Многие полагают, что Католическая Церковь — это чисто западная, латинская Церковь. У христиан востока свои традиции, отличные от католических. Поэтому быть католиками для христиан востока, например, для русских, неестественно — ведь это означает оставить свою церковную традицию и присоединиться к западной.

В действительности, Католическая Церковь не является и никогда не была только лишь латинской. В ней всегда были представлены как латинская традиция, так и восточные христианские богослужебные традиции и церковные обычаи. В разные периоды истории Католической Церкви они имели разное положение и статус. Хотя был и такой период, когда за латинской традицией признавалось первенство чести, сейчас латинская и восточные традиции внутри Католической Церкви совершенно равноправны. Фактически, внутри Католической Церкви представлены все восточнохристианские традиции, восходящие к апостольской древности. Причем верующие соответствующей традиции или обряда объединяются в отдельные Церкви, каждая из которых признает всё вероучение Католической Церкви и верховную власть епископа Рима во всей Церкви, но выражает его в соответствии со своей канонической, богословской и богослужебной традицией. Это так называемые «католики восточных обрядов». Наряду с верующими западной, латинской традиции, они являются полноправными членами Католической Церкви.

Сегодня в Католической Церкви существуют следующие отдельные Церкви западной и восточных традиций:

Западная традиция

  • Латинская церковь

Восточные традиции

  • Александрийская традиция

o   Коптская католическая церковь

o   Эфиопская католическая церковь

  • Антиохийская традиция

o   Маронитская католическая церковь

o   Сирийская католическая церковь

o   Сиро-Маланкарская католическая церковь

o   Халдейская католическая церковь

o   Сиро-Малабарская католическая церковь

  • Армянская традиция

o   Армянская католическая церковь

  • Константинопольская традиция

o   Мелькитская греко-католическая церковь

o   Украинская греко-католическая церковь

o   Румынская греко-католическая церковь

o   Русинская греко-католическая церковь

o   Словацкая греко-католическая церковь

o   Чешская греко-католическая церковь

o   Итало-Албанская католическая церковь

o   Хорватская греко-католическая церковь

o   Венгерская греко-католическая церковь

o   Болгарская греко-католическая церковь

o   Греческая католическая церковь

o   Македонская католическая церковь

o   Российская католическая церковь византийского обряда

o   Албанская католическая церковь

o   Белорусская греко-католическая церковь

o   Сербская греко-католическая церковь

Каждая из перечисленных Церквей восточных традиций живет собственной жизнью, совершая богослужение согласно своим, исторически и культурно сложившимся, литургическим нормам. Богословские, литургические и канонические традиции этих Церквей роднят их с Церквями восточных христиан, остающихся вне общения с Католической Церковью.

В нашей стране также живут и молятся католики восточных традиций. Это католики российской, украинской и белорусской традиций византийского обряда — их богослужение роднит их с Русской Православной Церковью (пастырское попечение над католиками византийской традиции в России осуществляет российский католический епископ Иосиф Верт). Это также католики армянской традиции (их возглавляет собственный епископ с резиденцией в армянском городе Гюмри).

Нередко считают, что восточные Церкви внутри Католической Церкви все возникли в результате так называемых «уний». Это не совсем так. Действительно некоторые Церкви появились в результате решения части духовенства и верующих общин, в силу исторических обстоятельств утративших церковное общение с Католической Церковью, восстановить это общение. Так, в 1596 году в Бресте большая часть епископов Киевской митрополии восстановила общение с Римом, в результате чего получили начало современные Украинская и Белорусская греко-католические Церкви. Однако некоторые восточные христиане никогда не разрывали общение с Римом. Такова Итало-Албанская Церковь, членами которой являются греки, испокон веков живущие в Италии и сохраняющие византийский обряд. Они никогда не разрывали общение с римским епископом. Сирийцы-марониты также считают, что у них никогда не нарушалось общение с Римом — оно лишь временно прервалось в силу трудностей сообщения их горных поселений с внешним миром — и было обновлено в эпоху Крестовых походов.

Присутствие греко-католиков на территории современной России имеет достаточно долгую историю. В частности, в начале XIX века в южных районах Псковской области и частях Смоленской и Тверской областей располагались части Себежского и Велижского благочиний Греко-католической Церкви. К началу 30-х гг. XIX века на их территории находились десятки греко-католических приходов и даже один мужской монастырь. С 1805 г. в столице Российской империи, Санкт-Петербурге, находилась Греко-Униатская Духовная Коллегия, с домовой церковью при ней. В 1831 году Коллегия переехала в новое здание, где была устроена церковь во имя св. Николая, Мир Ликийских Чудотворца, окормлявшая приход в 600 человек. В 1839 году уния на территории империи была насильственно ликвидирована властями. Во второй половине XXвека, однако, в Сибири и в северных областях России в результате гонений на Украинскую Греко-католическую Церковь оказалось очень много греко-католиков, привезенных сюда в качестве ссыльных и заключённых. Потомки многих из них сохранили свою веру и приверженность своей церковной традиции.

История собственно Российской Католической Церкви византийского обряда начинается со второй половины XIX века, когда многие русские православные миряне и священнослужители устремились к единству с Католической Церковью. Сохраняя духовное наследие русской церковной традиции, они входили в полноту общения с Католической Церковью и апостольским престолом. Среди этих первых русских католиков византийского обряда был и известный философ Владимир Соловьев. Таким образом, Российская Католическая Церковь византийского обряда стала результатом движения не «сверху» (как в случае Брестской Унии), а «снизу» — со стороны рядового духовенства и мирян.

Деятельное участие в судьбе русского греко-католического движения принял великий деятель Украинской Греко-католической Церкви митрополит Андрей (Шептицкий). Пользуясь полученными от Папы особыми полномочиями, он в 1917 году канонически учредил в Петербурге экзархат Российской Греко-католической Церкви, назначив экзархом о. Леонида Федорова. С 1921 года эта церковная структура существует в качестве Апостольского Экзархата.

Накануне советских гонений российское греко-католическое движение развивается весьма успешно. Достаточно большие и активные приходы существовали в Москве (приход Рождества Богоматери) и Петрограде (приход Сошествия Святого Духа), начинают формироваться общины в других городах (Саратов, Вологда, Вятка, Петрозаводск, Пенза, Томск). Действуют две женские монашеские общины, одна из которых (община матери Екатерины Абрикосовой) быстро растет. В 1922 году, несмотря на смерть или вынужденную эмиграцию многих верующих (около 2000), Экзархат окормлял более 300 человек. Издавался (до 1918 г.) журнал «Слово Истины», велась благотворительная и просветительская деятельность. Все это было разрушено в ходе советских гонений на Церковь, во время которых были физически уничтожены все священники и активные миряне Российской Греко-католической Церкви. В 2002 году экзарх Леонид Федоров (+1935) и сменивший его на этом посту о. Климентий Шептицкий (+ ок. 1952) были причислены Папой Иоанном Павлом II к лику блаженных.

После окончания явных гонений на Церковь в современной России началось возрождение Российской Греко-католической Церкви. С 2005 года российских католиков всех византийских традиций (российской, украинской, белорусской) возглавляет епископ Иосиф Верт, назначенный Папой Иоанном Павлом II осуществлять пастырскую заботу об этих верующих.

Интернет-ресурс католиков восточной традиции в России: «Католики византийского обряда в России»

Павел Парфентьев

Источник: 50 религиозных идей, которые никогда не понравятся Богу. Москва: Эксмо, 2009.
Публикуется с разрешения правообладателя.

На фото: Встреча священников византийского обряда в России со своим Ординарием, епископом Иосифом Вертом (Сибирская католическая газета)

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz