Зачем страдать? Уроки Крестного пути, или как развить в себе эмпатию

В 2016 году финансовый экономист и профессор университета Гамбурга Майкл Бауер исследовал измученное войнами население 40 стран. Опрошенные респонденты прошли через немыслимые страдания и ужасы войны и испытывали вполне логичное желание не участвовать в общественных делах государства. Однако полученные в исследованиях данные говорили об обратном: после пережитых потрясений их социальная и гражданская активность, напротив, возросла. Это исследование подтвердило гипотезу другого ученого – психолога Патрисии Фрейзер, которая за 15 лет до Майкла Бауера высказалась о том, что жертвы насилия склонны к проявлению эмпатии в два раза сильнее, чем до случившегося эпизода насилия.

Страдания могут казаться бессмысленными лишь на первый взгляд. Но каждый из пережитых эпизодов боли дает нашей внутренней жизни мощный импульс для развития.

Страдания – опыт – ключ к эмпатии

“По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Ин 13:35).

Христианство с самого момента своего возникновения провозглашало поистине гуманистические ценности. Первые христиане до сих пор служат нам примером братской любви и единения, которые невозможны без развития эмпатии. 

Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание. Она осуществляется в том числе при помощи зеркальных нейронов, которые находятся в коре головного мозга и позволяют отражать чувства и эмоции других живых существ.

Сочувствие и сострадание не только помогают нам быть опорой и поддержкой для наших братьев, но также воспитывают в нас добродетели, закаляют характер и дают благодать для возрастания в любви к Богу.

Практикуя эмпатию при чтении Евангелия, в особенности во время чтения эпизодов Крестного пути, мы способны лучше постичь смысл жертвы Христа, ее искупительную силу и ту любовь, с которой Господь восшел на Крест для спасения человечества.

Если переосмыслить крестные страдания Христа и попробовать спроецировать на себя ощущения, связанные с болью, унижением, несправедливостью, а главное с сильнейшим чувством любви, служения и верности замыслу Отца, то можно неожиданно для себя пробудить свое сердце и ум к подлинному служению христианина.

Представьте себе на секунду, что вы стали свидетелем того, как официант пролил на гостя горячий чай. Скорее всего вы сможете отыскать в своем жизненном опыте случай, когда вы сами оказывались в подобной ситуации, вспомнить те ощущения, которые вы при этом испытывали, и мгновенно испытать ту боль, которую в данную секунду переживает жертва этой неловкости.

Страдания, которые посылает нам Господь, работают так же, как пережитый случай с горячим чаем. Сталкиваясь с чужой болью и страданием, мы выискиваем в своем опыте похожую ситуацию и начинаем сопереживать, сострадать и приобщаться к искупительной жертве Христа.

Наш крест – путь к искуплению для многих душ

“Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною” (Мф 16:24).

Смысл крестных мук Христа – искупление человека от греха, а сама крестная жертва – величайший акт любви Бога по отношению к человеку. 

К сожалению, и по сей день, в разных уголках мира, люди продолжают находится на грани пропасти. Речь идет о нескончаемых войнах и катастрофах, несправедливом распределении ресурсов и экономических кризисах, а также о человеческой халатности и жестокости. Поэтому сегодня мир по прежнему нуждается в искуплении и умилостивлении за грехи: в первую очередь – за наши собственные грехи.

Часто, размышляя об аскетике, мы представляем себе страшные муки, которым подвергались святые и мученики, абсолютно не ассоциируя себя с подобной искупительной миссией. Но в Евангелии Иисус говорит очень определенно: “Если кто хочет идти за Мною, отвергни себя, и возьми свой крест, и следуй за Мною”. Призыв к соискуплению не является прерогативой только лишь посвятивших себя Богу. Каждый из нас, участвуя в общении святых, способен одинаково сильно черпать или истощать сокровищницу Церкви. Умилостивление за грехи обогащает Церковь, грех – наносит Ей рану. 

Общение святых – означает общение “святых” во Христе, Который “за всех умер”, так что всё, что каждый совершает или претерпевает во Христе и за Христа, приносит плод всем.

Катехизис Католической Церкви, п. 961

Постоянно соединяя свои страдания со страданиями Христа, мы восполняем нанесенный миру и Церкви ущерб, как бы заживляя раны и исцеляя душевную боль. Такое умилостивление может быть совершено как для какого-то конкретного человека или интенции, так и для всей Церкви и мира в целом.

Жизненные кризисы и как их преодолевать

Время от времени в нашей жизни случаются кризисы. Они также неизбежны, как и любые другие события в нашей жизни, которые не находятся в нашей власти. Единственное, что мы можем контролировать – это то, как мы реагируем на все происходящее.

Поэтому в нашей жизни так важно благодарение и умилостивление. Благодарение помогает нам жить осознанной жизнью и восхвалять Бога, воздавать Ему славу и почет. Умилостивление и те страдания, которые лежат в его основе, помогают нам искуплять грехи и находиться в общении святых в настоящем, а в будущем учат нас быть более человечными и проявлять больше эмпатии.

В глобальном смысле, кризисы и страдания могут быть нам полезны, потому что они соединяют нас со Христом и уподобляют нас Ему.

Осознанное христианство

Имея в виду тренд на осознанное потребление и практическую психологию, которые активно продвигаются в новом десятилетии, мы можем наделить страдания абсолютно новым смыслом. А именно, мы можем сделать страдания нашим каждодневным выбором.

Речь, разумеется, не идет о каких-то экстраординарных вещах. Речь идет о проверенные веками методах небольших умерщвлений плоти, которые практикуют многие верные Церкви.

Ими могут стать любые рутинные действия, совершаемые нами каждый день. Например, холодный душ вместо горячего, кофе без молока вместо кофе с молоком или один час развлечений вместо двух.

В таких практиках нет ничего сверх аскетического или странного. Эти действия не влияют фундаментально на вашу жизнь или жизнь ваших близких, но становятся большой лептой, которая добровольно приближает вас ко Христу и помогает всем верным Церкви бороться с искушениями мира.

Жизнь победит смерть

Умилостивления и благодарения могут показаться нам очень эфемерными понятиями. Если мы еще не имели опыта получения благодати по молитвам и умилостивлениям других, нам может показаться, что весь этот опыт лишь претендует на то, чтобы как-то оправдать лишения и боль, вызванные различными страданиями. Но учение Церкви говорит нам о другой, более высокой награде для тех, кто претерпел до конца – о Царствии Небесном.

И чтобы не быть громогласным, Христос первым прошел тот путь, который проходит каждый из нас: от рождения и смерти до воскресения.

Наша вера была бы бессмысленной, если бы Христос не претерпел все это и не воскрес. Именно обетование новой жизни, где “не будет ни боли, ни плача” должно служить нам главным утешением и оправданием всему, ведь “не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его”.

Величайший психолог нашего времени и основоположник школы логотерапии Виктор Франкл говорил, что у любого страдания должен быть смысл. В то время как многие люди посвящают годы поиску этого смысла, нам, христианам, повезло обрести его в искупительной жертве и славном Воскресении Иисуса Христа.

Наталья Масленникова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии