Богословие в сказках: “Ёлка”

Однажды придя к друзьям в Сочельник, Ганс Христиан, как всегда, был окружен детьми и увлечен ими со «взрослой половины», наполненной разговорами о политике и судьбах мира, в мир детских игр и фантазий, историй, с удовольствием принимаемых прислугой и детьми. Рождественская ёлка, которая в те времена стояла в прекрасном зале всего один день, стала поводом для создания новой истории. Позднее она вошла в сборник его историй «Новые сказки».

Перед нами не просто сказка-притча. Это практически сага, повествующую историю целой жизни. Сначала мы встречаемся с совсем юным деревцем, потом с ёлочкой-подростком. Наконец, перед нами девушка, но красота ее цветет, как кажется, всего один день. И вот уже она всеми покинута, а потом и вовсе гибнет в огне предпасхальной уборки.

Конечно же, эта история снова об Андерсене. Ведь все его сказки автобиографичны. Ему так хотелось вырваться из провинциального Оденса в столицу и непременно прославиться. И это очень роднит его с лесной красавицей, мечтавшей покинуть родной лес. Когда мать попыталась обучить его хоть какому-то ремеслу, он возмутился, сказав, что это будет непоправимый грех. Ганс Христиан видел свое призвание на театральных подмостках, в написании стихов. Слава пришла к нему, но, будучи пессимистом по природе, он все равно хотел чего-то иного. И это тоже роднит его с ёлочкой из сказки. Может быть, он мечтал о семье и детях. Может быть, какие-то еще мечты не получили своего воплощения. Но даже будучи обласкан европейской элитой и многими монархами, он все стремился к чему-то еще и никак не мог это обрести.

Нередко говорят, что Андерсен умер в одиночестве, как и ёлка из его сказки. Только это не соответствует действительности. Он умер в доме своих друзей Морица и Доротеи Мельхиор. Мориц тоже был удивительным человеком. Его отец был кожевником, приехавшим из Германии в Данию. Мельхиор, как и Андерсен, мечтал о великом будущем. И надо сказать, что он весьма многого добился. Мориц стал одним из первых евреев членов парламента Дании. Если учесть, что в те времена в Скандинавии иудеи считались людьми второго сорта, то это было невероятное достижение. Интересно, что на последнее Рождество Андерсена специально для него Доротея Мельхиор устанавливает в доме ёлку. Если учесть, что семья Мельхиор была религиозна и дала иудейской общине Дании несколько раввинов, то можно понять насколько сильно Доротея и Мориц ценили своего талантливого друга.

Но обратимся наконец к самой сказке «Ёлка». Ведь внимательный глаз сможет углядеть в ней множество символов, связанных не только с биографией датского сказочника, но и с жизнью каждого из нас.

В начале деревце еще столь мало, что на него обращают внимание только деревенские детишки, приходящие в лес за ягодами. «Какая славная ёлка!» – говорят они, но зеленой малышке не хочется слышать этих бедных неизбалованных ребятишек. Она мечтает о чем-то великом. Сначала ей нужно просто стать, как все. «Уж как бы широко я раскинулась ветвями да выглянула макушкой на вольный свет! – думает она. – Птицы вили бы гнезда у меня в ветвях, а как подует ветер, я кивала бы с достоинством, не хуже других!», «выпасти, вырасти, стать большой и старой – лучше этого нет ничего на свете!». Такие мысли посещают очень многих малышей. Им кажется, что счастье живет исключительно в будущем, когда они всего добьются, сами станут родителями или даже дедушками-бабушками. Надо сказать, что причина этого обесценивания детства совсем не в них, а в нас, взрослых, которые не считаются с их мнениями и желаниями. Сейчас, конечно, практически все уже знают, что нужно быть ответственными родителями, общаться с детьми, интересоваться их жизнью. А во времена Андерсена его мама, забирающая его из школы, потому что ребенка бьют и ему тяжело находиться в таких условиях, была исключением. Дети воспринимались как недоросшие взрослые и отношение к ним поэтому было соответственным. Впрочем, ведь не только детям свойственно это неумение радоваться сегодняшнему дню и все время заглядывать за угол в ожидании чего-то, что непременно наступит в будущем, но почему-то совсем не сегодня. Мы часто пропускаем мимо ушей, подобно андерсеновской ёлочке, добрые слова, звучащие в наш адрес, предполагая, видимо, что завтра о нас напишут в газетах и вот это-то и будет настоящим признанием. Как тут не вспомнить рассказ А.П. Чехова «Радость», повествующий о коллежском регистраторе Дмитрии Кулдарове, в нетрезвом виде попавшем под лошадь. В тот же день в газете появилась небольшая заметка об этом происшествии, и «маленький человек» ощутил себя истинной знаменитостью. Это и был его звездный час!

Ёлка тоже ждет своего звездного часа. А пока через нее перепрыгивают зайчики, которые кстати всегда были символом робости. Ёлка не только ростом мала, она еще и робеет перед своими более взрослыми подругами, но при этом не прислушивается к их словам о том, что нужно радоваться тому, что имеешь здесь и сейчас. Когда тебя срубят, все это – прекрасный лес, весеннее солнышко и прыгающие через твою верхушку зайчики – никогда уже больше не повторится.

Стоит обратить внимание, что, как это часто бывает у Андерсена, все «приключения» словно бы разбиты на три части. Сначала эту трехчастность мы обнаруживаем в мечтах ёлочки. Как уже говорилось, будучи совсем маленькой и зеленой, она мечтает стать, как все. Когда деревце подрастает, оно уже мечтает стать корабельной мачтой и украшать судно, несущееся по волнам в дальние страны. За моря… Как часто герои Андерсена отправляются именно за моря. Вспомним хотя бы сказку «Дикие лебеди». Ведь братья-лебеди уносят Элизу за море, чтобы там свершилось их спасение, а она обрела свое счастье. Конечно, для вечно всеми обсмеиваемого Андерсена счастье могло быть только за морем, в Европе. Сейчас в интернете часто гуляет фраза о том, что можно сменить страну обитания, но свой внутренний мир ты все равно возишь везде с собой. Много путешествовавший сказочник хорошо об этом знал. Видимо, именно поэтому он мечтает вместе со своей ёлочкой стать мачтой корабля и смотреть на море или океан, смывающие из души всякую боль, обиду и страдание.

Наконец, третье желание ёлочки – украшать рождественский праздник. Об этом ей рассказывают воробьи. Тут стоит на минутку отвлечься, чтобы обратить внимание на птичек, с которыми общается деревце. О мачтах на кораблях ей сообщают аисты.

Аист очень многозначный символ. Еврейская традиция, которая была хорошо знакома Андерсену, считает аиста символом милосердия и заботы. Считалось, что аисты не только кормят своих птенцов, но и заботятся о престарелых родителях. Поэтому для еврейского сознания аист был не только милостью к страждущим, но и напоминанием о любви к своим родным, о важности семейных уз и о связи поколений. Появление аиста в сказке – это был своего рода намек ёлочке: не спеши, научись сначала любить свою родину, свой лес. Кроме того, в Северной Европе существовало поверье, что аисты своими криками подбадривали распятого Христа. «Крепись! Держись!» – кричали они. Перед нами удивительный христианский образ. Ведь мачта корабля с древних времен ассоциировалась с древом Креста. Кто бы еще мог рассказать об этом ёлочке, как не аисты, чистые и верные птицы, не оставлявшие Спасителя до самых последних минут Его земного странствия? Ласточки, к которым сначала обратилось деревце, об этом не знали, потому что они, согласно поверью, только пытались унести гвозди, а потом улетели. Видимо, поэтому они не смогли ничего рассказать ёлочке. Ответ дали именно аисты.

А кто рассказывает ёлочке о рождественском празднике? Воробьи. Эти птички символизируют собой бедность и, как это ни странно, легкое поведение. С их неразумного щебета и начинается новый период в жизни ёлочки – мечта оказаться в центре праздника.

Эти три коротких рассказа о мечтах ёлочки очень похожи на искушения Христа в пустыне. Сначала ей просто хочется быть, как все. Она бы с удовольствием сделала камни хлебами, чтобы птицы прилетали клевать их, и звери приходили есть. Только быть такой, как ее высокие сестры и братья. Быть заметной и, как ей кажется, нужной. Потом ёлка мечтает стать мачтой. Встать в центре корабля, чтобы все крутилось вокруг нее. Это не только жажда приключений, но и своего рода жажда власти. И, наконец, быть в центре рождественского праздника, заменив собой… Слушатели Андерсена точно знали, Кто центр этого праздника. Но гордыня лесной красавицы об этом не ведала, и воробьи ничего ей об этом сказать не могли.

Ёлка не устояла перед всеми тремя искушениями. Наконец, ее мечта сбылась. Ее срубают, и она украшенная стоит по центру комнаты. Ее триумф длится всего один день, но она так нервничает, что толком не успевает им насладиться. Здесь мы также видим, что история разбивается на три части. Первая – жизнь ёлочки в лесу. Вторая – сам праздник. И третья – жизнь на чердаке, куда ёлочку отправляют после праздника, и которая заканчивается смертью ёлочки в костре.

Оказавшись на празднике, ёлка больше всего озабочена своим внешним видом. Она так дрожит, что даже случайно поджигает свои веточки. Ей так хочется быть в центре. Самой главной, самой важной. Но детей интересуют лишь подарки, а не она сама. Хорошо, что ей удается услышать хотя бы сказку. Да и сказочник подчеркивает, что ей неплохо бы ее услышать. Мы не знаем, о чем была эта история. Пришедший к детям толстый человечек, садящийся у ёлки, предлагает на выбор две сказки: про Иведе-Аведе или про Клумпе-Думпле. Кто эти персонажи?

Клумпе-Думпле – это, как ни странно, Шалтай Болтай. Его имя с датского перевести как «Глупый камень». Стоит вспомнить, что этого персонажа сделал похожим на яйцо Льюис Кэрролл в своей сказке про «Алису в Стране чудес». Что имел в виду Андерсен, когда говорил о том, что он с лестницы свалился, но все-таки принцессу за себя взял, неизвестно. Но, как предполагают некоторые исследователи, в тот вечер Юлеманде, как называют рождественского деда, рассказывающего в Сочельник сказки и прячущего подарки, поделился с детьми одной из английских сказок Матушки Гусыни. Русскоязычные читатели знают их благодаря переводам Самуила Маршака. А вот Иведе-Аведе – это датские фольклорные персонажи, про которых Андерсен хотел написать свою сказку, но она так и осталась в черновых набросках. Мы знаем только, что речь идет о двух человечках. Иведе был пылкий и порывистый, всегда первый в танце, на газетных столбцах и в обществе. Аведе говорил про себя: «Я и аристократишка, и мещанин, и ремесленник, и крестьянское отребье в одном лице».

Дети выбирают рассказ про Клумпе-Думпле. Его и запоминает ёлка. На этом она и остается на ночь в одиночестве, воображая, что следующий день будет лучше предыдущего. Она будет особенно хороша и обязательно все получше разглядит и запомнит. Только следующий день приносит разочарование. Ёлка оказывается на чердаке. Так начинается третья часть истории про лесную красавицу.

Почему же рассказ про Рождество так короток? Где же чудеса? Где ангелы, приходящие навестить глупышку? Может быть, она их пропустила, будучи погружена в свои мысли и все еще надеясь быть в центре праздника и блистать, блистать, блистать? Сказки Андерсена очень похожи на жизнь: ангелы и чудеса бывают в жизни тех, что смирен сердцем. Так происходит в другой истории датского сказочника про Девочку со спичками, ведь события этой грустной истории тоже разворачиваются в Сочельник.

Эта сказка развивается параллельно истории про ёлочку. Девочка в этой сказке видит три видения, появляющиеся, когда она зажигает спички. Они также напоминают нам о трех искушениях Христа в пустыне. Только здесь эти искушения становятся поводом для надежды и стремления отправится к Богу. Посылаемые ребенку образы не приводят ее в отчаяние, а напротив наполняют сердце теплом и радостным предвкушением избавления, спасения.

А что же ёлка? Она оказывается на чердаке. Сначала совсем одна, потом ее посещают мыши и крысы. Мыши – старинный символ лицемерия и любви к богатству. Крыса – символ смертного греха. Как часто они приходят искушать героев Андерсена! Дюймовочка попадает к мышке, Стойкий оловянный солдатик встречает в сточной канаве крысу. Мышам и крысам ёлка рассказывает о своем прекрасном лесе, из которого она стремилась убежать. И пересказывает единственную сказку, которую ей удалось услышать. Но быстро проходит слава мирская. Мыши повосхищались, повосхищались историями и ушли. А крысам так и подавно не интересно все, что чуждо наживе. Печальны были последние дни ёлочки. Когда же пришло время уборки, ее и вовсе раскололи на мелки щепочки и отправили в огонь.

В заключение стоит сказать еще об одном образе, скрывающимся за сказкой «Ёлка». Это образ Марии Магдалины, несчастной женщины, одержимой бесами и освобожденной Христом. Лесную красавицу, жаждущую славы, одолевает множество бесов. Это бесы гордыни и тщеславия, бесы зависти и корысти. За ними она не видит красоты окружающего ее мира. Не испытывает благодарности за все происходящее вокруг. Лесная красавица, подобно одержимой Магдалине, живет в призрачном мире соблазнов и горечи. Она ничему не радуется. Ее взгляд все время устремлен в будущее, но в нем нет никакой надежды, потому что она думает только о себе. Все ее истории и размышления начинаются со слова «я». Иисус приходит, чтобы спасти Марию Магдалину. Но точно также Он приходит в рождественский день и к ёлочке. Она стоит нарядная, украшенная свечами и подарками, по центру зала, но нет в ее сердце благодарности. Ёлка не желает послужить этим детям, которые снимут сладости с ее ветвей, не желает порадовать взрослых. Все ее внимание устремлено на нее саму. Поэтому она пропускает самое главное в празднике – приход Младенца. Судя по описанию праздничного вечера, разглядеть приход Господа, действительно, сложно. Андерсен никогда не рассказывает историй со сразу читаемой моралью. Иисус присутствует в заботе, тепле и радости, наполнивших дом в этот вечер. Только в отличие от Магдалины, искавшей исцеления, самовлюбленной ёлке совсем не до этого. Поэтому она гибнет в пламени, издавая стоны сожаления и тоски.

Но ёлочку не просто сожгли. Ее отправили под пивоваренный котел. Как это ни удивительно, но в Дании с древнейших времен делают пиво. Мало того, оно является обязательным атрибутом как рождественского, так и пасхального стола. Андерсен прячет в грустном конце сказки надежду на продолжение жизни ёлочки. Углядеть эту тонкость могут, пожалуй, только датчане, хорошо знающие, что Пасха невозможна без пива. Ёлка умирает в костре и душа ее полна раскаяния. Она вспоминает все, чем не дорожила, чему не радовалась. Но для нее все еще есть надежда! И чтобы мы точно были уверены, что это не конец, Андерсен упоминает, что звезду с ёлки взял себе один из малышей, сначала присутствовавший на празднике, а потом пришедший посмотреть на то, как будут варить пиво.

Эта небольшая рождественская история ставит перед своим читателем целую серию вопросов о смысле жизни, славе, ценности сегодняшнего дня. Но сказка – это только начало размышления и поисков ответов.

Анна Гольдина

Изображение: Pinterest

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии