Этот цикл представляет собой переписку двух людей. Александр находился в духовном поиске. Он заметил исключительность христианской вести, но ему нужно время, чтобы принять её как истину, чтобы она по-настоящему стала основой его жизни. Николай Павлович практикующий католик, пришедший из православной традиции, с глубоким чувством христианского единства. С высоты прожитых лет и опыта в Церкви он отвечает на вопросы Александра о Христе, вере и Церкви.


23 сентября 2009 года

Моё первое Причастие

Здравствуйте.

Спасибо, Николай Павлович, за ответ. Я пока еще не все осознал. Но могу сказать, что в моей внутренней жизни начались какие-то чудесные изменения! Молюсь каждый день, каюсь, понимаю, сколько у меня грехов и как многослоен основной мой враг — гордыня и самолюбие. Трудно его вытащить. Я до Причастия буквально довел себя до невротического состояния — без конца каялся, стоял на коленях. Но зато были ответы от Бога нашего, Иисуса Христа. Это эйфорическое и в то же время спокойное состояние. Понял, что сам виноват во многом и нашел средство борьбы. В принципе, я и раньше знал, что виной всему сам, но не знал, что Бог может помочь, отчаивался, заблуждался, ошибался. Ну, и не все до конца признавал. Сейчас мешает лень и застенчивость. Боюсь быть не как все — атеисты. С детства такой. Вырос на окраине рабочей, стесняюсь своих светлых чувств. Ну, или пока не осознал, почему у меня это стеснение, может, опять скрытая гордыня или страх.

Сегодня впервые в жизни исповедовался и причастился. Помимо исповеди просто беседовали с батюшкой целый час, наверное. Он показался мне очень интересным и смиренным человеком.

Хотел спросить: а как же насчет дела, к которому ты наиболее пригоден? Дело твоей мечты, приложение таланта, способностей? Как быть с этим? Моя работа сегодня, как я понял, учит меня смирению. И любви к людям, даже если они не любят тебя. Хотя ко мне многие довольно позитивно относятся. Я рад, что у меня есть такая школа жизни. А сама работа не очень нравится. А про мечты и метания мои я вам уже писал.

Не понял один момент: как это — не судить человека, но судить дела? Если можно, объясните на конкретном примере, пожалуйста. Я так понял почему-то из Библии, что вообще никого судить нельзя, ни в чем. Даже если при мне последнее время матерятся, плюются, я не осуждаю их в душе, и так легко от этого неосуждения! Да и вообще никого стараюсь не осуждать.

Сказал себе так: «пока ты еще не укрепился, не знаешь достоверно Гласа Божьего, не умеешь различать Его волю, не помогай абы кому» (у меня это до паранойи дошло — раньше молился за всех подряд).

Спасибо Вам! Вы меня просвещаете. Чувствую, что, помимо Вас, у меня появился самый главный Помощник!

С уважением, Саша

*   *   *

24 сентября 2009 года

О покаянии, о Таинстве Исповеди и доверии Господу

Дорогой Саша!

От всей души поздравляю тебя с твоим Первым Причастием! Теперь ты тот, о котором Господь сказал: «Ядущий Меня, жив будет Мною», да поможет тебе Господь в этом.

Ты пишешь, что «до Причастия буквально довел себя до невротического состояния — без конца каялся, стоял на коленях». Это одна из распространенных ошибок уверовавшего. Господь не требует от нас исповедования до изнеможения, а ждет от нас в этом лишь доверия к Нему, что Он простит все от сердца сказавшему «Господи! Каюсь, прости». И если Он поручил нам эту заповедь: «если скажет тебе брат: „Каюсь, прости“, — то прости ему, даже если это случится семь раз по семьдесят раз в день», т.е. без числа, то тем более простит каждому, кто скажет так Ему Самому.

В этом и состоит доверие Господу: если мы с верой в Его Бездонное Милосердие «исповедаем Ему грехи свои», то Он не только простит нас, но и «снимет вину греха моего!» (Псалмы)

В этом состоит и наша радость, что не требуется от нас ничего кроме того, чтобы в смиренной любви произнести Иисусу: «Прости». И все. Можешь после того прыгать от радости, а более всего облечься в полный покой, ибо ты прощен, прощен Самим Богом! Это значит никто уже не может заставить тебя поверить в то, что ты будешь отвечать и будешь осужден Богом за это.

Попробуй поупражняться в доверии Господу: сказал Ему с чувством один, в крайнем случае, три раза «Господи, прости!», и все, ничего больше не делай, будь спокоен — знай и своим поведением уверенного спокойствия доказывай это, что прощен ты, знаешь это и теперь радуешься и благодаришь Господа Иисуса и Его Пречистую Мать.

Святое Таинство Исповеди есть Таинство Милосердия, ибо помимо прощения исповедуемых грехов в нем Бог дает нам также и благодать для борьбы с подобными искушениями в будущем. Как благодарны мы должны быть Спасителю за такой дар!

Встать на колени перед Господом (при реальной невозможности такового, это можно с делать в духе, т.е в воображении) — это лишь самый первый момент покаяния. Второй, также очень важный момент, это деятельный момент покаяния, называемый также его плодом. Вспомни, какой пример тому приведен в Евангелии. Закхей-мытарь встал и во всеуслышание сказал Господу: «Половину имения своего раздам нищим, а если обидел кого, воздам вчетверо». А Иоанн Креститель учил кающихся: «принесите достойный плод покаяния: если имеешь две одежды отдай неимущему, и с пищей делай тоже». В наших же обстоятельствах это может означать кроме указанного еще и просьбу о прощении у обиженного, проявление старательности и изобретательности в том, чтобы загладить свой скверный поступок искренним добрым делом (скромно и тихо, т.е. не объявляя никому об этом).

Называй своего Помощника всегда по имени: Иисус Христос! Никогда не жди каких-то особых ощущений. Если таковое приходит после или во время молитвы, переноси это со смирением, благодаря Господа Иисуса Христа не только за моменты приятные, но и особенно за помощь в перенесении неприятного.

Как я уже написал, покаяние должно быть в первую очередь деятельным. Это значит, что, если каешься за то, что, например, обидел когда-то жену, то найди способ искренне попросить у нее прощения за это; если же она не расположена слушать это, то найди способ отплатить ей за перенесенное ею особенным старанием ей угодить, и делай это искренне, от сердца. При этом размышляй внутри себя о том, какая она у тебя добрая и хорошая, что, несмотря на твой скверный поступок, она не отвернулась от тебя полностью, и как ты благодарен за это Господу, ибо терпение, данное ей, — это Его дар. Вообще, если хочешь примириться с человеком, примирись с ним сначала внутри себя: вообрази себе, что подаешь ему руку (даже если обида исходила от него), а потом легко обнимаешь его, как своего близкого приятеля. В реальности же можешь придумать какой-либо повод, чтобы к нему подойти.

У меня был такой случай. Один человек спровоцировал мне неприятность. Я догадался, что это сделал он. В молитве я передал это дело в руки Господа Иисуса. Через день-два, видя, что он идет по двору, куда направлялся и я, я свернул в сторону и прошел другим путем, чтобы с ним не встретиться. Через какое-то время, обдумав, решил, что если это от Отца Небесного, Который хочет, чтобы я отплатил ему добром за зло, то вскоре будет еще одна «случайная» встреча. Действительно, не прошло двух часов, как выходя из гаража, я увидел его, стоящего неподалеку. Была возможность и в этот раз свернуть в сторону, однако, я решил поступить по заповеди Иисуса. Направившись прямо к нему, я протянул ему руку и сказал: «Спасибо тебе за твою дочь. Она так замечательно играет на органе… Я очень ей благодарен, очень. Еще раз спасибо тебе, ведь это твоя дочь». Он был поражен и удивлен моим неожиданным действием. Однако теперь всякий раз, когда я встречаю его, чувствую, как он благодарен мне за то деятельное прощение.

Осуждать злой поступок человека — это значит, увидев, что он не добрый, внутренне осудить его: сказать себе, что осуждаешь такой поступок, и попросить мысленно Бога оградить тебя от такового и дать силы противостоять ему не только в себе самом, но и обличить такой поступок перед другим, близким тебе человеком (чтобы оградить его от злого действия такового поступка или чтобы уберечь его от общения с тем человеком). Обличать же согрешившего человека следует в духе кротости, т.е. с любовью, ибо к Иисусу Христу можно привлечь только смиренною любовью, но никак не укорами, не угрозами, не чтением морали. Если же речь идет о наглом поведении в обществе (особенно, в присутствии детей), то тут уж можно проявить и строгие меры воздействия. О согрешившем человеке же нельзя сказать, например, что для него уже все кончено, и он за такое дело будет гореть в аду. Для любого грешника у Бога достаточно милости, чтобы простить его, если тот хотя бы призовет одно только имя Господне, т.е., если только мысленно скажет: «Господи!». Милосердие Божье бездонно и это основание нашего доверия Ему.

Если имеешь призвание к какому-то делу, то совершенствовать свои способности можешь в свободное время, желательно вместе с женой. Можешь попросить Матерь Божью и Иисуса Христа, чтобы, если есть на то воля Божья, помогли тебе твой талант использовать в реальном деле. Не сомневайся, помощь придет обязательно, хотя, быть может, и не сразу это заметишь, но, заметив, благодари Их от всей души.

От всего сердца тебе желаю рука об руку с женою и с вашими детьми приближаться к Господу Иисусу Христу, не стремясь это делать только через чтение молитвослова, канонов, акафистов, псалтыри и т. д. (никого нельзя к тому принуждать, но делать это при обоюдной радости, само потом придет, если будешь того хотеть внутри себя), но прежде всего и более всего — через любовь друг к другу, ибо так заповедал нам Сам Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос, в чем да поможет нам Он Своею благодатью. Аминь.

С признательностью и уважением, 
НП

Фото: www.sat7usa.org

На страницу цикла

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о