Заповедь 9. «Не желай жены ближнего твоего».

Заповедь 10. «Не желай имущества, принадлежащего ближнему».

Почему Девятая Заповедь направлена против сексуального вожделения?

Девятая Заповедь запрещает не сексуальное желание само по себе, а беспорядочное вожделение. Похоть, от которой предостерегает Священное Писание, – это владычество инстинкта над духом, господство инстинктивных порывов над всем человеком, тянущих его в греховность.

Сексуальное влечение между мужчиной и женщиной создано самим Богом и потому является благом. Оно вписано в человеческую сексуальность и биологическую природу человека. Оно обеспечивает союз между мужчиной и женщиной, благодаря любви которых появляются дети. Эта любовь должна быть защищена заповедью. Игра с огнем, то есть беспечное обращение с сексуальным влечением мужчины и женщины, не должно коснуться пространства брака и семьи. Поэтому для христиан эта заповедь означает: руки прочь от чужих жен и мужей!

* * *

«Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол 3, 5).

* * *

См. также ККЦ 2514,2515, 2528, 2529

Как человек достигает «чистоты сердца»?

Необходимая для любви чистота сердца достигается в первую очередь через связь человека с Богом в молитве. Когда Бог касается сердца человека своей благодатью, тогда возникает путь к чистой, безусловной человеческой любви. Целомудренный человек может любить с искренним и полным сердцем.

Когда мы с чистыми намерениями обращаемся к Богу, Он меняет наше сердце. Он даёт нам силу соответствовать Его воле и отвергать нечистые мысли, фантазии и желания.

* * *

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5, 8).

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал 5, 19–21).

«Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святого не отними от меня. Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс 50, 12–14).

* * *

См. также ККЦ 2520, 2532

Почему стыдливость – это благо?

Стыдливость защищает интимное пространство человека, глубины его личности, его достоинство, а прежде всего – его способность к любви и интимной самоотдаче. Она касается всего того, что позволено видеть только любви.

Многие молодые христиане живут в такой среде, где считается само собой разумеющимся, что всё выставляется на обозрение, а чувство стыдливости систематически изживается. Однако бесстыдство – это не человеческое качество. Животные не знают стыда. Стыдливость – отличительная черта человеческого существа. Она не прячет нечто недостойное, но защищает что-то очень ценное, а именно достоинство человека и его способность любить. Стыдливость присуща всем культурам, хотя и выражается по-разному. Стыдливость не имеет ничего общего с чопорностью или суровым воспитанием. Человек также стыдится своих грехов и тех вещей, разглашение которых повредило бы его имиджу. Кто словом, взглядом, жестом или действием задевает естественное чувство стыдливости человека, тот посягает на его достоинство.

* * *

«Поступай сегодня так, чтобы завтра не пришлось краснеть» (Св. Иоанн Боско (1815–1888), итальянский священник, основатель монашеской конгрегации салезианцев).

* * *

«Стыд существует всюду, где есть тайна» (Фридрих Ницше (1844–1900), немецкий философ).

* * *

См. также ККЦ 2521–2525, 2533

Как христианин должен относиться к чужой собственности?

Христианин должен учиться отличать разумные желания от безрассудных и воспитывать в себе уважительное отношение к собственности других людей.

Жадность порождает алчность, воровство, грабеж и мошенничество, насилие и несправедливость, зависть и непомерное желание обладать чужим добром.

* * *

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх 20, 17).

«Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк 12, 15).

* * *

См. также ККЦ 2534–2537, 2552

Что такое зависть и как можно её в себе перебороть?

Зависть – это огорчение и злость, которые возникают при взгляде на чужое благосостояние, а также желание им обладать, пусть и нечестным путём. Кто желает другому зла, сильно грешит. Зависть отступает, когда мы стараемся вновь и вновь радоваться успехам и достижениям других, когда мы верим в заботливое провидение Бога о нас, и когда мы всем сердцем стремимся к подлинному богатству. Оно заключается в том, что посредством Святого Духа мы приобщаемся Божественному Естеству.

* * *

«Как ржавчина изъедает железо, так зависть – душу, в которой она живёт» (Из Правила св. Василия Великого).

* * *

См. также ККЦ 2538–2540, 2553–2554

Почему Иисус требует от нас «нищеты духа»?

«Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» (2 Кор 8,9).

Даже молодым людям знакомо чувство внутренней пустоты. Нельзя его расценивать как нечто однозначно плохое. В таком положении я вынужден искать всем сердцем Того, Кто заполнит мою внутреннюю пустоту и нищету духовную обратит в богатство. Потому Иисус говорит: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5, 3).

* * *

«Избегать ненависти.
Не быть ревнивым.
Не поддаваться зависти.
Не любить споров.
Избегать высокомерия».
(Из Правила св. Бенедикта Нурсийского)

* * *

См. также ККЦ 2544–2547, 2555–2557

К чему человек должен больше всего стремиться?

Предельным и наивысшим устремлением человека может быть только Бог. Созерцать Бога, – нашего Творца, Владыку и Искупителя, – это наивысшее безграничное блаженство.

* * *

«Бесконечная бездна в человеке может быть заполнена только чем-то бесконечным и неизменным, т.е. самим Богом» (Блез Паскаль).

«Бог Сам не может ничего сделать для того, кто не оставляет места для Бога. Надо быть полностью свободным, чтобы впустить Бога, и чтобы Он делал то, что Он хочет» (Мать Тереза).

* * *

См. также ККЦ 2548–2550, 2557

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz