Одним из самых любимых и популярных праздников в Католической Церкви является торжество Тела и Крови Христовых. Распространенность этого праздника в рамках латинского обряда Церкви и разнообразие традиций, выражающих веру народа в Пресвятое Таинство, свидетельствует о том, что этот праздник не теряет своей значимости до настоящего времени. Вряд ли в ближайшие десятилетия он пополнит копилку (чулан) забытых или объективно устаревших, отошедших в виду несоответствия духу времени традиций, праздников.

Этот праздник глубоко укоренен в западной традиции евхаристического благочестия, сконцентрированного на поклонении Евхаристическому Хлебу. Возникновение этого праздника связано с именем святой Юлиании из Льежа. Она стремилась ввести в церковный календарь праздник, посвященный Евхаристии. Это стремление святой укрепилось благодаря мистическому видению: Юлиания увидела полную Луну, на которой имелось пятно. По аналогии с круглой Гостией, святая из Льежа истолковало пятно на Луне как отсутствие особого праздника, посвященного Евхаристии.

В 1247 году епископ Льежа ввел праздник Евхаристии для своей епархии, а в 1264 году Папа Урбан IV (1261-1264) ввел его для всей Церкви. Стоит заметить, что, будучи священником, этот Папа был духовником святой Юлиании.

Несмотря на то, что праздник был введен для всей Церкви самим Папой, за исключением Нижнего Рейна, Венгрии и некоторых мест Франции этот праздник не получил широкого распространения и принятия народом. Решающую роль в принятии этого праздника «снизу», т.е. народом, сыграли введенные к концу XIII века процессии в этот день, которых поначалу, как видимо, не было.

Первоначальное название праздника – Праздник Святейшего Тела Господа нашего Иисуса Христа. В первый Миссал 1570 года, принятый на Тридентском соборе, этот праздник вошел под схожим названием: «in festo Corporis Christi» — в праздник Тела Христова. Затем название этого дня в народе закрепилось просто как Corpus Christi.

Само название праздника отражает традицию евхаристического благочестия Церкви от Средневековья до начал литургического обновления в XX веке – сконцентрированность на Хлебе – Теле Христовом. Почитанию Крови Христовой – в том числе мы это видим по практике причащения под одним видом – уделялось очень мало внимания.

Введенный праздник Драгоценной Крови Христовой, впоследствии поднятый рангом до торжества, но отмененный вследствие последней реформы календаря, не оздоровлял ситуацию.

В Миссале 1970 года праздник получил новое название – торжество Тела и Крови Христовых. Молитвы для Мессы и процессии взяты из Миссала 1570 г. Их тексты, а также тексты гимнов и секвенции, приписываются авторству святого Фомы Аквинского.

Процессия со Святыми Дарами всегда считалась центральным элементом праздника. Первоначальная ее форма заключалась в том, что эта процессия обходила поселение и поля, а  по направлению к четырем сторонам света делались остановки, на которых читали молитвы о хорошей погоде и урожае. Современная процессия во многих странах сохранила подобную форму – верные подготавливают четыре алтаря, у которых во время процессии делают остановки. Каждое стояние посвящено определенной теме: первое – «Евхаристия – Жертва», второе – «Евхаристия – пища духовная», третье – «Евхаристия – залог жизни вечной», четвертое – «Евхаристия – таинство единства Церкви». В некоторых странах процессия просто проходит через город или район, от одного храма к другому. В любом случае, целью процессии со Святыми Дарами является выражение веры в реальное присутствие Христа в Евхаристии.

После II Ватиканского собора во многих странах отказались от этой процессии, а в некоторых наоборот, этот праздник стал популярнее, чем раньше. Возможно, это остается одним из немногих способов литургией свидетельствовать о Христе современному миру.

Дмитрий Калинкин

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz