника во Владивостоке». На отведенном ранее участке земли был возведен небольшой деревянный костёл с колоколенкой под воззванием Рождества Пресвятой Девы Марии. Владивостокский приход составляли военнослужащие и демобилизованные, дворяне, ремесленники, купцы, интеллигенция, крестьяне-переселенцы и бывшие каторжане. На юге Приморской области 2610 человек назвали польский язык родным, из них 954 чел. находились во Владивостоке. Перевод прихода во Владивосток мало что изменил в жизни священника: он по-прежнему оставался неутомимым миссионером. 6 июля 1893 г., остановившись во время одной из своих пастырских поездок в Благовещенске, отец Радзишевский скоропостижно скончался в возрасте 55 лет.

На смену почившему пастырю Могилевская архиепархия направила во Владивосток священника Адама Шпигановича, выпускника Санкт-Петербургской духовной академии, который служил законоучителем учебных заведений в Риге. Католический приход на Востоке Российской империи в далеком Владивостоке жил трудно. Недостаточное финансирование, поступавшее из департамента Духовных Дел Иностранных Вероисповеданий, скудные пожертвования прихожан-военнослужащих низших чинов, врачей, учителей, мелких служащих контор, и только небольшого числа дворянства и предпринимательства, не приносили приходу процветания. Крестьяне-переселенцы окрестностей Владивостока также не могли делать достаточных вливаний в казну костела. По 8-9 месяцев в году приход находился без священника, делавшего регулярные пастырские визиты по населенным пунктам всего российского Дальнего Востока. Вот что об этом писал инженер-железнодорожник Александр Неверович, будучи во Владивостоке в 1897 г.: «Во Владивостоке имеется католический приход Матери Божьей и есть церковь, но её трудно назвать церковью. Это длинный деревянный дом, в котором, с одной стороны, живет священник, а во второй половине, на крыше, есть купол с крестом. Церковь может вмещать до трехсот благочестивых прихожан. Возле главного алтаря висит икона Матери Божьей Ченстоховской, вместо скамеек – стулья. Под потолком находится миниатюрный хор и стоит фисгармония. К сожалению, мы не нашли священника во Владивостоке. Священник – юноша около 35 лет, просвещенный и образованный, но он редко бывает в городе, потому что приход охватывает огромную территорию Дальнего Востока. Священник в поездках по приходу обычно проводит более шести месяцев, а в остальное время живет во Владивостоке».

В отсутствие священника большую работу вели синдики прихода, выбранные из числа уважаемых прихожан, занимавших в городе высокие служебные должности: директор Русско-Японского банка Стефан Эпштейн, коллежский асессор Наполеон Рацевич, техник-смотритель Владивостокского Порта Болеслав Туркович, надворный советник Франц Клопотовский.

В 1901 г. настоятелем владивостокского прихода был назначен о. Петр Бульвич, до этого служившем в приходе г. Благовещенска. Он добрался до Владивостока только в середине феврале 1902 г., а 2 февраля полностью сгорел деревянный костёл и приходской дом со всем имуществом. На страховые выплаты на старом фундаменте был построен временный 12x4x2-саженный молитвенный дом под воззванием Пречистой Девы Марии, который служил местом богослужения 19 лет. Кроме молитвенного дома, на страховую премию были построены дома для священников и органиста, а также сторожка, кухня и погреб, а на пожертвования прихожан из польской колонии приобретены литургические вещи. Но именно это трагическое событие послужило началом строительства нового костёла, который бы смог вместить многократно выросшее католическое население портового города.

В том же году отец Пётр Бульвич, заручившись поддержкой Строительного комитета из числа владивостокских прихожан, представляет аргументацию Могилевскому Архиепископу Викентию Ключинскому: «Состав местного прихода выражается в следующих цифрах: воинских чинов в двух крепостных полках, в крепостной артиллерии, саперной, минной ротах и железнодорожном батальоне – 1500 чел; в Сибирском флотском экипаже и тихоокеанской эскадре – 500 чел; гражданского населения – 1500 чел. Кроме того Владивосток, как Порт и начальный пункт Сибирской железной дороги служит местом движения множества лиц, временно прибывающих. Его посещает в год около 450 коммерческих пароходов, доставляющих до 80000 пассажиров, прибывших по железной дороге 250000, это дает в общем 5000 католиков. Ежегодно местный рейд посещают иностранные эскадры, а также все чаще появляются католики-китайцы, корейцы и японцы».

Костёл Пречистой Девы Марии во Владивостоке, 1915 год

Начавшаяся переписка оборвалась в связи с переводом священника в другую епархию, а на его место в 1903 г. был назначен викарный священник из Витебской губернии о. Станислав Лавринович. По дороге на Дальний Восток Лавринович заболел тифом, а после выздоровления в течение ещё двух лет служил в разных приходах Амурской области, прежде чем добрался до Владивостока. Курат Лавринович для польской диаспоры Владивостока остался в памяти как пастырь, заметно ожививший приходскую жизнь и открывший первую польскую школу для детей. Священник активизировал Строительный комитет, который объявил городской конкурс проектов костёла. Автором победившего проекта стал военный инженер и городской архитектор Владимир Антонович Плансон де Риньи.

Слева – Архитектор В.А. Плансон де Риньи, справа – Архитектурный проект Владивостокского храма

В основу проекта положен план самарского костёла с небольшими изменениями. Владимир Антонович Плансон де Риньи окончил Институт гражданских инженеров Императора Николая I в Санкт-Петербурге и в 1899 г. приехал во Владивосток. Многие созданные им здания считаются архитектурными шедеврами, которые ныне входят в перечень исторических памятников Владивостока. Талантливый инженер-строитель награжден орденом Св. Станислава 3 ст. (1905 г.), орденом Св. Анны 3 ст. (1916 г.). Эскизы внутреннего убранства костёла сделаны мастерской известного варшавского художника церковных интерьеров Йозефа Шпетковского (J. Szpetkowski). В 1909 г. наконец вышло Постановление Духовной Коллегии Могилевской Архиепархии об ассигновании требуемой суммы на постройку владивостокского костёла, к тому же местное приходское общество добавило крупные сборы, полученные от концертов, лекций и добровольных пожертвований.

15 июля 1909 г. во Владивостоке епископ Могилевской Архиепархии Ян Цепляк в торжественной церемонии освятил заложенный краеугольный камень будущего костёла.

Процессия освящения закладного камня во Владивостоке, 1909 год

Фактически же строительство началось только в 1912 г., после того как во владивостокский приход был назначен курат отец Кароль Сливовский – почетный каноник Могилевской архиепархии, награжденный орденом св. Станислава III ст., магистерским и наперстным крестами.

Почётный каноник Могилёвской архиепархии Кароль Сливовский, 1912 год

С именем Кароля Генриховича Сливовского связан период расцвета Римско-Католической церкви на Дальнем Востоке. Кроме духовной опеки, отец Кароль Сливовский уделял много времени и сил попечительской работе с бедными прихожанами и с приходскими детьми. Существовавшее благотворительное общество пополнилась новыми активными членами и получило название «Доброчинность», а польская приходская школа стала четырехклассной: в ней дети не только обучались, но и получали бесплатное питание. Польская школа с 1912 по 1914 гг. содержалась на личные средства инженера Болеслава Артца, а в 1915-16 гг. финансировалась владивостокскими предпринимателями братьями Эдвардом и Владиславом Синкевичами, Карлом Керсновским, Александром Бамбулевичем, Болеславом Станкевичем и Константином Стемпковским. При польской школе открылся детский приют для сирот, потерявших одного или двоих родителей.

Польская колония на крыльце молитвенного дома Пречистой Девы Марии, 1915 год

Первая мировая война стала причиной обнищания населения Владивостока и польской диаспоры. Средства, отпущенные на строительство костёла, по предложению курата Сливовского было решено переадресовать в помощь беженцам из западных районов империи. Строительство было приостановлено. И только в 1919 г. возобновилось бригадой военнопленных из Германии и Австро-Венгрии во главе с Рольфом Гейлингом, бывшем архитектором из Вены. «В течение двух месяцев мы принимаем участие в строительстве этого Божьего дома, чтобы почувствовать себя по-человечески и немного свободнее. Мы надеемся вернуться домой в скором времени» (отрывок из письма Р. Гейлинга потомкам, которое было найдено в 2009 г. на чердаке костёла).

Рольф Геёлинг, Австрия (первый справа) с бригадой военнопленных на строительстве храма

В 1920 г., учитывая большую территорию Дальнего Востока, Могилевская архиепархия основала Владивостокский деканат, объединивший католиков Приамурья, Хабаровской и Приморской областей. Деканат насчитывал 11 тыс. верующих и пять священников – о. Владислав Каминский, о. Георгий Юркевич, о. Станислав Колодзейчик, о. Иоанн Дыриялло, о. Доминик Микшис, а также о. Владислав Миржвинский, окормлявший проживающих на острове Сахалине, Николаевске-на-Амуре, на побережье Татарского пролива до пристани Ольга. Курат Сливовский стал деканом Владивостокским. Летом 1921 г. состоялась дозволенная советской властью визитация римско-католических приходов Дальнего Востока Апостольским Делегатом архиепископом де Гуебриантом (Jean-Baptiste-Marie de Guebriant) с представителями католического духовенства. В личном архиве де Гуебрианта (архив архиеп. Де Гуебр. Париж, A-Z-24) есть такая запись: «Во Владивосток прибыл 18 июня 1921 года в 9:30 утра. На вокзале встречали Декан о. Кароль Сливовский, польский консул г-н Карчевский, литовский консул г-н Ваттекайтис и французы, находившиеся во Владивостоке. Затем поехали к костелу, где ожидали собравшиеся верующие, которых я благословил. В тот же день нанёс визиты в консульства, а затем совершил экскурсию по городу, во время которой показали исторические места Владивостока, бухту Золотой Рог и побережье Амурского залива. Во второй день визита, утром в костеле отслужил тихую мессу, а затем в полдень состоялась торжественная месса с конфирмацией, во время которой было конфирмировано 196 человек. После этого лично принимал прихожан и духовенство». По результатам визитации архиепископ разрешил декану Сливовскому освятить костёл без колоколен и утвердил открытие Владивостокской малой духовной семинарии для мальчиков из польских семей, назначив её ректором о. Мариуса Клюге из Силезии.

2 октября 1921 года, освящение собора Пресвятой Богородицы

2 октября 1921 г. во Владивостоке в торжественной обстановке состоялось освящение нового костёла под воззванием Пресвятой Богородицы. Собрались многочисленные гости – духовенство дальневосточных и харбинских приходов, прихожане, консулы иностранных государств, представители предпринимательства и горожане. Вот что об этом писала местная газета «Владивосток»: «Собор выделялся строгим неоготическим обликом среди окрестных зданий. Он был хорошо виден с рейда бухты Золотой Рог и сразу привлекал к себе внимание. В архитектуре использована традиционная трёхнефная базилика, центральный неф был значительно выше боковых. Торжественность интерьеру придавали два ряда белых колонн, украшенные растительным орнаментом. Широкие стрельчатые окна чередовались с узкими простенками, что зрительно увеличивало пространство церкви в высоту. Слева у колонны был устроен белый же, имитированный под мрамор амвон для чтения Святого Писания, а в прямоугольной апсиде в главном алтаре возвышалось большое распятие Христа из белого мрамора, которое было перенесено из временного молитвенного дома. Рядом с алтарём находились флаги и хоругви, использовавшиеся во время литургических процессий. Стены нового собора украшали иконы, среди них Матерь Божья Ченстоховская и Остробрамская, а в часовне находилась фигура умершего Христа и Плащаница». Это событие стало духовной поддержкой не только для католиков, но и для всего христианского населения Владивостока. В период 1919-1921 гг. наступило время расцвета католической церкви на Дальнем Востоке. Союзные войска Америки, Канады, Франции, Чехии, расквартированные во Владивостоке и окрестностях, военнопленные Первой мировой войны, добирающиеся на родину через восточные рубежи России, многочисленные беженцы западных районов советской России принесли в приход практикующих католиков. Духовенство не отказывало им в религиозных требах. Костёл Пресвятой Богородицы стал прибежищем и местом духовности. Так, в 1921 г. в 170 записях о крещении значатся граждане Польши, Чехословакии, Венгрии, Италии, Австрии, Германии, Франции, Литвы, Латвии, Эстонии, Японии и Китая.

Однако уже к концу 1921 г. невиданных размеров эмиграция городского населения, в том числе польского и иностранных граждан привела к опустению владивостокского прихода. В этом же году Папа Бенедикт XV отделил азиатскую Россию от европейской и создал самый большой в мире Викариат, в его составе стал Владивостокский деканат. А 2 февраля 1923 г. буллой Пия XI «Semper Romani» была учреждена Владивостокская епархия (Dioecesis Vladivostokensis), которая формально просуществовала до 2002 г., после чего вошла в состав епархии Св. Иосифа в Иркутске. Первым и единственным епископом Владивостокским стал Кароль Сливовский, рукоположенный в 1923 г. в Харбине (Маньчжурия). Католический костёл Владивостока получил статус кафедрального собора.

Первым и единственным епископом Владивостокским стал Кароль Сливовский, рукоположенный в 1923 г. в Харбине (Маньчжурия). Слева – его фото в день хиротонии. Справа – кафедральный собор Владивостока.

Владивостокская епархия была разбросана на тысячи километров Дальнего Востока по военным гарнизонам, деревням и посёлкам. Священники и капелланы несли самоотверженно свет Христа верующим – о. Болеслав Янович, о. Антоний Жуковский, о. Болеслав Волынец, о. Иоанн Дыриялло, о. Доминик Микшиц, о. Станислав Колодзейчик, о. Юлиан Брыллик, о. Антон Мачук, о. Владислав Островский, о. Александр Эйсымотт, о. Антоний Лешчевич.

Однако, уже в 1925 г. положение в приходе резко изменилось. Была закрыта Малая духовная семинария, курия, прекратили существование приходские и польские общественные организации «Доброчинность», польский Красный Крест, «Дом Польский».

«Париж. Архиепископу де Гуебрианту. 18 февраля 1926 года. Ваше Высокопреосвященство! Мой самый дорогой и самый любимый отец. Только теперь нашлась оказия передать письмо. Мы ограблены – у нас отобрали все костельные принадлежности. Кроме того, нам надо платить различные налоги, например, за землю на которой сооружён костёл и 600 йен за приходское здание, где я живу. Но благодаря Спасителю имею полную свободу служить мессу в костеле. Слава Богу, посещаемость по воскресеньям и в праздничные дни значительная. А добрый Иисус отблагодарил меня большим количеством людей, которые приходили ко мне на исповедь. Но только Богу известно, продолжится ли это… Меня многократно вызывали в ГПУ, но пока остаюсь жив. Бог меня оберегает, потому что я остался единственным епископом на всю европейскую и на всю азиатскую Россию. Теперь Ваша Эксцеленция знает нашу ситуацию, поэтому выражая высокое уважение, поручаю вместе со своими верующими всех нас Вашему благословлению и Вашим молитвам. Бесконечно благодарный Вам, Servus in Christo Кароль Сливовский, епископ».

Последний настоятель прихода о. Георгий Юркевич

В 1927 г. начались жестокие гонения и репрессии католического духовенства и верующих. В 1928 г. польским правительством епископ Сливовский был награжден орденом Возрождения Польши III ст. (№ 2680, № aktu P.R.M. 4352). Эта награда так и не дошла до епископа, которого в скором времени изгнали из города в поселок Седанка, где его приютила прихожанка Казимира Пиотровская. Проживая там в маленькой комнатке, он, по сути, содержался под домашним арестом и надзором органов ГПУ. Сливовский умер 5 января 1933 г. в возрасте 78 лет и похоронен на местном православном кладбище. На могиле епископа поставили железный крест с табличкой. В настоящее время могила утрачена. Вещи епископа раздали прихожанам. Некоторые из них хранились в семье Станько, и в 1998 г. Регина Станиславовна передала их в возрождённый католический приход Владивостока.

Слева – староста прихода Юлиан Неверо. Справа – староста Мартин Малиневский.

Через 10 дней после смерти епископа скончался староста прихода Юлиан Неверо. Настоятель владивостокского прихода о. Георгий Юркевич был арестован в 1931 г. и осужден к 10 годам лишения свободы. Умер 4 июня 1942 г. в Ново-Ивановском отделении Сиблага. От некогда большого прихода осталась маленькая община верующих без священников и старосты. В этот трудный час общее собрание предложило исполнять функции старосты поляку Мартину Малиневскому.

Община прихожан продолжала собираться на молитвы в здании костёла, выплачивая городской казне налоги. В 1934 г. на использование здания церкви был назначен особенно высокий налог, что и вынудило прихожан прекратить собираться в храме. В сентябре 1935 г. вышло Постановление Приморского Облисполкома: «Ввиду отказа общины верующих от содержания здания, культового имущества договор на использование зданием расторгнуть». Владивостокскому костёлу повезло, ещё одним Постановлением горсовета «здание бывшего польского костёла со всеми принадлежавшими ему постройками передать Приморскому областному архивному бюро в безвозмездное и бесплатное пользование».

Верные прихожане стали собираться поочередно по своим домам. Это привело к трагедии – пять членов прихода Мартин Малиневский, Антон Герасимук, Валерий Герасимук, Сигизмунд Бржезинский, Ян Струдзинский были арестованы и приговорены за создание «контрреволюционной подпольной религиозной польской организации» к высшей мере наказания. 3 февраля 1938 г. в 18 часов приговор приведен к исполнению.

Закрытый собор, 1945 год

До 1945 г. здание собора стояло закрытым. Подвалы заливались грунтовыми водами, стекла витражей были выбиты. Только с 1945 по 1950 гг. начались работы по перестройке, в которые были вовлечены японские военнопленные. Главный неф разделили тремя этажами, построили межкомнатные перегородки и провели монтажные работы по прокладке системы водоснабжения и канализации. Занял костёл Российский Государственный исторический архив Дальнего Востока вплоть до 90-х годов. Здание собора принято под государственную охрану решениями исполкома Приморского краевого Совета народных депутатов в 1976 г. и 1987 г. как памятник истории и культуры, и передано на баланс Управлению культуры Администрации Приморского края.

Возрождение римско-католического прихода Пресвятой Богородицы во Владивостоке началось в 1990 г. Первая попытка была предпринята выпускником Киевского высшего военно-морского политического училища Андреем Попком. На несколько объявлений, данных в городской газете, откликнулись не только люди, неравнодушные к судьбе католической церкви, но и прихожане бывшего прихода – Олимпия и Казимира Талько, Ядвига Чарнецкая, Люция Оранская, Ядвига Зелинская, София Бржезинская и другие. Именно они стали во главе возрожденной католической общины Владивостока.

Зигмунд и София Бржезинские с детьми

Из воспоминаний прихожанки Люции Оранской: «По рассказам бабушки и мамы, на долю поляков в советское время выпало много страданий. Они несли тяжелое бремя репрессий, дети оставались сиротами, но всегда гордились своим происхождением и в анкете с гордостью писали о католическом вероисповедании. Нас крестили в костеле, а наши родители до последнего дня были верными прихожанами. Потом жизнь разбросала всех по разным путям. Но в 90-е годы мы пришли в костел, обрели веру наших предков, память о своих корнях».

Первая месса у стен закрытого храма, 10 ноября 1991 года

10 ноября 1991 г. прошла первая за 60 лет святая месса у стен закрытого храма. В мессе участвовало 30 человек, и провел её католический священник из Америки о. Мирон Эффинг. 4 января 1992 г. Управление юстиции Приморского края зарегистрировало объединение «Католическая парафия» г. Владивостока, и в этом же году по назначению епископа Верта во Владивосток прибыли назначенный настоятель прихода о. Мирон Эффинг и брат Даниил Маурер из общины Регулярных Каноников Иисусу Господу. О. Мирон вспоминает: «Я всегда думал о России, и когда началась здесь перестройка решил окончательно приехать в Россию, в эту великую страну, страдающую от безбожия в результате атеистической политики. Почему Владивосток? Да потому, что это уникальный город на берегу Тихого океана, имеющий блестящее будущее и связь с огромным азиатским регионом». Количество этнических поляков во Владивостоке и пригороде по переписям 2002 и 2010 гг. составляло всего лишь 1060 и 600 человек, а их доля в общем составе населении была не более 0,03%.

Первые мессы возрождённого прихода проходили во Дворце пионеров, в Доме профсоюзов и остро стоял вопрос о возвращении верующим здания церкви, по-прежнему занятой Государственным архивом. Обширная переписка и встречи настоятеля с административными органами Приморского края и города принесли обнадёживающий результат. Ряд постановлений Приморского краевого Совета, вышедшие в 1993 г. вынесли решение о передачи здания бывшего польского костёла общине Римско-Католической церкви Пресвятой Богородицы. Однако условия передачи здания церкви были неприемлемы. Тогда о. Мирон обратился с письмом в Верховный Совет Российской Федерации в Комитет по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности. Ответ пришёл незамедлительно: «Исходя из ряда принятых Законов РСФСР и Постановлений Верховного Совета РСФСР 1990 годов, рекомендую рассмотреть вопрос о поэтапной передачи верующим бывшей их собственности». Это уже обнадёживало и поддерживало то, что епархия г. Анкориджа и ряд других католических организаций США выразили согласие оказать содействие в реставрации храма. В это время Президент России Б.Н. Ельцин подписал Указ о возвращении культовых зданий верующим. И наконец 15 сентября 1993 г. вышло решение Приморского Краевого Совета Народных Депутатов о передачи здания бывшего польского костела католической общине г. Владивостока. 3 октября прихожане впервые вошли в свой храм. Честь ввести прихожан была предоставлена первому старосте общины Андрею Попку. Процессию возглавили молодые прихожане, а статую Пресвятой Богородицы внесла старейшая прихожанка Ядвига Зелинская.

В конце октября Национальная конференция католических епископов Америки через организацию «Помощь церкви в восточной Европе» передала пожертвование на реконструкцию и восстановление церкви во Владивостоке. 1 января 1994 г. день торжества Пресвятой Богородицы, являющийся титулярным праздником прихода, стал еще днём возвращения святыни владивостокским католикам. Численность прихожан в 1994 г. составляла 154 человек.

Репетиция приходского хора с о. Даниилом, 1994 г.

С 1994 г. начались регулярные богослужения и параллельно шла поэтапная реставрация – удаление внутренних перекрытий и восстановление зала (1994-2007), установка витражей (1999-2004), обновление кирпичного фасада (2003-2005), строительство двух колокольных башен со шпилями (2007-2009). Проект реконструкции здания и реставрации главного его фасада с постройкой колокольных башен, шпилей и крестов выполнил известный владивостокский архитектор Павел Мамонов, строительными работами руководил Андрей Удовиченко.

В северной башне храма в 2007 г. установили 4 колокола – «Мария», «Св. Иосиф», «Архангел Гавриил», «Св. Рафаил Калиновский», переданные в дар от польских общественных организаций. Их освятил в 1999 г. Папа Иоанн Павел II во время визита в Польшу (г. Радом).

Из литургических вещей сохранилось мраморное распятие Христа. По оценкам искусствоведов работа принадлежит руке известного русского скульптора В.П. Клодта. Решением Исполкома Краевого Совета депутатов трудящихся в 1950 г. оно было передано в методический фонд Владивостокского художественного училища для учебных целей. В 1996 г. приход, собрав солидную доказательную базу, смог вернуть распятие в храм. У скульптуры нет пальцев на одной руке, сколы ноги, венка, набедренной повязки и креста. Это ли не символы тех трудных лет, что пережила церковь и прихожане. Встречали распятие пожилые прихожанки, помнящие его в своем детстве.

Возвращение распятия, 1996 г.

Дизайн алтаря в главном нефе и в часовне, крещальни разрабатывал литургический консультант Мэтью Алдерман, Нью-Йорк.

В 1994 г. викарием прихода о. Даниилом было основано Общество русской литургической музыки св. Августина, которое сочиняло, переводило и собирало литургическую музыку для латинского обряда на русском языке. Для прихожан был составлен сборник гимнов «Величит Душа Моя Господа», в который вошли более 170 литургических песнопений и части мессы на русском языке. Вскоре владивостокские католики впервые услышали электронный орган «Богоявление». Это дало возможность устроить первый в истории города органный концерт и познакомить горожан с шедеврами духовной музыки. Концерт состоялся в ноябре 1996 г. в честь возвращения мраморного распятия Христа. В 1998 г. о. Даниил предложил идею организации рождественского межконфессионального фестиваля хоров. Идею поддержали христианские Церкви Владивостока, и вот уже более 20 лет фестиваль стал одним из самых успешных рождественских проектов прихода. В 2003 г. приход Стелла Марис в г. Чарльстоне Южная Каролина (США) благотворительно передал во Владивосток орган фирмы Роджерс, названный «Стелла Марис» – древним титулом Пресвятой Богородицы. «Стелла Марис» стал единственным в городе концертным органом.

3 февраля 2008 г. прошло освящение уже отреставрированного храма. В торжественном богослужении принимал участие Его Преосвященство епископ Кирилл Климович, прихожане и гости из многих дальневосточных приходов. В этот день в притворе в основание фундамента была положена капсула с посланиями нынешних католиков к потомкам в 2108 г. В этот же день была освящена часовня Владивостокских Мучеников. В часовне находится храмовая икона Пресвятой Богородицы Владивостокской, написанная священником о. Дамианом в 1993 г. по просьбе настоятеля о. Мирона Эффинга в монастыре Святого Преображения Чикагской епархии Украинской Греко-Католической Церкви в Калифорнии.

В 2015 г. в зале собора был смонтирован духовой орган с механической трактурой «Диего Сера №25», мастерская Диего Сера г. Лас-Пиньяс, Филиппины. Установка духового органа стало ключевым событием в жизни прихода и заметным в культурной жизни Владивостока и Приморского края.

Органный концерт

Сегодня Римско-Католическая Церковь на Дальнем Востоке возродилась. Настоятель владивостокского прихода о. Мирон Эффинг приложил немало сил и веры, чтобы возродить исторические приходы в городах Приморья, Хабаровского края и Амурской области. В 1999 г. открытые приходы вошли во Владивостокский деканат Апостольской Администратуры Восточной Сибири и Дальнего Востока. Дальневосточные католики через 60 лет вновь обрели веру, смогли посещать открывшиеся церкви, заниматься благотворительностью. И сегодня, прослужив в России тридцать лет, о. Мирон с удовлетворением говорит: «Здесь во Владивостоке я прожил целую эпоху. Мы начинали с поисков наших прихожан исторического прихода. Радовались и благодарили Бога, когда находили их, крестили детей, внуков. Вернули храм, который строили прошлые поколения владивостокских католиков. И, если мы уже прошли первый этап нашей церкви, то сейчас начинается второй. Сегодня все в руках молодых священников, которым мы передаем наш опыт и знания». Трудно перечислить все сферы ответственности и деятельности о. Мирона. Священник, монах, преподаватель в университетах и учитель в средних школах, директор школ, декан университета, основатель общины Регулярных каноников, основатель 12 приходов, а также многих благотворительных организаций. Администрацией г. Владивостока он был награжден знаком отличия «За заслуги перед Владивостоком». Эта высокая награда присуждается жителям Владивостока за существенный вклад в социально-экономическое и культурное развитие города, а о. Мирон уже давно считается полноправным его жителем.

Награждение отца Мирона, 2021 г.

Приход Владивостока насчитывает около 1000 прихожан. Собор Пресвятой Богородицы дважды провозглашался Юбилейной Церковью – в празднование Великого Юбилея в 2000 г. и в Святой Год Божьего Милосердия в 2015 г.

При храме служат три монашеские общины – Регулярные Каноники Иисуса Господа (с 1992 г.) и две монашеские общины сестер – Сестры Милосердия св. Анны (с 1998 г.) и сестры-канониссы Иисуса Господа (с 2013 г.). Довольны ли сестры своим пребыванием в России. Вот их ответ: «Мы воспринимаем как подарок Бога, что посланы в эту страну, в этот город, к этим людям и имеем возможность согревать холодную землю жаром всеобщего, безграничного Милосердия, которое мы получаем ежедневно от Бога».

В приходе работает воскресная школа, катехуменат для подготовки к крещению или вступлению в католическую церковь. С 1992 г. созданы организация «Каритас» помощи нуждающимся и Центр Поддержки Женщин. Не забыты в приходе пожилые прихожане, помнящие трагические события католической церкви. Многие из них уходят навсегда, но память о них живет на страницах Книги Памяти. В приходе работают библиотека и архив.

Во Владивостоке в общине Регулярных Каноников Иисусу Господу обучаются в новициате и принимают первые обеды братья из Индонезии, Филиппин, Вьетнама, Пакистана, Уганды (Африка) и страны Восточный Тимор (о. Тимор). Рукоположены 13 священников, которые служат в Индонезии, Америке, России и Казахстане и 7 дьяконов, двое из которых в скором времени будут рукоположены в России для служения во Владивостоке. В сентябре 2021 г. Декретом епископата Епархии св. Иосифа в Иркутске Кириллом Климовичем настоятелем прихода назначен о. Маурер Даниил.

Община каноников

А в октябре 2021 г. собор Пресвятой Богородицы Владивостока отметил 100-летие со дня освещения. Стены собора, как и его верные прихожане за 100 лет испытали многое. Он был прибежищем и местом духовности для христиан многих стран мира, он выстоял во времена жесткой антирелигиозной войны, его стены хранили исторические документы Дальнего Востока.

Владивосток – многонациональный город-порт, восточные ворота России для деловых и дружественных отношений, столица дальневосточного федерального округа. И современный католический приход Владивостока стал многонациональным.

Собор является ещё и притягательным культурным объектом для желающих познакомиться с неоготической архитектурой. Посещение его включено в программу городских экскурсий, здесь проводятся занятия для студентов архитектурных направлений университетов Владивостока, художественных училищ и школьников.

Татьяна Шапошникова

Основные даты:

1890 – основание прихода во Владивостоке
1909—начало строительства каменной церкви
1921—окончание строительства и освящение церкви
1923—буллой Папы Пия XI была учреждена Владивостокская епархия, церковь получила статус кафедрального собора
1935—закрытие собора
1993—возвращение верующим здания собора
2000 – провозглашен Юбилейной церковью
2010—завершение реконструкции
2015 – провозглашен Юбилейной церковью
2021 – епископ Сливовский провозглашен Слугой Божьим

Настоятели прихода:

о. Казимир Радзишевский 1890-1893 гг.
о. Адам Шпиганович 1893-1902 гг.
о. Петр Бульвич 1902-1909 гг.
о. Станислав Лавринович 1909-1911 г.
о. Кароль Сливовский (епископ Владивостокский) 1911-1933 гг.
о. Георгий Юркевич 1921-1931 гг.
о. Мирон Эффинг (1992-2021 гг.)
о. Даниил Маурер (с сентября 2021 г.)

Контакты:

690001, г. Владивосток,
ул. Володарского, 22
Телефон: (423)2269614
Официальный сайт прихода

Декан: о. Мирон Эффинг, CJD: myron.effing@gmail.com
Настоятель: о. Даниил Маурер, CJD: vladcanonsregular@gmail.com
Викарии: о. Никита Кушнарев, CJD: vladcanonsregular@gmail.com, о. Вики Самуэль, CJD: vickysamuel271@gmail.com

Счет для пожертвований:

МРО «Приход Пресвятой Богородицы Римско-Католической Церкви в г. Владивосток»
ИНН 2536053840
КПП 253601001
ОГРН 001032500008947
р/счет 40703810100000000029
ООО «Примтеркомбанк»
г. Владивосток
к/счет 30101810600000000717
БИК 040507717
При переводе пожертвования в графе “назначение платежа” указывайте “пожертвование на уставные цели”

Читайте также:

«Нет такого греха, что я бы не слышал»: отец Мирон Эффинг — об исповедях, отношениях с православными и католицизме в Приморье (ИНТЕРВЬЮ)

Материал подготовила Ольга Хруль

Благодарим за помощь отца Никиту Кушнарёва

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии