Торжество св. Антония в московском монастыре Францисканцев

13 июня Католическая Церковь вспоминает святого Антония Падуанского (15 августа 1195 г. – 13 июня 1231 г.) – проповедника, богослова, учителя Церкви, чудотворца и покровителя бедных, современника св. Франциска, одного из особо почитаемых святых, в честь которого было создано несколько братств и орденов, а с конца XIX в. подаяния, собираемые на нужды бедных, стали именовать «Хлебом св. Антония».

Он был причислен к лику святых уже через год после смерти. С именем святого связано множество историй и легенд. О его покровительстве и заступничестве просят женихи и невесты при заключении брака и супружеские пары в семейных делах. К святому обращаются в случае бесплодия, во время заражения скота или за помощью в поиске потерянной вещи. Также он является покровителем шахтеров и акушерок. Картины, посвященные событиям из жизни св. Антония и совершенным им чудесам писали многие известные: Веронезе (Проповедь рыбам), Мурильо и Ван Дейк (явление Младенца Иисуса), Джотто, Сурбаран, Тициан и пр.

В день памяти святого Антония в монастыре Братьев Меньших Конвентуальных в Москве прошли торжества, посвященные памяти святого. По сложившейся традиции в монастыре собрались многочисленные гости из разных приходов Москвы и других городов Архиепархии, пресвитеры, монашествующие и миряне. Среди почетных гостей были представители посольства Республики Польша в России.

Праздник начался с торжественной вечерни и продолжился Святой Мессой под предстоятельством о. Вадима Шайкевича, которому сослужили кустод Российской кустодии Ордена Братьев Меньших Конвентуальных о. Дарий Харасимович, настоятель московского монастыря о. Петр Корнелюк, викарий Архиепископа Армянской Католической Церкви в России Протоархимандрит о. Петрос Есаян и другие священнослужители. По традиции во время Мессы благословляли детей и освящали лилии и хлеб.

В начале Святой Мессы о. Петр, приветствуя собравшихся на богослужение, которое он назвал «красивой симфонией Господу», сказал: «Приветствую всех священнослужителей и вас, браться и сестры, в нашей часовне, такой маленькой, но такой по-домашнему своей. Поэтому пусть Господь Бог объединяет нас. Пусть наша молитва возносится к Господу Богу как благодарение за дар такого заступника, каким является Антоний Падуанский. Когда мы приглашали людей на эту Святую Мессу, я говорил, что Святой Антоний помогает не только католикам, он помогает всем. Святого Антония почитают не только в нашей Церкви, но и в других христианских Церквях, а также другие верующие люди. Святой Антоний объединяет нас и приглашает нас на совместную молитву».

Отец Вадим Шайкевич, предстательствующий на богослужении, начал проповедь с вопроса: «Бог ли должен творить нашу волю, или мы Его?». Отвечая на него, о. Вадим сказал: «Мы все Его орудия, мы Ему нужны. Потому что Иисус Христос вознесся на Небеса и на Земле оставил Церковь. Сюда приходит Святой Дух, чтобы превратить хлеб и вино в Тело и Кровь Христа, а из нас собрать Церковь – Тело Своего Воскресшего Сына. И что делает это Тело? Безмолвствует со всем своим историческим багажом. Где-то церковь как музей, где можно посмотреть как раньше молились, как красиво рисовали, где-то церковь – это филармония <…>. Бог это допустил, Бог этого хотел. Церковь со временем костенеет, и Бог дает харизму, дает Дар Святого Духа, и все преображается. Поэтому 800 лет назад в Европе началось францисканское движение. Пришел один Джованни Бернардоне, потом другой – Фернандо из Лиссабона, тоже из хорошей благородной семьи, был канонником, хотел возвещать Евангелие в Африке, но понадобилось его призвание в Италии и Франции. Он хотел пойти к внешним и проповедовать Христа, но нужен был внутри Церкви. Потому что в каждом веке всегда есть какое-то искажение – люди не могут представить себе Христа, понять, чего Он хочет».

«Бог на нас рассчитывает, мы нужны Ему, нужны наши руки, наши уста, потому что Он хочет действовать в этом мире через Своих братьев, как говорит Папа Франциск, это Его плоть на Земле. <…> Эти люди, которые жили для Благой Вести, и для них было важно Евангелие без толкования, без интерпретации, без закона – их вера заразительна. Такая вера поможет людям вокруг».

«Царство Небесное начинается здесь», – напомнил о. Вадим. – «Мы нужны Богу, Он на нас рассчитывает. Да, время смутное рождает смутных людей. Может, будут в нашей жизни преследования. Но Бог сделал нашу жизнь праздником, потому что Он дал нам эту жизнь. Бог приходит к нам. Сейчас в мире, в стране, в Церкви такой поворотный момент, когда не понятно, что будет. Поэтому сейчас так часто говорят про синодальность, о необходимости горизонтальных связей в общинах, между людьми. Поэтому важно, чтобы Бог был в нашем сердце. Там наше сокровище, там Бог ждет нас. Может быть, мы боимся туда спускаться? Может быть, мы боимся нашего зловонного подсознания, которое лечат психоаналитики под портретами Фрейда и Юнга? Ты боишься туда спуститься, а Бог тебя там ждет. Он там тебя исцелит. Первое – это встреча с Ним. Второе – это твой дом, в котором ты живешь. И даже, если у тебя в доме неверующие, все равно ты можешь поставить образок, знак Божьего присутствия, который будет тебе напоминать, что Бог тебя видит, Бог тебя слышит, Бог тебя любит. И даже если ты начал молиться рассеянно, все равно лучше плохо молиться, чем не молиться вообще. И Бог на тебя смотрит и тебя слушает. Бог на тебя смотрит и радуется».

Далее о. Вадим сказал несколько слов о Евхаристии, которая собрала в этот праздник столько людей во францисканском монастыре: «Евхаристия – это многогранное Таинство: это и воспоминание, и жертвоприношение, и трапеза. Жертвоприношение это означает, что Бог продолжает отдавать Себя за нас. Он берет на Себя наши грехи. Это Его воля. Пир – Он к нам приходит, чтобы в нас жить, чтобы прикоснуться к нашей жизни, чтобы быть в нас. Он этого хочет, это не мы придумали. Мы выходим в город и Он идет с нами, через нас Он прикоснется к другим людям. Мы живая Дарохранительница».

«У нас здесь интерритуальная служба: византийский и древний армянский обряд, орденские и епархиальные священники. И сегодня Ангелы ждут, когда мы будем петь «Свят, Свят, Свят». Поэтому будем петь и хвалить Бога как одно тело. Сегодня Бог позволил нам быть здесь в тесноте, да не в обиде, когда здесь дух святого Франциска и святого Антония».

Завершая проповедь, о. Вадим напомнил, что «каждый из нас нужен Богу таким, какой он есть, а твои грехи Он возьмет на Себя. Его интересует твое сердце, а ты свободен. Но если ты хочешь быть счастливым, то ты будешь счастлив только тогда, когда творишь Его волю, потому что твоя воля тебя никогда не насытит, никто тебя не сделает счастливым».

В завершение Святой Мессы о. Дарий Харасимович обратился к о. Вадиму и всем собравшимся со словами: «Я хочу поблагодарить красноречивого и колоритного священника, который произнес проповедь – о. Вадима Шайкевича, москвича, которому в этом году исполнится 26 лет священства, который теперь будет служить в Москве, и его проповеди, такие же яркие, можно будет слушать. Повторю вслед за отцом Петром: большое вам спасибо, что вы приехали к нам, начиная свое служение в Москве, спасибо за ваше присутствие и за вашу молитву. Благодарю всех священников за ваше участие, молитву и доброжелательность, за то, что вы разделили с нами наш праздник».

Отец Дарий поприветствовал также о. Вальдемара, францисканца, который приехал из Астрахани, сестер Матери Терезы, сестер-салезианок, братьев и сестер третьего Ордена св. Антония, друзей из посольства Польши, и конечно, всех, кто приехал из разных городов. В заключение он прочитал слова из песни, посвященной святому Антонию: «Без страха он вступил в тяжелый бой, Ведь рядом с ним сражался Царь Царей; И, одержал победу над собой, Антоний духом стал еще сильней». «Пусть слова этой песни из жизни святого Антония сбудутся и в нашей жизни благодаря встрече с Господом», – пожелал отец Дарий.

В заключение своей речи он рассказал о новом номере альманаха «Брат Солнце» и пригласил всех во Францисканский культурный центр на совместную трапезу. Здесь можно было познакомиться с книжными новинками Издательства Францисканцев, а также с интересными людьми, послушать музыку и спеть вместе под аккомпанемент о. Петра и о. Дария.

Текст и фото: Ольга Дубягина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии