Первая заповедь: формулировка и грехи против неё

Что значит «Я Господь, Бог твой»?

Поскольку Всемогущий открыл Себя как наш Бог и Господь, мы не можем считать что-либо важнее Его или отдавать предпочтение не Богу, а человеку или вещи. Познавать Бога, Ему служить и молиться – всё это имеет абсолютный приоритет в нашей жизни.

Господь ждёт, чтобы мы подарили Ему нашу веру. Всю нашу надежду мы должны возлагать только на Него, к Нему устремлять все силы нашей любви. Заповедь любви к Богу – самая важная из всех заповедей и ключ ко всем остальным. Поэтому она – первая среди Десяти Заповедей.

* * *

“Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас” (1 Ин 4, 19).

* * *

См. также ККЦ 2083–2094, 2133–2134

Почему мы поклоняемся Богу?

Мы поклоняемся Богу, потому что Он есть и потому что благоговение и поклонение являются естественным ответом на откровение Бога и Его присутствие. «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф 4, 10).

Поклонение Богу необходимо самому человеку, поскольку оно освобождает его от поклонения силам мира сего. Там где Богу не оказывается должное поклонение, где Бога не считают Владыкой жизни и смерти, эту роль берет на себя кто-то другой, и человеческое достоинство оказывается под угрозой.

* * *

См. также ККЦ 2095–2105, 2135–2136

Можно ли заставить людей верить в Бога?

Нет, никто не может принуждать к вере других, – даже собственных детей, – как недопустимо и принуждение к неверию. Человек может выбрать веру только по совершенно свободному собственному решению. Однако христиане призваны словом и примером помогать другим людям прийти к вере.

Папа Иоанн Павел II сказал: «Возвещение Христа и свидетельство о Нём, когда они осуществляются с уважением к совести, не нарушают свободы… Вера требует свободного согласия со стороны человека, но в то же время, вера должна ему предлагаться» (Энциклика Redemptoris Missio 1990, n. 8).

* * *

“Те, кто открыл для себя Христа, должны привести к Нему других. Большую радость нельзя сохранять только для себя: необходимо передавать её” (Бенедикт XVI).

* * *

“Мы никому не навязываем нашу веру. Этот способ прозелитизма христианам противен. Вера может совершаться только в свободе. Но мы взываем к свободе людей открыться Богу, Его искать, Ему внимать” (Бенедикт XVI).

* * *

См. также ККЦ 2104–2109, 2137

Что означает: «Да не будет у тебя других богов, кроме Меня»?

Эта заповедь запрещает нам:

• Поклоняться другим богам и божкам, молиться земным идолам или посвящать всего себя какому-либо из земных благ (деньги, власть, успех, красота, молодость)

• Быть суеверными, то есть вместо веры в силу Бога, Его покровительство и благословение, предаваться эзотерическим, магическим и оккультным практикам, прибегать к спиритизму и гаданиям.

• Искушать Бога словами или действиями.

• Совершать святотатство.

• Приобретать духовную власть и блага посредством коррупции и обращаться с ними как с предметами купли-продажи (симония).

* * *

СУЕВЕРИЕ – элементы ложных с точки зрения христианства религиозных представлений (как правило, языческих) или связанные с ними практические действия.

* * *

“Тот факт, что люди больше не верят в Бога, не означает, что они ни во что не верят. Наоборот, они верят всему” (Гилберт Честертон (1874–1936), английский писатель и христианский мыслитель).

* * *

СВЯТОТАТСТВО – хищение, осквернение или оскорбление святости какой-либо святыни.

Совместим ли эзотеризм с христианскими убеждениями?

Нет, ЭЗОТЕРИЗМ (ЭЗОТЕРИКА) не совместим с реальностью Бога. Бог – это Личность. Он есть Любовь и Источник жизни, а не холодная космическая энергия. Бог возжелал появления человека и создал его. Но человек не обладает Божественной природой, он всего лишь творение, повреждённое грехом, подверженное смерти и нуждающееся в спасении. В то время как эзотерики считают, что человек может сам себя спасти, христиане верят, что только Христос и благодать Божья даруют человеку спасение. Также ни природа, ни космос не являются Богом (ПАНТЕИЗМ).

Сегодня многие занимаются йогой, чтобы укрепить свое здоровье, участвуют в курсах медитации, чтобы стать спокойнее и собраннее, посещают танцевальные студии, чтобы расширить границы своего телесного опыта. Эти техники не всегда безобидны. Иногда они являются проводником чуждых христианству учений. Таков эзотеризм. Ни один разумный человек не должен разделять это иррациональное мировоззрение, которое навязывает веру в духов, гномов, (эзотерических) ангелов, якобы заполняющих мир; согласно которому человек верит в колдовство, в то, что «посвященные» обладают тайным знанием, которое сокрыто от «тёмного народа». Ещё во времена древнего Израиля отвергались верования соседних народов в разных богов и духов. Только Бог – наш Господь, и нет другого бога, кроме Него. Не существует никаких (колдовских) техник, которые бы позволили завладеть «божественным» и навязать вселенной свои желания, спасти самого себя. Многое в эзотерике, с точки зрения христианства, является СУЕВЕРИЕМ или ОККУЛЬТИЗМОМ.

* * *

ЭЗОТЕРИЗМ (ЭЗОТЕРИКА) (греч. esoterikos – внутренний) – совокупность знаний, позиционируемых как «тайные» и требующие особого посвящения для их постижения. Этот термин употребляется с XIX в. как общее название ряда учений и практик, в которых «истинное знание» якобы открывается «посвящённому». Согласно христианской вере, напротив, Откровению, в котором Бог являет Себя человеку, в корне чужд всякий эзотеризм.

* * *

СУЕВЕРИЕ – элементы ложных с точки зрения христианства религиозных представлений (как правило, языческих) или связанные с ними практические действия.

* * *

ПАНТЕИЗМ (от греч. pan – всё, theos – Бог) – мировоззрение, согласно которому не существует ничего кроме Бога: всё, что существует, есть Бог, и Бог есть всё, что существует. Это мировоззрение несовместимо с христианством.

* * *

ОККУЛЬТИЗМ (лат. occultus – тайный, сокровенный) – общее название учений и практик, через которые человек якобы получает власть над своей судьбой, материей и своим окружением. Оккультными практиками являются, к примеру, астрология, ясновидение, спиритизм и т.п. Слово «оккультизм» часто используется как синоним “эзотеризма”.

* * *

См. также ККЦ 2110–2128

Атеизм всё ещё считается грехом против Первой Заповеди?

АТЕИЗМ не является грехом, если человек никогда ничего не знал о Боге и если, испытав свою совесть на предмет существования Бога, он не в состоянии поверить.

Граница между «не могу верить» и «не хочу верить» очень размыта. Отношение к вере как к чему-то не стоящему внимания, без попытки глубже изучить её, является зачастую бОльшим злом, чем АТЕИЗМ по убеждению.

* * *

АТЕИЗМ (от греч. a- – не-, без- и theos – Бог) – убежденность в том, что Бог не существует; общее наименование многообразных теоретических и практических форм отрицания Бога.

* * *

См. также ККЦ 2127–2128

Почему в Ветхом Завете были запрещены изображения Бога, а современные христиане больше не придерживаются этого правила?

Чтобы защитить божественную тайну и отделить израильский народ от культовых языческих изображений, Первая Заповедь указывала: «Не делай себе кумира» (Ис 20, 4). Но поскольку сам Бог принял облик человека в Иисусе Христе, запрет на изображение в христианстве был упразднен. В Восточной Церкви ИКОНЫ даже почитают как святыни.

Представление отцов Израиля о том, что Бог бесконечно превосходит (ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ) всё то, что существует в мире, до сих пор охраняется как в иудаизме, так и в исламе, которые, как и прежде, не допускают никакого изображения Бога. В христианстве в IV в. запрет на изображения был ослаблен в отношении Иисуса Христа, а на Втором Никейском соборе (787 г.) был вовсе упразднен. После воплощения Бог перестал быть абсолютно непредставимым; со времени Христа мы можем изображать Его: «Видевший Меня видел Отца» (Ин 14, 9).

* * *

ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат. transcendere – превосходить) – превосходящее чувственный опыт; потустороннее.

* * *

ИКОНА (греч. eikona – образ, изображение) – в восточно-христианской традиции почитаемое изображение, которое пишется с молитвой и соблюдением поста по установленному канону. Икона призвана способствовать мистической связи между тем, кто созерцает ее и молится перед ней, и теми, кто на ней изображен (Христос, ангелы, святые).

* * *

“В лике Иисуса мы действительно видим, кто есть Бог и какой Он” (Бенедикт XVI).

* * *

См. также ККЦ 2129–2132, 2141

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии