Агарь: путь в пустыню

Первая публикация из цикла “Великий пост с библейскими женщинами”

Пустыня – это удивительное место. Для библейского мировосприятия – ничейная земля. И в то же время именно там лучше всего слышно голос Бога. Впервые в библейском повествовании пустыня появляется во времена Авраама. Там он разговаривает со Всевышним и строит колодцы. И именно туда убегает его наложница Агарь.

Отношения Сарай и Агари не складываются. Престарелая Сарай, одна из прекраснейших женщин своего времени, была дамой непростой. Многие исследователи обращают внимание только на ее уязвленное самолюбие и ворчливый характер, вынудивший бедную беременную девушку бежать из шатров хозяйки неведомо куда. Но если мы внимательно присмотримся к произошедшей ситуации, то делать однозначные выводы станет совсем не так просто.

Конечно, сейчас мы можем только строить предположения, опираясь не сколько на библейский текст, сколько на размышления более поздних авторов о произошедшем конфликте. Тем не менее, многочисленные истории и легенды, дошедшие до наших дней, могут стать прекрасной почвой для размышления.

Предыстория

Итак, в шатрах Сарай, законной жены Авраама, была некая женщина по имени Агарь. Все имена, которые использует библейский бытописатель, наполнены своим смыслом, который не нужно сбрасывать со счетов. Сарай – владычица народа. Она изначально рождена быть хозяйкой и прародительницей избрана от рождения. Но, как отмечают иудейские мудрецы, «чрево Сарай было закрыто, родить могла только Сарра». Это говорит о том, что этой женщине предстояло проделать довольно большой путь, который мы бы сейчас назвали личностным ростом, чтобы стать достойной быть прародительницей и праматерью верующих в Единого Бога.

Агарь появляется в жизни Сарай, когда они с мужем вынуждены пойти в Египет. Книга Бытия говорит нам о том, что в земле той, т.е. в Ханаане, настала засуха и голод (Быт 12,10). Авраам поднял свои шатры и отправился к более могущественному соседу, чтобы переждать там тяжелые времена. В принципе, он проделывает тот же путь, что и через много лет пройдут его потомки, чтобы осесть на берегах Нила и постепенно стать рабами. В Египте Авраам представляется братом прекрасной Сарай. Женщина попадает в гарем фараона, а ее родственник, как и полагалось в те времена, получает за нее богатые дары. Когда же на фараона и его семью начинают сыпаться страшные болезни, он отпускает Сарай и в знак извинения дарит ей служанку. Об этом нет ни слова в библейском повествовании, но древняя традиция предполагает, что это была дочь фараона.

Скорее всего, у девушки было другое имя, но войдя в дом Авраама, отвергавшего языческих богов, она Становится Агарью, что означает странница, пришелица. Можно предположить, что девушка была единственной египтянкой среди домашней челяди.

Проходит десять лет. Сарай, которой уже 76 лет, все еще бесплодна. Тогда она вводит в шатер Авраама молодую Агарь. Трудно сказать, сколько лет на тот момент было девушке. Конечно, в сравнении с почтенным возрастом Сарай она была весьма молода. Существуют разные предположения. Мы встречаем истории о том, что она из принцессы превратилась в рабыню, будучи девушкой на выданье, т.е. значительно старше 12 лет. Скорее всего, Агарь ждала для себя совсем иной судьбы, чем прислуживать бесплодной старухе. Ее уделом должен был стать прохладный гарем какого-нибудь египетского вельможи, роль старшей жены, матери наследника. И вот, когда она становится наложницей Авраама, прежние представления о жизни снова оживают в ней. Она не только перестает подчиняться Сарай, но и начинает ту унижать. В ее злых словах много обидной правды. Ведь для того времени бесплодная женщина – существо совершенно бессмысленное.

Другой вариант развития событий предполагает, что Агарь попала в шатер Сарай, будучи совсем еще девочкой. Жена Авраама воспитывает ее, разделяет с ней свой досуг и свои интересы. Но когда Агарь беременеет от Авраама, все это забывается, и на Сарай обрушивается черная неблагодарность темнокожей девушки.

Мы слышим слова обиды Сарай: «Моя служанка теперь ненавидит меня, и это твоя вина. Я дала её тебе, она забеременела и теперь считает себя лучше меня. Я хочу, чтобы Господь рассудил, кто из нас прав» (Быт 16,5). Но как только Авраам подтверждает ее власть над Агарью, Сарай нещадно начинает преследовать свою беременную обидчицу.

Надо сказать, что использование суррогатного материнства было не редкостью в те далекие времена. Законы Хаммурапи дают четкое представление о том, что рождение ребенка от господина не уравнивает наложницу в правах с госпожой. С точки зрения тогдашней морали поведение Агарь было неправильным. Она заслуживала сурового наказания вне зависимости от своего состояния. Ей предстояло родить ребенка, на коленях у своей хозяйки. Это был не ее ребенок, но ребенок Сарай.

Первый раз в пустыне

Ссора двух женщин приводит к тому, что молодая египтянка бежит в пустыню Негев. Скорее всего, Агарь хочет добраться на родину, в Египет. Не зря Ангел находит ее на дороге в Сур (Быт 16,7). Этот город больше известен по другому своему названию – Тир. Здесь жили финикийцы, и можно было добраться на корабле до Египта. Но, скорее всего, этот город упоминается совсем не для того, чтобы внимательный читатель предположил маршрут беглянки. Тир был городом, где поклонялись богу Молоху. В том числе и приносили в жертву младенцев. Так этот город становится символом отказа от веры в Единого Бога.

Попробуем проследить путь Агари, обращая внимание на символы, которые скрываются в библейском повествовании. Девушка покидает дом своей госпожи. Таким образом, она проявляет непослушание не сколько Сарай, сколько Богу. Она забывает самое важное – нет никакой ее заслуги в том, что она зачала. Ведь Бог мог закрыть и ее утробу, как закрыл утробу Сарай.

Агарь бежит в пустыню. В те времена пустыня считалась ничейной землей. В силу своей неплодородности и отсутствия растительности, пригодной в пищу скоту. Соответственно, выход в пустыню воспринимался как отрыв от некой культурной традиции, выход из какого-то народа. Так и сам Авраам рвет со своим прошлым, отправляясь в пустыню. Теперь же его наложница Агарь отрясает прах из шатров Сарай, чтобы стать свободной от всего, что там видела. Но она забывает об одном очень важном моменте: ребенок, которого она носит под сердцем, ей не принадлежит. Он принадлежит Сарай и Аврааму и, в конченом счете, Богу. Получается, что Агарь несёт Божье чадо в страну греха и невежества.

Еще один важный аспект пустыни для библейского миросозерцания – восприятие этого места, как некоего периода изменения, преображения, учебы. В историях пророков и праотцов явственно видно, как Бог, обращаясь к ним среди песков и солнца, воспитывает их, создавая новых людей. Это же происходит и с Избранным народом, который 40 лет странствует. Именно поэтому здесь Агарь является Ангел. Он мог бы поймать непокорную девушку прямо на выходе из стана Авраама и преградить ей путь. Божий посланник является ей только в пустыне, наставляя ее не только вернуться, но и четко указывая ее место и роль в этом мире.

Не менее важным моментом является то, что встреча Агари с Ангелом происходит у колодца, которому Агарь дает название Беэр-лахай-рои, источник Того, Кто видит меня. Ведь здесь она впервые общается Богом, меняется ее восприятие. Теперь это не только Бог Авраама. Это и ее Бог, которого она знает по имени. Он Тот, Кто видит ее печаль и готов ее поддержать. Со времен Евы Господь впервые обращается непосредственно к женщине. Мало того, к ней обращены слова обетования, подобные тем, которые слышит Авраам. Практически непокорная служанка ставится на одну доску с праотцом.

В пустыне Агарь начинает меняться. Теперь она готова проявить послушание, но не Сарай, а Богу. Библия снова указывает конкретное местоположение: колодец находится между оазисами Кадес и Баред. Кадес – название, созвучное слову «кодеш», «святость». Слово же «баред» созвучно слову «молния». Так Агарь оказывается между возможным Божьим гневом, Баредом, и Божьим благословением, Кадесом. Молодая женщина делает выбор, она предпочитает благословение Того, Кого уже знает, возвращению в Египет.

Изгнание в пустыню

Проходит 13 лет. Это странное число возникает в рассказе не случайно. 13 на иврите звучит как «эхад». Как ни странно, числовое значение (гематрия) этого слова «один» или «единый». За этим словом скрывается и одно из Имен Всевышнего. Речь идет о достижении некой полноты или зрелости. Авраам и его семья становятся готовыми для того, чтобы полностью войти в удел Божий. Тогда Господь меняет имена и повелевает сделать обрезание всем мужчинам в доме Авраама. Теперь же он и дает ребенка Сарре, имя которой теперь означает «владычица множества народов». За 13 лет и в ней, и в Аврааме произошли глобальные изменения… А вот имя первенца Авраама никак не изменяется. У Измаила особая судьба, расходящаяся с предназначением потомков Сарры.

У Измаила был крутой нрав, и вполне вероятно, что его «игры» пугали пожилую Сарру. Юноша, которому к моменту, когда Исаака отнимают от груди, уже лет 15-16, насмехается над малышом и его матерью. Агарь, чья дальнейшая жизнь после бегства в пустыню и рождения сына окутана молчанием, не вмешивается. Очень может быть, что все эти годы ее отношения с хозяйкой складывались непросто. Ведь нигде не говорится, что Сарра, как это было принято в те времена, принимает Измаила как своего ребенка. Нет, он таки остается первенцем Авраама от Агари, чужим для мира Сарры, чужим в ее шатрах. Хотя Агарь вынуждена жить со своей хозяйкой. Теперь Сарра требует изгнать Агарь и Измаила из стана Авраама. Она боится конкуренции, боится, что Агарь и ее ребенок будет поступать с Исааком так, как сама она поступала с ними все эти годы. В этот раз Авраам пытается противостоять влиянию Сарры, но тут вмешивается Бог. Так Агарь и Измаил снова оказываются в пустыне.

Теперь для Агари это место становится своего рода противоположностью рая, Эдемского сада. На первый взгляд в них столько сходства: тишина, умиротворенность… Только они представлены с разным знаком. В Эдеме это мир жизни с Богом, мир радости и жизни. В пустыне же, напротив, это мир смерти, тишина безлюдья, одиночество, наполненное холодом ада. Пустыня – это своего рода небытие, ничто, предшествующее новому творению. Агарь, уже взрослая женщина, которую не переполняют столь сильные эмоции, как те, что были в период ее бегства. Она испытывает только жажду. Причем это не только и не столько жажда воды, сколько жажда вновь обрести отношения с Тем, Кто видит ее. Египтянка оставляет своего сына умирать от жажды и тоски в одиночестве, под кустом. Явившейся Агари Ангел говорит о том, что услышал не ее жалобу, но плач ее сына. Ради него Ангел указывает колодец, рядом с которым и начинают жить мать и сын, основывая новый народ.

Казалось бы, на этом история Агари и заканчивается. Но многие иудейские авторы предполагают, что через много лет она вновь встречается с Авраамом. Только теперь она носит новое имя, Хеттура, благоуханная. Это уже совсем другая женщина. В ней нет самоуверенности и гордыни молодой Агари. В ней нет слабости и депрессивности, ложного смирения и отчаяния Агари, изгнанной с сыном в пустыню. Ей дается новое имя, потому что отношения с Богом ее полностью преобразили. Оказавшись в пустыне, она обретает свободу. Да-да, как и сыны Израилевы через несколько веков обретут свободу, уйдя от благ цивилизации в мир зноя и песков. Хоть и оказывается она в Фаране, название местности, которое можно перевести как «истощать, ослаблять, лишать содержания», Агарь не погибает. Для нее пустыня становится местом сотворчества с Богом, глубокого изменения. И она входит в шатер Авраама не для того, чтобы заменить Сарру. Теперь это ее свободный выбор. Она ищет любви и рожает Аврааму еще детей, которым не суждено стать родоначальниками больших народов. Заканчивается время великих событий. Хеттура приносит благоухание домашнего очага, мира и спокойствия уставшему от странствий и потрясений Аврааму.

В иудаизме принято считать, что Библия является прообразом не только истории еврейского народа в целом, но и жизни каждого еврея. И потому требует внимательного отношения к каждому персонажу, его судьбе и особенностям принимаемых решений. Агарь появляется для того, чтобы объяснить появление нового народа, враждебного Израилю. Это с одной стороны. А с другой, Агарь предлагает нам поразмышлять над одним из путей развития души: от подчинения и недовольства – к одиночеству пустыни, в котором к нам обращается Бог. Пережив обращение, мы теряем остроту его восприятия среди привычных будней. И снова накатывает недовольство, разочарование и одиночество. Как в суете или обыденности вновь найти путь к источнику воды живой? Иногда для этого, подобно Агари, нужно быть изгнанным из так называемой зоны комфорта. И снова войти в пустыню, чтобы быть найденным Тем, Кто видит наши печали готов утереть каждую слезинку.

Анна Гольдина

На страницу цикла

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии