Жажда Бога. Диалог в письмах. Письмо 21

Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.


13 октября 2009 года

Зачем Богу зримые знаки почтения?

Здравствуйте, Николай Павлович!

Если вам не очень сложно, можете помочь мне? У меня тут системный сбой в голове наметился.

В Бога я верил почти всегда — после того, как меня сбила машина, особенно. Я не просто верил — я Его чувствовал. Были некие ощущения в груди — безмерности, океана какого-то разумного. Был восторг, который пришел через 3 года после сбивания машиной. Но «мой» Бог был не такой, как Христос. В нём было много тьмы и света. Это было просто, наверное, какое-то потустороннее ощущение, не от мира сего, и оно восхищало и завораживало меня. У «моего» Бога, которого я постоянно чувствовал, не было ни добра, ни зла. Я был уверен (чувствовал), что Он выше этих маленьких и глупых земных понятий. Поэтому, наверное, меня всегда влекло к эзотерике, к индийским Ведам, к космогоническим размышлениям.

После определенных испытаний и страданий я пришел ко Христу.

И тут… некий ступор. Про «того» Бога, который – безмерный океан (в котором нет ни добра ни зла), я мог проповедовать бесконечно и всем. Не стесняясь. И такое вдохновение у меня при этом было и обижался я, если со мной начинали спорить. А тут, после бесед с вами, я стал чувствовать, что я только ученик, а не мастер, что мне бы самому поверить покрепче, не до проповеди мне. Христос поначалу казался мне каким-то «простым» по сравнению с космогоническим ощущением безмерности. А потом — непостижимо сложным.

Мне до сих пор странно, не могу уложить в голове, что Бог действительно сделал нас по образу и подобию Своему. Что мы не одиноки и действительно должны быть, как дети.

И вот какая у меня проблема сейчас. Молюсь Отцу Вседержителю — океан. А как только перехожу к Христовой молитве, сбиваюсь. Хотя не всегда — иногда тоже океан. «Натыкаюсь» на слова «Сын Божий»… Значит, он «меньше» Отца? Иногда, чтобы чувство вдохновения и океана не покидало меня в моей новой вере, я называю Христа Отцом, представляю, что именно Он создал меня и всё на свете. Ведь в молитве говорится «Им же вся быша» или «Им же всё сотворено». Иногда я отвергаю (не уверен, что это правильное слово) Отца Вседержителя и пытаюсь в душе считать, что это и есть Христос. А Святой Дух мне вообще непонятен — я пока Его никак в голове не уложил. Мне кажется пока, что это некая благодать, которая нисходит от Отца. Ну, то есть, это Инструмент, а не Личность. И исходит ли Он только от Отца или от Сына тоже? В общем, слово «Сын» меня вводит в сомнения… Не обижаю ли я Отца, называя его Сына Отцом и считая Его таковым? И нужно ли чтить именно всю Троицу? Или главное — понять, что Бог близок к человеку?

Задумался: а неужели Бог, являясь пророкам, не мог всё объяснить по-человечески? Зачем эта путаница трехголовая? Ведь из-за этого многие люди не могут в голове уложить. Почему нельзя было сказать так: «Это Я, Отец, пришел на Землю в облике Иисуса Христа. Я Весь, без остатка и изменений. Творец неба и земли стоял перед вами во плоти, Властитель Вселенной, звезд и Галактик. А вы не поняли. И Я всегда был таким, Я и есть Иисус Христос, только на небе Я больше и сильнее, чем во плоти. Христос есть воплощение Моё. Даже не так. Я и есть Христос. Все эти горы, море, вас создал Я. А Святой Дух — это Инструмент Мой. То есть, некий сгусток энергии и информации от Бога, который может путешествовать с Небес на Землю. Даже не некий сгусток, а полный набор информации, безмерный».

Как в душе молиться? Как верно? Создал ли Христос всё? Яхве ли Он? Саваоф ли Он? Или Он всё же меньше? Если нет, то почему Он на Земле всячески демонстрировал, что Он разделен с Отцом: «никто не благ, лишь только Бог», молился Отцу, чтобы Тот «пронес чашу сию» мимо Него, потом на кресте взывал: «зачем Ты оставил Меня?» Если Он и Бог — одно, зачем Ему вообще надо было молиться Себе Самому? В уме не укладывается… И что это значит — «сидящего одесную Отца»? Нет там на небесах ни «лево», ни «право», я уверен. Почему нельзя сказать, что Они — одно? То есть, нет там никаких Они, а есть только один Он. Христос будет судить живых и мертвых… А Отец в это время что будет делать? Отдыхать, кофе пить? Почему нельзя сказать, что Он, Бог наш единый будет судить? И можно ли видеть лицо Отца? Или Он и есть лицо Иисуса? И именно Он до рождения Своего на Земле во плоти говорил с пророками Исайей и Моисеем и прочими?

А до Христа люди не попадали в Царствие Небесное? Что-то как-то мне слабо верится. Мне кажется, Христос просто объяснил способ, как не попасть в ад, показал на своем примере. А тот свет был всегда после смерти, и до Христа. Или я неправ?

И еще один момент. Почему мы молимся на коленях? Зачем всё это Богу?! Все эти колени, прославление? Зачем вообще стоять на коленях или кланяться? (Я вот вообще люблю молиться лежа в кровати — так напряжение тела не отвлекает от небесного). Какое-то самоунижение и мысли о том, что Богу твои почести ни к чему — зачем Ему похвалы или стояние на коленях, ведь Он не земной царь, Он — всё. И еще один момент. Почему мы должны стать инструментом Его любви, творить Его волю? Тут посещает мысль греховная, что Бог эгоист.

Вот такие вот бесовские искушения, Николай Павлович! Не знаю, как с ними справиться, если честно — выложил всё, как на духу. Ну, сгустил краски, может быть, немного.

С уважением, любовью и желанием, чтобы вас хранил Бог,
Саша

*   *   *

14 октября 2009 года

Дорогие мои Ю. и Саша с К. и О., здравствуйте!

Бог, единый во Святой Троице, есть любовь

Саша, ты пишешь, что не понимаешь Тайны Святой Троицы. Но, дорогой мой, ее не разумеют и высшие нас разумом святые ангелы! Постарайся смиренно внять верою тому, что исповедает Святая Вселенская Апостольская Церковь в своем Символе веры (Верую во единого Бога Отца Вседержителя) и успокоишься. Господь будет давать тебе знание этой тайны по мере возрастания твоего в смиренной любви.

Приведу тебе еще одну простую аналогию. Вот, например, для лучшей идентификации человеческой особы приводят три его изображения: прямо (анфас), правый профиль, левый профиль. Каждое изображение уникально и отличается от остальных, однако, являет собой одно и то же существо, одного и того же человека. Так что каждый образ есть образ этого человека и все три представляют его одного. Их нельзя существенно разделить, т.к. наличие одного утверждает наличие двух других, и в то же время каждый из этих образов не есть то же, что другой (их нельзя слить, т.е говорить, что каждый из них есть то же самое, что и другой).

Бог есть любовь, а любовь предполагает наличие хотя бы двух особ. В Боге же ничего существенного не может быть кроме Бога, значит любовь между этими двумя Божественными Особами также есть Бог, т.е. есть также Божественная Особа. Таким образом, Бог, как любовь, есть Единое Существо во множестве Лиц.

Итак, Бог, как любовь, есть Троица Божественных Лиц.

Бог сотворил действительность: мир невидимый (ангельский) и мир видимый (материальный). Все, что ни есть, на что можно указать, поэтому не есть Бог, а есть лишь Его творение, поэтому Есть Тот, Кто есть (Сущий, Яхве или Иегова по др. еврейски), дающий всему существование, есть лишь один только Бог. Иными словами, Бог, как Творец, отделен от всего творения, т.е. свят. Таким образом Бог есть Святая Троица Божественных Лиц.

Святой Дух — Бог, Личность, равная Отцу и Сыну, единому с Отцом. О филиокве

Первое Святое Лицо Бога любит второе Святое Лицо Бога посредством третьего Святого Лица Бога, Которое и есть эта любовь первого Святого Лица ко второму Святому Лицу. Второе Святое Лицо Бога взаимно любит первое Святое Лицо Бога также посредством этого третьего Святого Лица, Бога-Любви, следовательно, духом (сущностью) этих двух Лиц и является это третье Лицо Бога, т.е третье Лицо Бога-Любви есть Святой Дух.

Потому в Символе веры и исповедуется, что Дух Святой от Отца исходит, а т. к. Сын также взаимно любит Отца этой же Любовью и происходит это вне времени, т.е нельзя указать тому временной последовательности (кто раньше), то католики и добавляют, что Дух Святой и от Сына исходит («filioque» на латыни, «филиокве» на русском). Логически вневременно можно построить цепочку следствий, позволяющую так словесно выражаться: Если Дух Святой от Отца исходит, а Сын и Отец есть одно, то следовательно, Дух Святой исходит и от Сына, что и добавлено в католическом исповедании Символа веры. Это никоим образом не противоречит тому, что исповедается верующими Православной Церкви, только уточняет равенство любви двух Божественных Лиц. Спор же о правильности изложения Символа веры есть словопрения внутри языка внешнего человеческого общения, весьма бедного и неспособного выразить до конца внутреннее чувство веры человеческого сердца.

На Небе, действительно, все справа, т.е. одесную. Правая рука символично отображает правое действие, потому сидеть справа — значит иметь волю, единую с тем, относительно кого ты сидишь.

Св. Писание не исторично, а Христоцентрично

Святые отцы Церкви подчеркивали, что Святое Писание не исторично, а Христоцентрично, т.е. дело Иисуса Христа не выводилось из предыдущих исторических событий, а все исторические события и до и после Иисуса Христа лишь указывают на Него, как на свою причину, ибо все Им сотворено и движется и существует только лишь Им одним и только лишь для Него, ибо так возлюбил Отец Сына, что все отдал в руки Его.

Славить Бога есть честь для человека. Любовь всегда добровольна

Богу действительно не нужны наши восславления, они нужны нам. Бог любит каждого человека предвечной любовью, не зависящей от его действий, и каждому советует, что для него было бы полезно.

Что же касается молитвы, т.е. соединения с Богом в духе, то тут особенного значения не имеет ни время, ни место, ни положения тела, ибо Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине, так говорят отцы Церкви. Однако, если есть возможность и побуждение духа, чтобы в этом участвовало и тело, то таковая молитва выражает полноту нашего человеческого общения, т.е. и в духе, и душе, и теле.

Вспомни, разве не так ты выражаешь свою любовь к другому лицу? Ведь не только в сердце своем, через стремление к нему, но и в душе – через мысли, чувства и желания, и посредством тела – через поцелуй, объятие и т. д. Поэтому, если ты видишь, что соединение с Иисусом Христом в молитве к Нему у тебя сильнее в положении лежа, то никто тебе не запрещает так молиться. Более того, любовь свою к Богу ты можешь выражать тем способом, которым сам того хочешь, и никто не может ставить тебе в том условий, ибо того не делает с нами даже Сам Бог. Бог же от нас ждет только лишь одного — любви, а любовь всегда добровольна. Вот так.

С любовью в Господе нашем Иисусе Христе, НПК

Изображение: Wikimedia

На страницу цикла

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии