Вторая и третья заповеди: в чём суть?

Почему Бог хочет, чтобы Его «имя» почитали святым?

Назвать кому-либо своё имя – это проявление доверия. Открыв нам Своё имя, Бог открыл нам Себя, предоставив нам через это имя доступ к Нему.

Бог – это совершенная Истина. Кто призывает по имени Саму Истину, прикрывая ею свою ложь, совершает тяжкий грех. Имя Божье не должно произноситься без благоговения. Ведь мы знаем Его имя только потому, что Он нам его доверил. Имя – это ключ к сердцу Всемогущего. Потому тяжким проступком считается богохульство, проклятие с использованием имени Бога, а также ложные клятвы Его именем. Вторая Заповедь – это заповедь, защищающая всё «святое». Места, предметы, имена и люди, которых коснулся Бог, являются «святыми». Чувство почтения к святыням называется благоговением.

* * *

“Благоговение – центр тяжести мира” (Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832), великий немецкий поэт).

“Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек” (Пс 112, 2).

* * *

См. также ККЦ 2142–2155, 2160–2164

Что означает крестное знамение?

Осеняя себя крестным знамением, мы прибегаем к защите Триединого Бога.

В начале дня, в начале молитв и перед всяким важным делом христианин осеняет себя крестным знамением и произносит: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа». Призывание по имени Триединого Бога, Который объемлет нас со всех сторон, освящает те дела, которые мы предпринимаем. Оно подаёт нам благодать и укрепляет в трудностях и искушениях.

* * *

“Не будем стыдиться исповедовать Распятого, осеним с доверием наше чело, осеним крестным знамением всё – хлеб, который мы едим, чашу, из которой мы пьём. Будем делать это, приходя и уходя, перед сном, укладываясь спать, и вставая, в движении и спокойствии” (Святой Кирилл Иерусалимский).

* * *

См. также ККЦ 2157, 2166

Какое значение для христианина имеет имя, которое он получил при крещении?

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа», – с такими словами происходит наречение имени человека. Имя и лицо человека делают его отличными от других людей, в том числе и перед лицом Божьим. «Не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени твоему; ты Мой» (Ис 43, 1).

Христиане относятся с благоговением к имени человека, потому что имя глубоко и тесно связано с личностью и достоинством человека. С давних времен христиане выбирают имя своему ребёнку по списку имен святых. Они делают это с верой в то, что святой-покровитель с таким именем является образцом для подражания и может перед Богом ходатайствовать за них.

* * *

“И не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред ангелами Его” (Откр 3, 5).

* * *

См. также ККЦ 2158

Почему Израиль праздновал субботний день?

Суббота для народа Израиля была знаком наивысшего почитания Бога – Творца и Искупителя.

Суббота напоминает о седьмом дне сотворения мира: «в день седьмой почил Он и покоился» (Исх 31, 17). Определенным образом её можно рассматривать как дозволение человеку прекратить свою работу и передохнуть от трудов. Даже рабам было разрешено праздновать субботу. Это напоминало о втором памятном событии – освобождении из египетского рабства: «Помни, что ты был рабом в земле Египетской» (Втор 5, 15). Суббота, таким образом, является праздником человеческой свободы, когда человек может перевести дыхание, в субботу преодолевается разделение людей на рабов и господ. В традиционном иудаизме этот день свободы и покоя рассматривается как дающий предощущение грядущего мира.

* * *

“СУББОТА (от др.-евр. шаббат – время покоя) – день отдыха у иудеев в воспоминание седьмого дня творения и исхода из Египта. Он начинается вечером в пятницу и заканчивается вечером субботы. В ортодоксальном иудаизме суббота сопровождается множеством правил ее соблюдения.

* * *

“Помни день субботний, чтобы святить его… Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих” (Исх 20, 8.10).

* * *

См. также ККЦ 2168–2172, 2189

Как относился Иисус к субботе?

Иисус почитал субботу, но одновременно с этим обращался с нею суверенным и свободным образом: «Суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк 2, 27).

Иисус взял на себя смелость исцелять в субботу и интерпретировать субботнее правило с позиций милосердия, поставив своих современников перед выбором: либо Иисус – посланный Богом Мессия, Который является «Господином и субботы» (Мк 2, 28), либо Он лишь простой человек, и его поведение в субботу является нарушением Закона.

* * *

См. также ККЦ 2173

Почему христиане заменили субботу воскресеньем?

Празднование субботы было заменено христианами празднованием воскресенья, поскольку именно в этот день недели совершилось Воскресение Иисуса Христа. Однако «День Господень» включил в себя элементы субботы.

Для христианина воскресенье имеет следующие существенные элементы:

1. Воскресенье является воспоминанием сотворения мира и привносит в течение времени праздничное сияние благости Божьей.

2. Оно является воспоминанием «Восьмого дня творения», когда мир обновился во Христе (как говорит одна из молитв Пасхальной ночи: «Ты чудесным образом сотворил человека и ещё более чудесным образом воскресил его»).

3. Оно несёт в себе мотив покоя – не только для того, чтобы освятить перерыв в труде, но и чтобы уже сейчас указать на ожидающий человека вечный покой в Боге.

* * *

“Когда язычники называют этот день днём солнца, то и мы это признаем, так как сегодня взошёл Свет миру, сегодня появилось Солнце справедливости, Чьи лучи приносят спасение” (Святой Иероним).

* * *

“Разница между животным и человеком в том, что у последнего есть воскресная одежда” (Мартин Лютер).

* * *

См. также ККЦ 2174–2176, 2190–2191

Как христиане празднуют воскресенье, «День Господень»?

Католик посещает в воскресенье или накануне вечером Святую Мессу. В этот день он оставляет любую работу, которая препятствует почитанию Бога и нарушает характер праздничного дня, радости, покоя и отдыха.

Поскольку воскресенье – это еженедельное празднование Воскресения, то с самых ранних времён христиане стали собираться в этот день вместе, чтобы вновь и вновь праздновать спасение, благодарить Спасителя и соединяться с Ним и другими спасёнными. Именно поэтому для каждого сознательного католика так важно «освящать» воскресный день и другие церковные праздники. От этой обязанности может освободить лишь необходимость исполнить неотложные семейные дела или важные общественные поручения.

Поскольку участие в воскресной Евхаристии является основополагающим условием для созидания христианской жизни, Церковь открыто указывает на то, что уклонение от Святой Мессы без уважительной причины является тяжким грехом.

Почему важно, чтобы воскресный день был под защитой государства?

Почитание воскресенья имеет реальную общественную пользу, поскольку это символ противостояния тотальному поглощению человека трудом.

По этой причине в землях, населенных христианами, верующие требуют от государства защиты воскресного дня, а также не требуют от других той работы, которую бы сами не хотели выполнять в этот день. Все люди должны приобщаться «передышке» Творца.

* * *

“Без дня Господня мы не можем жить” (Слова христианских мучеников Абитине (в 304 г.) перед тем, как они были казнены за то, что не подчинились запрету проводить воскресные богослужения).

* * *

“Во что обходится нам воскресенье? Сам по себе этот вопрос – уже решительный удар по воскресенью. Воскресенье именно потому и воскресенье, что оно ни во что не обходится и в экономическом плане ничего не приносит. Вопрос, чего стоит защита этого дня как дня нерабочего, как раз и предполагает, что мы мысленно уже превратили воскресенье в рабочий день” (Роберт Шпеман (р. 1927), немецкий философ).

* * *

См. также ККЦ 2177–2186, 2188, 2192–2193

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии