Житие св. Бригитты Шведской, вдовы

Перевод Константина Чарухина. Впервые на русском языке!

Пётр Альвастрский, Пётр Шеннингский

Пер. с лат. Vita b. Brigide prioris Petri et magistri Petri // Isak Collijn (red.) & Svenska Fornskriftsällskapet. Acta et processus canonizacionis Beate Birgitte (1924–1931), pp. 73-101. Врядеместучитывалсяангл. пер. по Birgitta of Sweden. Life and Selected Revelations: Trans. Albert Ryle Kezel – New York, 1990


СКАЧАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ:

PDF * * * FB2


Подобает знать, что смиреннейшая служительница Божия никогда не дерзнула бы сама и никому не позволила бы называть себя невестой Христовой или Его каналом (canale) из тщеславия или ради каких-то преходящих выгод, но только по предписанию Христа и Святой Марии, Его предостойной Матери, Кои называли её так. И не от самомнения, но от смиренного послушания Им она так называла себя в своих писаниях.

ОТ КАКОВЫХ РОДИТЕЛЕЙ ПРОИСХОДИТ НЕВЕСТА ХРИСТОВА ГОСПОЖА БРИГИТТА

Согласно тому, что мы читаем о блаженном Иоанне Крестителе и святом Николае, заслуги родителей чрезвычайно содействуют тому, чтобы в детях благодать возрастала (ср. Лк. 2:40) и пребыла до конца (ср. Вульг. Мф. 24:13). Поэтому и святой памяти госпожа Бригитта, княгиня (principissa) Нерке, что в королевстве Шведском, и невеста Христова, произошла от праведных и благочестивых родителей, которые, ведя благой род свой от готских королей, были благородны по плоти, но ещё благороднее по Богу. Отец же её был человек благочестивый и праведный, и звался он господином Биргером из Верхней Швеции. Каждую пятницу он смиренно исповедался в грехах своих и говаривал вот что: «В пятницу я хочу так приготовиться к встрече с Богом, чтобы в любой из последующих дней быть готовым перенести что Бог пошлёт».

Также, преодолевая великие труды, он посещал святые места, а именно – Иакова (в Сантьяго-де-Компостела) и других святых, следуя по стопам предшественников своих – ибо отец его ходил паломником в Иерусалим, подобно как и дед, и прадед, и прапрадед. А ведь неслыханное дело, чтобы мужи такого могущества, столь богатые да славные от края мира – сиречь из королевства Шведского – пускались в такой трудный путь, а именно туда, где можно увидеть гробницу святого Иакова да иерусалимские края, в которых Иисус Христос воплотился и пострадал.

Поэтому впоследствии Христос среди прочих слов откровений сказал вышеназванной невесте Своей: «Глаголю тебе – не к твоей похвале, – что родители (generacio) твои происходят из рода святых королей, и именно они удостоились за заслуги свои того, что Божественная благодать Моя явилась на тебе». Подобно тому и мать сей невесты Христовой, что звалась госпожой Ингеборгой, была чрезвычайно благородна и благочестива, а отец её по имени князь Бенедикт, происходивший от королевского семени, основывал и одаривал многочисленные церкви и монастыри. Жена сего Бенедикта, скрывая благоговение духа и ведя себя соответственно своему благородному званию и обычаям знати, как-то раз проезжала с домочадцами своими некий женский монастырь. Одна из монахинь, презрев бабку названной Бригитты, стала крепко чернить её и наушничать про неё прочим монахиням. А когда следующей ночью оная монахиня уснула, явился ей Некто дивной красы и сказал с гневным ликом: «Ты почему очернила служительницу Мою, назвав её надменной?! Это неправда! Ибо произведу Я из её потомства одну дочь, с чьей помощью содею великие Свои деяния в мире, и таковой благодатью исполню её, что все народы изумятся».

А с приходом поры, когда сия невеста Христова госпожа Бригитта пребывала ещё в утробе матери своей, довелось матери терпеть кораблекрушение в некоем морском заливе. Множество людей обоих полов могли тогда утонуть, и королевский воевода Эрик, брат шведского короля, находившийся там, видя, что она на сносях, всеми силами постарался доставить её на берег живой. Той самой ночью явился сей матери Некто в блистающих одеяниях и сказал: «Ты спасена ради того блага, кое имеешь в утробе, а посему воспитывай оное в любви Божией, ведь дар этот – от Бога».

КАК СВЯЩЕННИКУ БЫЛО ВИДЕНИЕ О РОЖДЕНИИ НЕВЕСТЫ ХРИСТОВОЙ

Итак, с наступлением часа, когда девочке Бригитте надлежало родиться, некий приходской священник из ближайшей церкви, муж достойной жизни и преклонных лет, пребывая в бдении и молитве, увидел ночью некое светозарное облако, на коем восседала дева с книгой в руке своей. И сказала сия дева изумлённому священнику: «Родилась у Биргера дочь, чей изумительный голос будет услышан повсюду в мире».

КАК ТРИ ГОДА ОНА БЫЛА СЛОВНО БЫ БЕЗЪЯЗЫКАЯ

И вот, девочка Бригитта росла, но на протяжении трёх лет не владела даром речи, из-за чего родители её сильно беспокоились, считая её немой. Однако под конец третьего года она настолько полно овладела даром речи, что не по-младенчески лепетала, но вопреки естеству такового возраста выговаривала слова совершенно чётко.

КАК УМЕРЛА МАТЬ БРИГИТТЫ

Затем тем мать её – женщина во всём добродетельная – заболела. Она за несколько дней предузнала и предсказала кончину свою, а когда уже покидала тело и увидела, как горюет муж её вместе с прочими, сказала: «Чего горюете? Пожила, и довольно. Тому подобает радоваться, что призвана я к более могущественному господину». И, позвав детей, благословила всех и почила в Господе.

КАК, ЕЩЁ БУДУЧИ ДЕВОЧКОЙ, ОНА УВИДЕЛА НЕКОЕ ДИВО

И вот, девочка Бригитта, уже достигнув семилетнего возраста, однажды наяву увидела напротив своей кровати алтарь, на котором восседала некая госпожа в блистающих одеждах, державшая в руках драгоценный венец, которая сказала ей: «О Бригитта, подойди!» Та же, услышав сие, поднялась с кровати и подбежала к алтарю. И сказала ей госпожа: «Не желаешь ли получить этот венец?» Девочка кивнула, и оная госпожа возложила венец ей на голову, так что Бригитта тогда почувствовала, как обруч венца касается её головы. Когда ж она вернулась к кровати, видение исчезло, но она никогда не смогла его забыть.

КАК ОНА УВИДЕЛА ХРИСТА РАСПЯТОГО

Лет около десяти она как-то раз послушала в церкви проповедь о Страстях Господа нашего Иисуса Христа и следующей ночью увидела во сне Христа как бы в час распятия Его. И сказал Он ей: «Вот так меня замучили». А она, думая, что свершилось это прямо сейчас, ответила во сне: «О Господи, кто тебе сотворил такое?!» И ответил Иисус Христос: «Те, кто Меня презирает и пренебрегает любовью Моей, – они сие сотворили мне». Затем она пришла в себя, а с того дня прониклась таким чувством к Страстям Христовым, что редко когда вспоминала о них без слёз.

КАК РЯДОМ С НЕЮ ВИДЕЛИ НЕЗНАКОМУЮ ДЕВОЧКУ

А ещё, когда ей было одиннадцать лет, она однажды вместе со сверстницами занималась вышивкой золотом по шёлку и очень терзалась в душе, что работа у неё выходит не как хотелось бы. Тогда её тётка, под чью опеку Бригитта была передана после смерти матери, дама весьма благочестивая и достойная, войдя в дом, увидела, что рядом с Бригиттой сидит незнакомая девочка и занимается одной с нею работой. Едва дама вошла, девочка та исчезла. Тогда тётка спросила Бригитту, что за девочка была, которая работала вместе с ней. Та отвечала, что не видела никого, но тётка, присмотревшись к работе, обнаружила, что исполнена она так искусно, что с первого взгляда становилось понятно: не девочки столь нежного возраста это дело, но Божие (diuinum). Поэтому в дальнейшем та дама почитала эту работу как святыню наряду с прочими своими реликвиями.

КАК ТЁТКА БРИГИТТЫ ОБНАРУЖИЛА, ЧТО ОНА МОЛИТСЯ НОЧЬЮ

Однажды ночью вышесказанная тётка, тайком войдя в комнату, обнаружила, что Бригитта, раздетая, стоит на коленях перед кроватью и молится со слезами. Усмотрев в том девическую шалость, дама приказала принести розгу, но едва занесла её, чтобы высечь Бригитту, как розга разломалась на мелкие кусочки. Увидев это, оная тётка крайне изумилась и сказала: «Что ты наделала, Бригитта? Уж не служанки ли подучили тебя каким-нибудь заклинаниям?» На что девица в слезах отвечала: «Нет, госпожа моя, но я поднялась с кровати, чтобы восхвалять Того, Кто мне всегда помогает». А тётка спросила у неё: «Ну и кто он?» На что девица ей молвила: «Тот Распятый, Кого я видала». И ради сего её тётка начала с того дня Бригитту крепче любить и почитать.

КАК ОНА УВИДЕЛА ДИАВОЛА

Немного позже, когда Бригитта встала, чтобы поиграть с девочками, увидела она наяву диавола – словно бы сторукого и стоногого, да всего из себя безобразного–и, ужаснувшись ему, побежала к себе в кровать. Там диавол снова явился ей и сказал: «Я ничего не могу совершить, если не позволит Распятый». Когда служанки увидели её и стали расспрашивать, что случилось с ней да отчего она так перепугана, она отвечала: «Что-то у меня сердце заболело». И больше те служанки от неё ничего не добились. А уж спустя несколько лет тётка, навещая её, услышала от неё всю правду и наказала ей видения хранить под покровом молчания, не терять надежды, искренне любить Бога и беречься всяких легкомысленных сборищ.

КАК ОНА ВСТУПИЛА В БРАК И КАК ЖИЛА В БРАКЕ СВОЁМ

Затем просватали Бригитту за молодого и богатого человека, рыцаря знатного и разумного, звавшегося господином Ульфом из Ульфасы, князем Нерке. Брак свой чтили они столь высоко, что оба супруга целый год провели в целомудрии, благоговейно моля Бога о том, чтобы, коли должно им сойтись, то пускай Создатель всего сотворит из них потомство на служение Себе. Итак, любя Бога, она крайне береглась, как бы кто не сказал о ней злого слова, и, чтобы не дать повода очернить себя, избегала легкомысленных сборищ, мест и личностей, общение с коими могло бы вызвать порицание, но всегда держала при себе порядочных служанок и благовоспитанных спутников. Притом вместе с домочадцами своими она старалась делом служить Богу и помогать ближним.

КАК ОНА МОЛИЛАСЬ И КАКОЙ БЫЛА НАДЕЛЕНА МОЛИТВОЙ

А в молитве и слезах невеста Христова была до того ревностна, что в отсутствие мужа бодрствовала почти целые ночи и не щадила тела своего, укрощая его многими коленопреклонениями и суровым самобичеванием. По прошествии же некоторого времени, в течение коего она всё время просила у Бога в молитвах своих, чтобы  он  наделил её каким-нибудь сообразным ей способом моления, однажды чудесным образом она была вознесена в духе и наделена тогда прекраснейшей молитвой о Страстях Христовых, а также о житии и славе Блаженной Девы Марии, которую она так запомнила, что после того могла читать её в любой день. Затем и Святая Мария, явившись ей после этого как-то раз, сказала: «Это по моему заступничеству получила ты эту молитву, поэтому, читая её, ты обретёшь утешение от Сына Моего».

О ЕЁ ИСПОВЕДИ

На исповедь она ходила часто, и духовник у неё был один – учёнейший магистр богословия и набожный муж, звавшийся магистром Матиасом. Он превосходно толковал всю Библию и написал многие тома книг. Именно он написал пролог к «Книгам небесных откровений» вышеупомянутой госпожи Бригитты, и его она слушалась при всех затруднениях. Поэтому и духовник этот говаривал близким друзьям своим: «В госпоже Бригитте видны признаки будущих даров, ибо лёгкие грехи она оплакивает так, как иные – тягчайшие, и ничего из слов своих и поступков не оставляет без рассмотрения».

О ЕЁ ПОСТЕ

Она предавалась суровым постам и иным самоограничениям настолько часто, насколько могла, и весьма часто воздерживалась от того, что ей было всего приятнее, но тайно – чтобы муж или другие не заметили.

О ЕЁ ЧТЕНИИ

Когда ж она была свободна от рукоделья, постоянно перечитывала жития святых и Библию, которую попросила переписать для себя на родном для неё языке. А если где можно было послушать проповеди достойных мужей, то она не жалела трудов, чтобы добраться туда, и слушала проповеди эти.

О ЕЁ НИЩЕЛЮБИИ

Милостыню она до самой смерти своей раздавала прещедро, содержа в Швеции приют для нищих, которым она, когда была в силах, служила самолично: мыла им ноги, и одевала их, и навещала в болезни, и обрабатывала им раны и тела с нежным состраданием и величайшей материнской заботливостью.

КАК СВЯТАЯ МАРИЯ ПОМОГЛА ЕЙ В РОДАХ

Итак, однажды госпожа Бригитта переносила опасные роды и уже прощалась было с жизнью. Ночью, когда служанки, что для присмотра находились при ней, бодрствовали, они вдруг увидели, как некая особа, облачённая в белый шёлк, вошла, стала перед кроватью и к ужасу всех присутствовавших ощупала каждый член тела лежавшей госпожи Бригитты. Когда же особа та вышла, госпожа Бригитта родила так легко, что просто диво. И не оставалось сомнений, что той Особой была родившая без боли Святая Дева, Которая и служанке Своей облегчила потуги, смягчила боль и устранила опасность. Об этом сия Дева сказала ей потом в видении, произнеся такое откровение:

ОТКРОВЕНИЕ

«Когда, – молвила Она, – ты трудно рожала, Я, Мария, вошла к тебе (ср. Мф. 8:8). Поэтому ты неблагодарна, если не любишь Меня. Потрудись же, дабы сыновья твои стали также и Моими сыновьями».

КАК ДОБРОДЕТЕЛЬНО ОНА ОБУЧИЛА И ВОСПИТАЛА ДЕТЕЙ СВОИХ

Итак, невеста Христова с великим усердием и прилежанием занялась обучением и воспитанием сыновей своих и дочерей, передав их учителям, которые наставляли их в науках и благонравии. Ежедневно она оплакивала грехи сыновей своих, страшась, как бы они не оскорбили Бога своего. В связи с этим явился ей как-то раз Иоанн Креститель и говорит: «Поскольку ты оплакала грех сына своего, когда он оскорбил меня, не попостившись в канун мой, и более желала бы, чтобы он служил мне, нежели был королём, то я помогу ему и вооружу его оружием моим». Об этом яснее сказано в конце четвёртой книги «Небесных откровений», дарованных вышеупомянутой госпоже.

КАК ОНА ПРИВЕЛА МУЖА СВОЕГО К БОГУ И ОНИ ОБА ОТПРАВИЛИСЬ КО СВЯТОМУ ИАКОВУ

Госпожа Бригитта уже долгое время совершенствовалась вдобродетели, когда, наконец, и мужа своего привела к Богу. Ибо хотя он был деятелен и занимал видное место в совете короля Швеции, всё же посовету и увещанию жены начал учиться читать Часы Преблагословенной Деве Марии, изучать книги по законам и праву, и всё, что относилось к законности и правосудию, он постарался освоить. И так они оба – сиречь муж и жена – возгорелись любовью к Богу, что ради более полного освобождения от мирской суеты вышли они из страны своей и родства своего (ср. Быт. 12:1) по примеру Авраама и с великими трудами да расходами направились в Испанию к святому Иакову, что в Компостеле. Когда, посетив много святых мест, они уже возвращались домой, муж в городе, что называется Аррас, на границе с Фландрией, заболел. Поскольку болезнь становилась всё тяжелее, невестой Христовой овладела великая душевная тревога, но она удостоилась утешения от святого Дионисия (Парижского, пам. 9 октября), который, явившись ей во время молитвы, сказал: «Я Дионисий, который при жизни своей пришёл из Рима в пределы Французские проповедовать слово Божие. А поскольку ты любишь меня особо преданно, то предсказываю тебе, что Бог через тебя желает стать понятнее (innotesci) миру, а ты вверена моему попечению и защите. Поэтому я всегда буду помогать тебе и дам тебе сие знамение: муж твой не умрёт от этой болезни». И во многих других случаях сей блаженный Дионисий посещал в откровениях и утешал её.

ВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО

Спустя несколько дней там же, в городе Аррасе, снова увидела она в пророческом видении нечто удивительное, а именно: как отправится она в Рим и во святой град Иерусалим, и как преставится она от этого мира, и как некий прекраснейший юноша поведёт её тогда в духе по всем оным местам. И всё это по прошествии долгого времени исполнилось.

КАК ПОСЛЕ ВЫЗДОРОВЛЕНИЯ МУЖА ОНА ВОЗВРАТИЛАСЬ НА РОДИНУ

Когда после долгой болезни её муж пошёл на поправку, они оба возвратились на родину.  Одновременно став соблюдать воздержание, они постановили вступить в монастырь и, приведя с этой целью в порядок свои дела и имущество, муж её, приняв постриг, почил в год Господень 1344-й.

КАК ОНА БЫЛА ПОСЛАНА К НАСТАВНИКУ И КАК ПОСЛЕ СМЕРТИ МУЖА ЕЁ ОСЕНИЛ СВЯТОЙ ДУХ

Спустя несколько дней, когда невеста Христова, радея о том, как бы от мирского своего состояния перейти к служению Богу, стояла с мыслью о том на молитве в капелле своей, вдруг была восхищена в духе и, когда была в исступлении (ср. Деян. 11:5), увидела светозарное облако, а из облака услышала голос, сказавший ей (ср. Мф. 17:5): «Жено, внемли мне!» Она, страшно перепугавшись, что это прелесть бесовская (illusio), убежала к себе в комнату и, исповедавшись вскоре, приняла Тело Христово. Но лишь только она через несколько дней стала на молитву в той же капелле, как снова явилось ей то светозарное облако, а из облака она снова услышала голос, произнесший те же слова, что и прежде, а именно: «Жено, внемли мне!» И тут эта дама, перепугавшись, снова убежала в комнату, и исповедалась, и причастилась, как прежде, страшась, что голос тот – прелесть. Затем, когда через несколько дней она снова там же молилась, и восхищена была в духе, и снова увидела светозарное облако, а в нём подобие человека (ср. Иез. 1:26), сказавшего так: «Жено, внемли мне! Я – Бог твой, и желаю говорить с тобой». Ужаснувшись от мысли, что это прелесть, услышала она снова: «Не ужасайся, поскольку Я – Создатель всего, а не обманщик, и говорю с тобой не ради тебя самой, но ради спасения других. Выслушай же, что Я скажу тебе, и поди к наставнику Матиасу, духовнику твоему, который опытен в различении обоих видов духов (1 Ин. 4:1; 1 Кор. 12:10). Скажи ему от Моего имени то, что Я говорю тебе, ибо ты будешь Моей невестой и Моим каналом и услышишь и увидишь явления духовные, и Дух Мой пребудет на тебе до самой смерти». После того Он добавил: «По трём причинам пал Денница…» и прочее, что полнее изложено в «Книге небесных откровений». (По причине гордыни (superbia), алчности (cupiditas) и сластолюбия (voluptas). – Liber I. Prologus, 33)

И сие есть первое откровение в Прологе. Итак, в год Господень 1345-й госпоже Бригитте были даны первые Божественные откровения не во сне, а наяву, в молитве, при живом теле и в здравии, но при восхищении от телесных чувств в исступлении и в духовном видении или образно (ymaginaria), посредством зрения или сверхъестественного божественного просветления ума, ибо она видела и слышала духовные явления и чувствовала их своим духом. Так как сказанным способом она и видела и слышала телесные образы и подобия, а в сердце чувствовала словно нечто живое, что при больших воспламенениях и вдохновениях двигалось больше и сильнее, а при меньших – меньше; причём многократно движение в сердце было таким мощным, что даже извне можно было увидеть и почувствовать сотрясения.

КАК ОНА УВИДЕЛА НЕЧТО ЕЩЁ ПЕРЕД КОНЧИНОЙ МУЖА

За четыре года до кончины её мужа ей явился один святой страны нашей Швеции – Ботвид по имени (мч. ум. ок. 1120 г., пам. 28 июля) – и как бы в некоем исступлении духа сказал ей: «По моему и иных святых заступничеству наделена ты будешь даром Божиим – слышать и видеть духовное, и чувствовать; и Дух Божий воспламенит твою душу».

В третий год до кончины её мужа Преблагословенная Дева Мария, явившись ей, сказала: «Я – Царица несчастных, я хочу показать тебе, каков был Сын Мой в человечестве Своём и каков, когда страдал на кресте. И сие будет тебе знамением, ибо ты придёшь в края Иерусалимские, где Я обитала телесно, и там увидишь своими духовными очами Сына Моего». Что через 28 лет в точности и исполнилось, и что яснее изложено в седьмой книге откровений, полученных ею в Иерусалиме и Вифлееме.

КАК В НАЧАЛЕ ОТКРОВЕНИЙ ОНА ПОЛУЧИЛА ПРЕДПИСАНИЕ ОСТАВАТЬСЯ В НЕКОЕМ МОНАСТЫРЕ

Итак, в начале откровений она вдруг получила предписание быть в послушании у оного Матиаса, магистра богословия, и оставаться в монастыре монахов-цистерцианцев, а именно – Святой Марии в Альвастре, что в епархии Линкёпинга, в Швеции; ибо сказал ей Дух в видении: «Если могучему Господу будет угодно совершить необычайное деяние, то это не значит, что можно пренебрегать делами обычными, отнюдь – более прилежно ими заниматься. Итак, Я, Бог всего, пребывающий выше всех правил, позволяю тебе пока пожить при монастыре не для того, чтобы отменить устав или ввести новый обычай, но более для того, чтобы явить во святой обители дело моё дивное. Так же и Давид во время нужды поел освящённых хлебов, что, однако, во времена правильные всем запрещено».

В этом самом монастыре Альвастра ордена цистерцианского был некий светский брат по имени Герекин, который 40 лет не выходил из монастыря, но, дни и ночи предаваясь молитвам, такую обрёл благодать, что почти постоянно во время молитвы видел девять хоров ангельских, а при вознесении Тела Христова часто удостаивался зреть Христа в детском облике. Сей брат, когда госпожа Бригитта прибыла в монастырь и поселилась там, изумился в сердце своём и сказал: «Почему эта дама находится здесь, в мужском монастыре, против устава нашего, вводя новый обычай?». Вдруг брат этот, восхищенный в некоем исступлении духа, ясно услышал голос, сказавший ему: «Не удивляйся, она – подруга Божия, и пришла для того, чтобы под горой этой собрать цветов, от которых все, даже за морем и до пределов земли, получат излечение».

А в другой раз этот же брат увидел, что она поднимается от земли, а из уст её исходит словно бы молния, и тут услышал в духе: «Сия есть жена, которая, придя от пределов земли (ср. Мф. 12:42), доставит мудрость бесчисленным народам. И то будет тебе знамением, что она изречёт тебе [услышанную] из уст Божиих [весть] о конце жизни твоей, и ты возрадуешься от слов и прихода её, и скорее обретёшь исполнение желания своего, дабы не видеть бед, что наведёт Бог на обитель сию».

Владыке Хеммингу, епископу Або (совр. Турку), когда исполнял божественное посланничество во Франции и Англии и видел, что короли отнюдь не благоволят принять слова Божии, сиречь те откровения касательно королей и войны между Францией и Англией (каковые содержатся в Книге четвёртой «Небесных откровений», почти в конце главы: «Взволнован в сердце…» и проч.), во сне явилась госпожа Бригитта и сказала: «Чего ты волнуешься? Ты вернёшься к себе на родину благополучно и соберёшь урожай душ, но знай, что пока не окончится мучение тех, к кому ты послан, ибо ожесточилось сердце их против Бога, и будут они бедствовать, доколе не смирятся».

Была инокиня в монастыре на Горе Святой Марии в королевстве Шведском, и звали её Катерина, которая обрела такую благодать, что Блаженная Мария, явившись ей, сказала среди прочего: «Я покажу тебе, что Я – Матерь Божия, и представлю тебе Сына Моего». Когда сия матушка увидела господу Бригитту, и они по-дружески разговорились, вдруг молвила: «О как счастлива ты, госпожа! Говорю это не на похвальбу тебе или мне, поскольку я совершенно явственно услышала голос, говоривший так: «Знай, что потому подобает звать Бригитту счастливой, что, если и презираема она на земле, то в небесах будет чествоваться, и те, кому предстоит родиться, исповедуют имя её». Посему дерзай, ибо без сомнения всё так исполнится, как я слышала».

Когда магистр Матиас, о котором было сказано выше, духовник её, страдал от некоего искушения, госпоже Бригитте было сказано: «Он будет сведущ [во всём] от «В начале», то есть от начала Библии и книги Бытия, которая начинается так: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1), до «Альфа и О», то есть до Откровения, где написано так: «Альфа и О» (Отк. 1:8; 21:6; 22:13. – согласно тогдашней традиции св. Бригитта передаёт латинское начертание, а не звучание греческой «омеги»), и избавится от искушений, и Я дам ему ревность Духа Моего». И он сразу почувствовал избавление от искушения и покой.

Также в тот день, когда сей магистр Матиас умирал у себя на родине, госпожа Бригитта, находясь в Риме, услышала в духе: «Счастлив ты, магистр Матиас, ради того венца, чтоуготован тебе в Швеции! Приди же к Мудрости, Которой нет конца».

Когда брат Альгот из Ордена проповедников, магистр богословия, ближайший друг госпожи Бригитты, в старости ослеп на три года и крепко мучился от мочекаменной болезни, попросил он оную госпожу Бригитту сотворить за него молитву Богу, на что согласившись, она молилась о его выздоровлении и получила ответ в духе: «Он – звезда блистающая; не на благо пойдёт, если от здоровья телесного почернеет душа; он достаточно подвизался и совершил, и ему больше ничего не остаётся, кроме как принять венец  (ср. 2 Тим. 4:7-8). И сие будет ему знамением: ибо от сего часа облегчатся его телесные боли, а душа целиком воспламенится любовью ко Мне». И спустя несколько дней после того он почил.

Вышеупомянутая госпожа Бригитта имела от Бога ещё такие необыкновенные дары великого достоинства и удивительности: во-первых, когда она произносило что-нибудь оскорбительное для Бога, сразу чувствовала во рту величайшую горечь, словно от серы, и благодаря этому сразу узнавала, что оскорбила Бога, и, отметив это слово в памяти, сразу без промедления исповедовала его духовнику своему с огромной скорбью и слезами. Также, когда кто-нибудь произносил слова лукавые или порочные, оскорблявшие Бога, она чувствовала в ноздрях жуткий серный смрад, который едва могла терпеть, и это было признаком того, что Бог был оскорблён словами той особы,– что подтвердилось в почти бессчётном числе случаев.

Также, когда какая-нибудь особа обращалась к ней с каким-либо сомнением на совести, прося у неё совета и наилучшего для своего случая решения, госпожа Бригитта отвечала: «Молитесь Богу об этом, и мы тоже поразмышляем и сделаем для вас, что сможем, хотя я и недостойная грешница». А спустя три дня или несколько дней, а порой и в тот самый день, она отвечала той особе. Если то было лицо духовное или достойный человек, она, прежде всего, воздев руки к небесам, говорила так: «Я грешница и недостойна говорить такое, однако знайте, что Иисус Христос явился мне во время молитвы и сказал, чтобы на то, о чём вы просили, я ответила так-то и так-то и проч.» И тогда передавала слова, полученные от Христа или Пресвятой Девы Марии в ответ на предмет прошения той особы. Либо же те ниспосланные ей свыше слова она, когда была здорова, собственноручно записывала на своём родном языке, а нам, духовникам своим, поручала перевести их как можно точнее на язык латинский; после чего прослушивала их, сверяя с записью, написанной ею самой, чтобы там ни единое слово ни добавилось и ни убыло по сравнению с тем, что она слышала и видела в видении свыше. Если же ей нездоровилось, она призывала духовника и своего писца – секретаря, нарочно предназначенного для таковых поручений, – и тогда с великим благоговением и страхом Божиим, а порой со слезами, поведывала ему на своём народном наречии оные слова в некоем сосредоточенном вознесении ума, словно бы читала по книге. При этом духовник диктовал те слова на латинском языке тому писцу, а он писал их там же в её присутствии, а после того, как слова бывали записаны, она выражала желание их прослушать и прослушивала весьма прилежно и внимательно, а уж затем вручала или посылала ту запись просившим совета особам, в чём часто и даже чрезвычайно часто доводилось убедиться госпоже королеве Неаполитанской и архиепископу того же города, королеве и королю, а также князьям и многим иным как мужчинам, так и женщинам, в королевстве Кипрском и королевстве Сицилийском, в Италии и в Швеции, а также в Италии.

Также весьма часто случалось, что сей госпоже Бригитте открывались глубиннейшие помышления и сомнения тех, кто приходил к ней, и даже некоторых отсутствовавших особ, что они никак и никогда не предавали гласности ни словом, ни письмом, ни знаком, чему свидетели владыка Николай Ноланский, ректор Патримония [святого Петра], и владыка Гомес де Альборнос, ректор области Сполетанской; господин граф Фонди, и многие прочие духовного и светского звания, коим она сказала или написала о том, что у них было на сердце.

Удивителен также был и другой дар, полученный вышеупомянутой дамой от Жениха своего Иисуса Христа: ибо весьма часто случалось, что какие-либо особы с благоговением и любовью просили её помолиться Богу за души тех или иных своих умерших, и если ей будет дано увидеть, что они в чистилище и в состоянии, при котором нуждаются в помощи, то чтобы она сим живым, вопрошающим о том, сказала и уведомила их, какими милостынями и пожертвованиями, либо какой ещё помощью со стороны живых можно избавить их от наказаний. Она же, принимая записки с именами их умерших, молилась за них Богу с величайшей любовью и состраданием, а затем во время молитвы получала свыше ответ, где эти души: в чистилище ли, и если да, то в какой его части и какие несут наказания; в аду ли они или на небесах. Также она чётко и ясно уведомляла просителя, какого рода помощью или милостыней эти души могут быть избавлены. Это хорошо испытали на себе некоторые доныне живые из упомянутых особ, что поименованы выше – они благоговейно спрашивали её о таковых вещах и получали от неё на сей предмет божественные ответы в письменном виде.

Также, когда она сама или один из нас, или кто-нибудь её домочадцев беспокоился о чём-нибудь или сомневался, то она тут же в откровении свыше получала на этот предмет драгоценнейший ответ от Христа, славного Жениха своего, или от Владычицы нашей Девы Марии и без долгого промедления ясно и смиренно излагала его.

Что тут ещё скажешь! Ведь свидетельства многих добродетелей, великой святости, духовной высоты и благодати, чрезвычайно изобильной и избыточествующей, явлены в блистательных «Книгах небесных откровений», дарованных ей свыше, а также в «Книге вопрошаний», которая была чудесным образом дарована ей свыше вдохновением Святого Духа, как бы в течение одного часа, пока она совершала верхом путь в поместье Вадстена, что полнее изложено в начале этой самой «Книги вопрошаний». Очные свидетельства представляют также те события, что наблюдаем мы и многие другие в разных частях мира. И видим, как часто то, что она пророчески предсказывала за много лет, осуществлялось в действительных событиях, виденных также и пережитых многими. Из каковых событий можно ясно заключить и подтвердить это изречениями святых, что она имела от Бога вышний дар истинного пророческого духа и умственного видения. Также и чудеса, свершающиеся после её смерти по её заступничеству и предстательству, ясно являют и ещё явят в будущем свидетельство истины о великих дарах свыше, просиявших в ней. Также госпожа сия после своего призвания Духом Божиим пророчествовала не только о будущем, как пророки, но также о настоящем и прошлом – и даже проясняла для некоторых многие сомнительные места Священного Писания.

Также она, подобно апостолам, оставив всё, что имела (ср. Мк. 10:28), по предписанию Божию рассылала послания всем могущественным особам христианского мира, а именно Верховным понтификам, императорам, королям и королевам Франции и Англии, Сицилии и Кипра, князьям и княгиням, разным прелатам, мирянам и инокам, королевствам, странам и городам. Многие также страны она посетила лично, являя волю Божию людям, как великим, так и малым, ради блага душ, кровью Христа искуплённых.

Ещё она писала, как святые евангелисты, о рождестве Христовом и о Его славном житии, а также о смерти, о воскресении и о вечной славе Его, как вполне ясно показано в её «Откровениях».

Поистине и от мученичества она не осталась в стороне, ибо при жизни умерщвляла тело своё трудами и воздержаниями, подвергаясь опасностям на земле и на море (ср. 2 Кор. 11:26), терпеливо перенося поношения и унижения за имя Христово как в здравии, так и в тяжкой телесной немощи, за все бедствия от всего сердца непрерывно благодаря Жениха своего Иисуса Христа и смиренно молясь Богу за обидчиков своих.

КАК ЕЙ ЯВИЛАСЬ НЕКАЯ УМЕРШАЯ ДАМА И ПРЕДСКАЗАЛА БУДУЩЕЕ

В первый месяц после прихода госпожи Бригитты в названный цистерцианский монастырь, а именно Святой Марии в Альвастре, явилась ей во время молитвы некая близко знакомая ей дама, уже умершая, и сказала: «Тебе будет даровано понимание духовных предметов, поэтому смиряйся всячески, а чтобы узнала ты это вернее, вот, я подам тебе тройное знамение. Во-первых, то, что я претерпеваю тяжкую чистилищную муку за упрямство ума моего. Во-вторых, то, что муж мой, который не муж мне (ср. Ин. 4:18), вскоре взыщет плоти, сиречь плотской связи с другой вопреки Богу, и будет это ему и потомкам на беду. В-третьих, то, что ты пересечёшь море и умрёшь в славном месте – в Риме».

Также явилась ей оная дама повторно, сказав: «Я хочу тебе поведать о моём состоянии, поскольку Богу угодно, чтобы, как мы любили друг друга, живя в плоти, так полюбим и в духе. Я, говоря подобиями, помещена как бы в толстое стекло и в силах слышать желанное [Небесное Царство], но пока не прийти к нему. Так что я могу и понимать, и желать оные вечные радости, и надеяться на них, но не могу вполне достигнуть их, пока стекло по воле Божией не станет более тонким и проницаемым. А вышло так потому, что в мире меня отягчали две вещи, а именно: склонность к гневу и то, что я не довольствовалась тем, что имела, но всегда желала иметь больше. Поэтому упроси тех, что были мне друзьями, чтобы распорядились они изготовить ради меня несколько чаш, в которых приносится Жертва Господа моего Иисуса Христа, а ещё, чтобы по мне в течение года совершали поминовение те, кто суть друзья Божии. Благодаря таковым делам я несомненно быстрее буду избавлена от этого наказания».

ЧТО СЛУЧИЛОСЬ ПРИ ЖИЗНИ С ЭТОЙ ДАМОЙ, ЗОЛОВКОЙ ГОСПОЖИ БРИГИТТЫ, ЯВИВШЕЙСЯ ЕЙ ТАКИМ ОБРАЗОМ

Эта вышеупомянутая дама, явившаяся после смерти госпоже Бригитте, была чрезвычайно знаменита своими постами и молитвами, а когда однажды тяжко занемогла, явился ей диавол в преужасном образе и попытался словно бы утащить её, лежащую, она же, крепко перепугавшись, вскрикнула: «Навечно я буду осуждена!» Поскольку она многократно повторяла эти слова, её духовник спросил: «Почему, госпожа, ты говоришь такие слова, ведь ты всегда любила Бога всем сердцем?» Но она ничего не могла ответить, а только твердила по-прежнему: «Я буду осуждена навечно». Наконец в руках тех, кто держал её, она смолкла, и лицо её стало удивительным образом меняться в цвете, то белея, то розовея. Находившиеся рядом удивились, а она сказала им: «Благословен Ты, Бог мой, Кто создал меня и избавил; Тебя исповедую и благословляю Тебя!» Собравшись же с духом и придя в себя, она позвала духовника своего и прочих достойных мужей и сказала им: «Я видела диавола в гнуснейшем образе и, испугавшись лица его, подумала, что осуждена, а придя в ужасное замешательство, увидела Христа, как бы стоящего на кресте, Который, когда диавол обратился в бегство, сказал: «Ровно через год ты увидишь то же видение, но не диавола; и когда увидишь его, то сие тебе будет знаком того, что жизни твоей немедля будет конец»». Что так и случилось, ибо ровно через год в тот же день она увидела Христа, и тогда душа её разрешилась от плоти, претерпевшей долгое очищение.

КАК ЭТА ДАМА В ТРЕТИЙ РАЗ ЯВИЛАСЬ НЕВЕСТЕ ХРИСТОВОЙ ГОСПОЖЕ БРИГИТТЕ

Также и в третий раз после смерти своей явилась эта вышеназванная дама сей госпоже Бригитте и сказала: «То, чего желала, я наконец обрела; преданы забвению прежние муки, а любовь наконец достигла совершенства. Ты же будь послушлива, поскольку тебе предстоит войти в общество великих».

КАК ПОСЛЕ СМЕРТИ МУЖА СВОЕГО ГОСПОЖА БРИГИТТА РАСПРЕДЕЛИЛА СВОЁ ИМУЩЕСТВО

Едва умер её муж, госпожа Бригитта немедля распределила всё своё имущество между детьми и нищими, переменив одеяние и жизнь, и свершила бы большее, если бы не препятствовало ей то, что ей в откровении дано было предписание совершить паломничество в Рим. Когда же знатные господа выразилией презрение из-за внезапной перемены и убожества одежды, она ответила: «Не ради вас надела, не ради вас и снимаю, ибо постановила я в сердце своём терпеть оскорбительные слова. Молитесь же за меня, чтобы смогла я выдержать до конца».

КАК ЕЙ БЫЛО ДАНО СВЫШЕ ПРЕДПИСАНИЕ ИДТИ К КОРОЛЮ ШВЕЦИИ

И вот, когда она получила в духе предписание идти к королю Швеции и стала отказываться, ссылаясь на незнание, что сказать ему, получила ответ от Бога: «Когда придёшь, – молвил Он, – открой уста твои, и Я наполню их (Пс. 80:11)». Итак, когда она пришла, влились в неё слова Божии, причём не только относящиеся к королю, но также многие, что сообщали о будущем.

КАК ОНА БЫЛА ПОСЛАНА К ЕПИСКОПУ, А ОН ПРЕДУЗНАЛ О ПРИХОДЕ ЕЁ

Пришла госпожа Бригитта также и к одному епископу достойной жизни и благочестия и сказала ему некие слова, открытые ей выше. Он, услыхав слова те, нашёл в них такое точное соответствие тому, что было на совести у него, словно она в духе уразумела то, что кроме Бога и него самого совершенно никому не было известно. Ибо упомянутый владыка епископ не очень разумно взялся за некоторые подвиги, и имел в некоторых делах ревность, но не по рассуждению (ср. Рим. 10:2), и пост держал сверх естества. Поэтому весьма охотно приняв вразумления любви, всё по любви исправил и сказал ей: «Наверняка это тебя я видел этой ночью – ты вошла ко мне и сняла с сердца моего величайшие бремена. Поэтому я не только верю словам твоим, но и сам вижу в душе своей, что Бог с твоей помощью творит дивные дела».

КАК ОНА ВОСПРЕТИЛА КОРОЛЮ НЕПРАВО ТРЕБОВАТЬ НАЛОГОВ И ПОДАТЕЙ

Когда же король Швеции был понуждаем выплатить некую сумму денег и вопреки законам (statuta) и клятвам своим постановил обременить ею народ (communitatem) королевство, ответила ему госпожа Бригитта: «Не делай этого, государь, ибо и сам ты не будешь свободен (immunis, юр. термин, означающий свободу от уплаты налогов) от гнева Божия, но прими лучше двоих моих сыновей и выдай их в заложники, а не оскорбляй Бога своего». Тогда в тот самый день было ей следующее видение, при котором Христос говорил с госпожой Бригиттой, так сказав ей: «Как ради милости одного человека порой спасается одно королевство, так же и ради измышлений и бремен одного погибают королевства другие. Я приведу тебе пример такого королевства. Ибо сей король более полагался на деньги, изымаемые у народа и проезжих посредством обмана и притворной законности, нежели на Меня. Поэтому он погубил свою жизнь и королевство оставил в беде, а его порочные измышления были введены его преемниками в обычай и как бы в закон. Но если он полагается на Меня, Бога, а народ королевства просит помощи и милости, то Я могу спасти (ср. Вульг. Прем. 14:4) и по милости Своей быстро вернуть мир (ср. Вульг. Прит. 16:7). Поэтому король, если желает благополучия, пускай сдерживает свои обещанияМне и соблюдает правдивость с народом королевства своего, а паче всего бережётся введения новых измышлений, и податей, и ухищрений; в затруднениях пускай следует советам боящихся Бога, а не алчных; ибо лучше пережить какие-нибудь мирские превратности, нежели сознательно грешить против меня и души своей».

КАК ДИАВОЛ ПОПЫТАЛСЯ ЗАДЕРЖАТЬ ЕЁ

Однажды, когда по велению Духа госпожа Бригитта навещала кого-то, одержимого бесом, лошадь, прежде смирная, на которой она обычно ездила, так встала на дыбы, что всем были видны подковы на её копытах. Из-за этого броска у сей госпожи Бригитты долгое время болела спина, из чего ей стало понятно, что диаволу ненавистно предстоящее обращение того грешника. Ну а тот, кого она навещала, муж благородный по мирским понятиям и великий, был мучим даволом, а в её присутствии даже словно сильнее обычного взволновался и, наговорив множество богопротивных гнусностей, сказал ей: «О как не похожи Дух твой в тебе и дух мой во мне, но когда угодно будет Духу, который в тебе, я совершенно выздоровею, поскольку Он меня ради неверия и тайных изъянов моих отдал в руки безжалостного палача (ср. Мф. 18:34)». На это она ему ответила: «Обещаю тебе, что ты скоро выздоровеешь, но скажи, почему ты говоришь такие богопротивные мерзости?» А он молвил: «Я собой не владею». И едва сказав это, он стал ещё горше злословить Бога и проклинать Его, говоря: «Я почитаю Того, Кто сотворил небо и землю, а о новом Боге вашем Христе молчите!» Тогда молвила невеста Христова: «Молчи, несчастный диавол, не смей хулить Бога, ибо, хотя ты истязатель создания сего, всё же не вечный его владелец!» И немедля тот человек смолк, словно заснув; а через несколько дней был здоров.

Случилось также другое чудо. Ибо вышеупомянутой госпоже Бригитте в откровении свыше было сказано, чтобы она от имени Божия велела некоему брату Петру, приору цистерцианского монастыря Святой Марии Альвастрской, что в Швеции, записать «Книги откровений», которые сей госпоже Бригитте будут даны в духовном видении свыше. Тогда оный приор, будучи человеком препростым и ради смирения ни при каких условиях не желая приложить руку к писательству, считая себя по невежеству своему к таковому труду отнюдь не способным, принуждён был к тому Христом под страхом смерти и едва не умер, пока не согласился, а дав согласие, исцелился, причем сразу, а не с ходом времени, без задержки.

Также был ещё один бесноватый в Эстергётланде. В присутствии двух достойных веры свидетелей вышеназванный инок по велению Христа сказал бесу слова, выражение (formam) коих сей брат слышал от госпожи Бригитты, и бесноватый тут же очистился.

Также другой бесноватый в Швеции в присутствии достойных веры свидетелей таким же образом был очищен тем же иноком по велению вышеназванной госпожи Бригитты.

Также некая открытая блудница обратилась споспешением Святой Марии, когда оной госпоже Бригитте по её же молитве явился Христос.

Также в королевстве Шведском обратились многие вельможи, которые, за исключением неугодных Христу, в одном месте и в единое время враз по сердечному движению испытали перемену к лучшему, свершившуюся Его силой от слов госпожи Бригитты, и признали они, что она послана Им.

КАК НЕКИЙ ЕПИСКОП ОСУЖДАЛ ГОСПОЖУ БРИГИТТУ В СЕРДЦЕ СВОЁМ И ЧТО ИЗ ЭТОГО ВЫШЛО

Когда невеста Христова сидела однажды за столом, обедая с неким благочестивым епископом, и поданные ей изысканные яства вкушала во славу Божию, епископ мысленно осудил её, сказав в сердце своём: «Почему сия женщина столь великого духа не воздерживается от изысканных яств?» Она же, ничего не ведавшая о таковых помышлениях, под вечер услышала в духе сие: «Скажи епископу: Я Тот, Кто исполнил пастуха Духом Моим (1 Цар. 16:11-13), – неужто свершил сие ради постов его? Я Тот, Кто женатых сделал пророками, – неужто они заслужили это? Я приказал пророку взять блудницу в супруги (ср. Ос. 1:2) – неужто он не послушался? Я Тот, Кто говорил с Иовом так же радушно в радостях его, как и когда он сидел на гноище (ср. Иов. 2:8. – пер. П. Юнгерова). Ибо дивен Я и творю без предшествующих заслуг то, что Мне угодно (ср. Вульг. Есф. 15:17; ср. 1 Цар. 3:18)». И вот, епископ, услышав это от неё, одумался и, смирившись, попросил сию госпожу Бригитту молиться за него. И тогда на третий день Преблагословенная Дева Мария, явившись сей невесте Христовой, сказала ей: «Скажи сему епископу, который каждую свою проповедь обычно начинает со славословия Мне, что, поскольку суждение его было по любви, а не по зависти, то любовь его заслуживает утешения. Итак, скажи ему, что Я желаю быть ему вместо матери и душу его представить Богу. А сейчас Я изъясню ему, каким образом он является седьмым животным из тех, что были явлены тебе; и слова Мои он доставит пред взоры королей и архиереев». Ну а откровение о семи животных полнее изложено в «Книге откровений».

КАК ГОСПОЖА БРИГИТТА ВОЗВРАТИЛАСЬ ОТ КОРОЛЯ ШВЕЦИИ И КАК УМЕР СЫН ЕЁ

И вот, госпожа Бригитта, возвратившись от короля Швеции в монастырь Альвастра, обнаружила, что один из её сыновей, которого она оставила в затяжной болезни, уже находится на пороги смерти. И плакала она много, решив, что столь долгая болезнь постигла его по грехам родителей. Тогда диавол явился ей и сказал: «Что тебе, женщина, толку изнурять глаза водопадами слёз да трудиться впустую? Разве вода поможет взойти на небо?» В тот же час Христос, явившись невесте в человеческом облике, сказал: «Болезнь сего мальчика – не от того, что, по словам глупцов, так сошлись звёзды, и не ради грехов его, но по участи естества и к вящей его мученической славе (coronam) (ср. Ин. 9:3). Посему, если доселе звался он собственным именем – Бенедикт, сын Ульфа, то отныне он будет зваться Сыном слёз и молитв, и Я положу конец его тяготам». А после этого на пятый день послышалось нежное пение, словно бы птичье, между кроватью мальчика и стеной, и тут вдруг душа его изошла; и сказал Святой Дух сей госпоже Бригитте: «Вот, что творят слёзы – сын твой по водам уже перешёл в место отдохновения. Потому диаволу и ненавистны слёзы добрых, что происходят они от любви божественной».

О БРАТЕ, КОТОРЫЙ ПРОЛЕЖАЛ БОЛЬНОЙ ТРИ ГОДА И БОЛЕЕ

Некий светский брат святой жизни из оного монастыря Альвастрского болел три года и более. Невеста Христова по велению Жениха своего, навещая его, сказала: «Внимательнее исповедуйся, ведь ты что-то скрываешь в сердце, а доколе ты продержишь это втайне, не сможешь умереть». Когда он ответил, что за ним нет ничего такого, что он не высказал бы на исповеди, она молвила: «Разберитесь, с каким умыслом ты вступил в монастырь и с каким – дожил доныне». Тогда он, расплакавшись, молвил: «Благословен Бог, пославший тебя ко мне! Теперь, раз уж ты заговорила, хочу я сказать правду, ибо есть у меня одна тайна, которую я никогда не смел выдать, а сколько бы раз ни каялся, мой язык всегда был словно бы скован, и чрезвычайный стыд при том наполнял меня, мешая открыть её. Поэтому для всякой своей исповеди я придумал заключительные слова, которые произносил в конце: «Признаю себя виновным пред Богом и всеми святыми Божиими во всех согрешениях, о коих сказал вам, отче, и в тех, о коих не сказал». И я верил, что благодаря этому заключению мне всё отпускается, но ныне, если Богу угодно, я охотно выскажу тайну свою хоть целому миру». Позвав духовника, он в слезах всё сполна поведал ему и прожил после того не долго».

О ТОМ, КАК ГОСПОЖА БРИГИТТА ПОДВЕРГЛАСЬ ИСКУШЕНИЮ ЧРЕВОУГОДИЕМ

А одно время госпожа Бригитта подвергалась настолько тяжёлому искушению чревоугодием, что от голода едва находила силы думать о чём-нибудь другом. Наконец, в духе увидела она одного эфиопа, державшего в руке как бы кусочек хлеба, и некоего юношу прекраснейшего, державшего золочёный сосуд. И сказал юноша: «Ты зачем беспокоишь ту, что передана мне на попечение?» Эфиоп ответил: «Потому что она кичится воздержанием, коим не обладает, ибо не прекращает набивать себе брюхо, пока не заполнится оно изысканным дерьмом. Потому я и держу наготове кусочек мой – дать ей закусить что не лезет». Юноша возразил: «Ты же отлично знаешь, что не обладает она невещественной природой, как мы, но что естество её – бренный мешок, и что, будучи прахом, оно текуче и беспокойно и требует постоянного подкрепления». А тот эфиоп молвит: «Христос ваш постился, ничего не ев, а пророки ели хлеб и пили воду в меру. Поэтому они заслужили высших даров, а как эта заслужит что-нибудь, ведь она всегда чувствует пресыщение?» Юноша спросил: «Разве Христос не такой же твой, как и наш?» Тот ему молвил: «Ну уж нет! Ни за что не хочу перед Ним унижаться! Лучше сделаю что-нибудь Ему наперекор, ведь я не вернусь в Его славу». Ответил юноша: «Христос наш учил поститься не для того, чтобы тело ослабело сверх меры, но чтобы смирилось и не возносилась против души своей. И Христос наш требует не того, что невозможно для естества, но умеренности; не рассматривает, что и сколько кто потребляет, но каково устремление и любовь». На что эфиоп сказал: «Справедливо было бы, почувствуй эта женщина в старости то, чего не испытывала в молодости». Возражая, юноша молвил: «Похвально воздержание от греха, а пурпур и нежная плоть небесам не помеха, коли обладать ими с любовью к Богу, ведь порой подобает с благодарностью держаться принятого с воспитанием обычая, дабы плоть не занедужила тяжко». Затем в тот же час явилась ей Дева Мария увенчанная и сказала эфиопу: «Умолкни, спорщик (negotiator), завистник, ибо она поручена мне!» А эфиоп молвил: «Если уж мне больше ничего сделать нельзя, то подсыплю-ка я ей хоть репья за шиворот!» А Дева ему: «Я помогу ей, и сколько бы ты ни засыпал его, высыплется он тебе в лицо, и лишь удвоится венец её». После сих видений немного спустя искушение обжорством было полностью устранено от неё.

КАК ОНА ПОДВЕРГАЛАСЬ ИСКУШЕНИЮ НА МОЛИТВЕ

Порой на молитве невеста Христова подвергалась искушениям даже нечистыми помыслами, и Святая Мария, явившись, сказала ей: «Диавол как завистливый соглядатай, выискивающий, в чём бы обвинить добрых да воспрепятствовать им. Поэтому ты соберись с силами и молись, сколько бы тебя ни искушали, ведь желание и доброе усилие зачтутся тебе за молитву, а если не сможешь изгнать из ума грязные прилоги, эти усилия зачтутся тебе, поскольку ты противишься им и если они возникают против воли твоей».

КАК МОЛИТВА НЕВЕСТЫ БОЖИЕЙ ПОШЛА НА ПОЛЬЗУ ОДНОМУ МОНАХУ

Некий инок был двенадцать лет искушаем о Таинстве Тела Христова и имени Святой Марии, до того что без грязного помышления и кощунства никогда не мог произнести его, поэтому долго и опускал Ангельское приветствие. Он, со слезами просив госпожу Бригитту, невесту Христову, помолиться за него и добившись от неё молитв, стал настолько свободен [от искушений], что редко после того мог без великой радости произносить имя Святой Марии и так сладостно стало ему Тело Христово, что он не находил себе покоя в те дни, когда не служил Мессу.

Он также долгое время имел желание посетить святые места в Иерусалиме, но ради послушания и обязанностей своих не получил разрешения, зато на смертном одре был восхищен, повидал все эти места в духе так, как иные видели телесно (ибо он [верно] описал виды (dispositiones) в оных местах тем, кто их прежде посещал), и, ликуя, почил в Господе.

КАК НЕВЕСТЕ ХРИСТОВОЙ БЫЛО ВЕЛЕНИ ИДТИ В РИМ И СВИДЕТЕЛЬСТВОВАТЬ О БЛАГОДАТИ БОЖИЕЙ

Проведя в вышеупомянутом цистерцианском монастыре Святой Марии Альвастрской почти два года, она получила от Христа повеление идти в Рим, содержащееся в нижеследующем откровении.

ОТКРОВЕНИЕ ОБ ЭТОМ

Господь наш Иисус Христос как-то раз говорил с сей Бригиттой, сказав ей: «Поди в Рим, где улицы выстланы золотом и обагрены кровью святых, откуда лежит кратчайший путь к небесам ради отпущений (indulgencias), кои стяжают понтифики молитвами своими. Итак, оставайся там, в Риме, доколе не увидишь разом Верховного понтифика и императора и не возвестишь им слова Мои».

ЧТО ОНА СОДЕЯЛА НА ПУТИ К РИМУ

Итак, выехав со своей родины, получила она в видении свыше предписание оставить своё обычное чтение и заняться грамматикой, причём была ей тогда дана блаженная Агнесса (ок. 291 — 304 гг., пам. 21 января) в утешение, а магистр Пётр, духовник её, – в наставники, чтобы он наставлял её, а она ему оказывала послушание. И такие вскоре сделала оная дама успехи в науке грамматической, что отчасти научилась читать, разуметь и изъясняться латинской речью.

КАК ЕЙ СВЫШЕ БЫЛО ДАНО ПОВЕЛЕНИЕ ИДТИ В НЕАПОЛЬ И ПОСЕТИТЬ ТАМОШНИЕ СВЯТЫЕ МЕСТА

После того, как она долго пробыла в Риме, Христос, говоря с нею, сказал так: «Позволяется тебе посетить святые места в Сицилии (Королевство Сицилия тогда занимало значительную часть южной Италии), поскольку там находятся мощи многих из тех, кто любил Меня всем сердцем, среди коих первейший – Фома, апостол Мой. Когда прибудешь туда, я явлю тебе некоторые тайны». Поскольку же она несколько засомневалась, не иссякнут ли у неё по дороге деньги, Господь ответил: «Владелец луга не пожалеет его ради коня своего, трудящегося, так и Я, Господь, забочусь (prouideo) о друзьях Моих, и когда истощаются средства (prouidencia) их, побуждаю души других благотворить им». Смотри в «Книге Небесных откровений» описание одного видения, которое было дано Христом госпоже Бригитте в городе Ортона, в коем говорится о славе блаженного Фомы и том королевстве».

(Приводим перевод гл. 4 «Седьмой Книги откровений» по эл. изд. Sancta Birgitta: Reuelacionum Liber Septimus)

СИЕ ОТКРОВЕНИЕ ГОСПОЖА БРИГИТТА ПОЛУЧИЛА В ГОРОДЕ ОРТОНЕ КОРОЛЕВСТВА НЕАПОЛИТАНСКОГО, И СООБЩАЯ ОНОЕ, ХРИСТОС ЗАВЕРИЛ ЕЁ, ЧТО ЗДЕСЬ В АЛТАРЕ ЗАКЛЮЧЕНЫ МОЩИ СВЯТОГО ФОМЫ АПОСТОЛА, К КОИМ, РАВНО КАК И МОЩАМ ДРУГИХ СВОИХ СВЯТЫХ, ОН ПИТАЕТ НЕЖНЕЙШЕЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ, СЧИТАЯ ИХ СВОИМ ДРАГОЦЕННЫМ СОКРОВИЩЕМ НА ЗЕМЛЕ И ОБЕЩАЯ ВЕЛИКИЕ БЛАГА И НАГРАДЫ ТЕМ, КТО ПОЧИТАЕТ ИХ С ДОЛЖНЫМ БЛАГОГОВЕНИЕМ

1. Одна особа, бодрствовавшая на молитве, заметила, что сердце её словно бы вспыхнуло божественной любовью и настолько исполнилось духовной радости, что тело её словно бы лишилось сил своих. Тогда она услышала голос, говорящий ей: 2. «Я – Создатель и Искупитель всего. Знай же, что такая радость, какую ты ныне чувствуешь в душе своей, – это Моё сокровище. Как написано: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин. 3:8). 3. Сие сокровище Я уделяю друзьям Моим многообразно многими способами и во множестве даров. Впрочем, говорить Я с тобой хочу о другом сокровище, которое ещё не на небе, а с вами – на земле. 4. Сие сокровище – это реликвии и мощи друзей Моих. Ибо поистине мощи святых Моих, истлели они или нетленны, обратились ли в прах и пепел или нет, суть наивернейшее сокровище Моё. 5. Однако ты можешь спросить: но коли Писание говорит: «Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21), то как же сердце Моё пребывает с сокровищем этим, сиречь с мощами святых? 6. Отвечаю тебе: высшее благоволение сердца Моего в том, чтобы воздавать вечные награды – сообразно желанию, вере и трудам – всем посещающим гробницы святых Моих и почитающих мощи их, а именно тех, которые прославились чудесами и были канонизированы Верховными понтификами. Посему сердце Моё – с сокровищем Моим. 7. Так что я хочу, чтобы ты знала со всей верностью, что в сем месте находится сокровище Моё избраннейшее, а именно мощи святого Фомы, апостола Моего, кои в каком ином месте не присутствуют в такой полноте, как в этом алтаре, невредимо и нераздельно. 8. Ибо когда был опустошён тот город, где первоначально покоились останки апостола Моего, тогда с позволения Моего перенесено было сокровище сие некими друзьями Моими в сей город и помещено в алтаре сем. 9. Ныне же покоится оно как бы под спудом, поскольку князи страны сей, прежде чем мощи апостола прибыли сюда, были в таком состоянии, как написано: 10. «Есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят; есть у них уши, но не слышат; есть у них ноздри, но не обоняют; есть у них руки, но не осязают; есть у них ноги, но не ходят» (Пс. 113:13-15) и проч. 11. Как же такие ко Мне, Богу своему, нечувствительные люди могли бы воздать должную честь таковому сокровищу? 12. Поэтому всякий, кто Меня и друзей Моих превыше всего предпочитая, скорее, умереть, чем оскорбить Меня в самом малом, и имея желание и власть воздать честь Мне и предписать другим, таковой, кто бы он ни был, вознесёт и почтит сокровище Моё, сиречь мощи апостола Моего, коего я избрал и предызбрал. 13. Посему должно вещать и возвещать с полной уверенностью, что, как мощи апостолов Петра и Павла находятся в Риме, так реликвии святого Фомы, апостола Моего, – в Ортоне.

14. Отвечая же, невеста сказала: «О Господи, разве князья королевства сего не возводили церкви и не раздавали милостыни многие?» 15. А Господь ей молвил: «Раздавали много и обогатили Меня много чем, дабы умиротворить Меня. Впрочем, милостыни многих из них были мне менее угодны и приемлемы, ради браков их, заключённых против уставов святых отцов. 16. И хотя эти союзы, позволенные Верховными понтификами, были законны и обязательны к соблюдению, всё же, поскольку воля их была превратна и направлена против уставов Церкви, то в суде Моём божественном они будут расторгнуты и осуждены».

17. Когда госпожа направлялась в Ортону, довелось ей со спутниками своими всю ночь провестипод открытым небом на холоде и под проливным дождём. Тогда ближе к заре сказал Христос: «С тремя целями постигают людей опасности: или к вящему смирению, как было, когда царь Давид был в опасности; или к вящему страху и осторожности, как было, когда Сару, жену Аврама, забрал царь; или к вящему утешению человека и чести его. 19. Так и с вами случилось. Ибо Я побудил души встречавших вас не иди дальше в тот день, но вы не пожелали поверить и посему страдаете от того, что получили. Посему войдите ныне в город, и слуга Мой Фома даст вам, что пожелаете».

20. В Ортоне Христос явился, сказав: «Я говорил тебе прежде, что святой Фома, апостол Мой – моё сокровище. Так вот, это самая что ни на есть правда. 21. Ибо сей Фома – поистине свет мира (ср. Мф. 5:14), но люди более возлюбили тьму, нежели свет (Ин. 3:19)». Тогда же явился и святой Фома, сказав: «Сейчас я дам тебе давно желанное тебе сокровище». 22. И в тот же миг без малейшего прикосновения из сей раки святого Фомы изошёл обломочек кости блаженного Фомы. С радостью приняв который, госпожа его почтительно хранила.

(Конец гл. 4 «Седьмой Книги откровений»)

КАК В РИМЕ ОНА ПОЛУЧАЕТ СВЫШЕ ПОВЕЛЕНИЕ ИДТИ В ИЕРУСАЛИМ, НО БЕЗ УКАЗАНИЯ СРОКА

Христос однажды говорил с нею, сказав: «Я словно бы орёл, который, предвидя, что птенцы его, пытающиеся [взлететь] в воздух, ушибутся, упреждает полёт их, чтобы они не ушиблись. Так и я предвижу времена, и пути, и трудности на путях, и склонности душ. Посему говорю вам иной раз: «Стойте и ожидайте!», а порой: «Идите и поспешайте!» Итак, поскольку уже пришло время, идите ныне в места, прежде явленные тебе, где был сосуд чистый и нечистый, и где агнец был остриженный и неостриженный, где лев рыкает и не рыкает, где змея движется и не движется, где орёл прилетел на место, из которого никогда не удалялся. Смотри в «Книге вопрошаний» последнюю и предпоследнюю главы, где это пророчество (diuinitus) излагается яснее.

(Приводим перевод гл. 13 «Пятой Книги откровений по эл. изд. Sancta Birgitta: Reuelacionum Liber Septimus)

ОТКРОВЕНИЕ ТРИНАДЦАТОЕ В КНИГЕ ВОПРОШАНИЙ, В КОЕМ БОГ ОТЕЦ ТОНКО ИЗЪЯСНЯЕТСЯ С БЛАЖЕННОЙ БРИГИТТОЙ, СООБЩАЯ ЕЙ О ДОСТОИНСТВАХ ПЯТИ СВЯТЫХ МЕСТ В ИЕРУСАЛИМЕ И ВИФЛЕЕМЕ, И О БЛАГОДАТИ, КОЮ ОБРЕТАЮТ ПАЛОМНИКИ, ПОСЕЩАЮЩИЕ ОНЫЕ МЕСТА С БЛАГОГОВЕЙНЫМ СМИРЕНИЕМ И ИСТИННОЙ ЛЮБОВЬЮ; И СКАЗАЛ ОН ЕЙ, ЧТО В УКАЗАННЫХ МЕСТАХ БЫЛ СОСУД ЗАКРЫТЫЙ И НЕЗАКРЫТЫЙ, РОДИЛСЯ ЛЕВ ВИДИМЫЙ И НЕВИДИМЫЙ, БЫЛ АГНЕЦ ОСТРИЖЕННЫЙ И НЕОСТРИЖЕННЫЙ, НАХОДИЛАСЬ ЗМЕЯ, ЛЕЖАВШАЯ И НЕ ЛЕЖАВШАЯ, А ТАКЖЕ БЫЛ ОРЁЛ, ЛЕТАВШИЙ И НЕ ЛЕТАВШИЙ – И ИСТОЛКОВАЛ ОН ЕЙ ВСЕ ЭТИ ОБРАЗЫ. ИТАК, СЛЕДУЕТ ИЗЛОЖЕНИЕ И ОБЪЯСНЕНИЕ НА СЛОВАХ ТОГО, ЧТО БЫЛО ПРЕЖДЕ СКАЗАНО В ОБРАЗАХ

1. Бог Отец возвестил: «Был некий господин, коему слуга его сказал: «Вот, новь твоя вспахана и корни выкорчеваны. Когда же сеять пшеницу?» В ответ ему господин молвил: «Хотя корни, казалось бы, выкорчеваны, там всё ещё находятся оставшиеся пни и стволы, которые весной должны быть рассеяны дождями и ветрами. Посему терпеливо ожидай времени сеяния!» 3. На что слуга ответил: «Что мне делать в пору от весны до жатвы?» На что ему господин молвил: «Я знаю пять мест. Всякий, кто навестит их, обретёт пятерной прибыток, если только чистый пойдёт и свободный от гордыни, и ревностный в любви. 4. В первом месте был сосуд закрытый и незакрытый, сосуд малый и немалый, сосуд светлый и несветлый, сосуд пустой и непустой, сосуд чистый и нечистый. 5. Во втором месте родился лев, что был видим и невидим, слышим и неслышим, ощутим и неощутим, познаваем и непознан, удержим и неудержим. 6. В третьем месте был агнец остриженный и неостриженный, агнец раненый и не раненый, агнец кричащий и не кричащий, агнец страдающий и не страдающий, агнец умирающий и не умирающий. 7. В четвёртом месте находилась змея, что лежала и не лежала, двигалась и не двигалась, слышала и не слышала, видела и не видела, чувствовала и не чувствовала. 8. В пятом месте был орёл, что летал и не летал, что приходил в место, которое никогда не покидал; что покоился и не покоился, обновлялся и не обновлялся (ср. Пс. 102:5), радовался и не радовался, почитался и не почитался».

9. Отец возвестил: «Сосуд оный, о котором Я сказал тебе, это была Мария, дочь Иоакима, Матерь человечества Христова. 10. Ибо Она была сосудом закрытым и незакрытым: закрытым для диавола, но не для Бога; поскольку, как поток, пытаясь войти в выставленный ему навстречу сосуд и не могущий, ищет иной выход и вход, так и диавол, словно бы поток пороков, пытался всеми своими ухищрениями приблизиться к сердцу Марии, 11. но никогда не удалось ему склонить дух Её хоть какому-нибудь самомалейшему греху, поскольку закрыта Она была для искушений его. Ибо поток Духа Моего хлынул в сердце Её и исполнял Её особой благодатью. 12. Во-вторых, Мария, Матерь Сына Моего, была сосудом малым и немалым: малым и скромным – в унижении и презрении, великим и немалым – в любви Божественности Моей. 13. В-третьих, Мария была сосудом пустым и непустым: пустым – ибо не было в ней никакого сластолюбия и греха, непустым – ибо полна она была небесной сладости и всяческой благостыни. 14. В-четвёртых была Мария сосудом светлым и несветлым. Светлым – потому что всякая душа, сотворённая Мною, прекрасна, но душа Марии возросла до всяческого совершенства света настолько, что Сын Мой запечатлелся в душе Её, и красоте оной радовались небеса и земля. 15. Но сосуд оный несветел был у людей, поскольку мирские почести и богатства она презирала. 16. В-пятых, Мария была сосудом чистым и нечистым: чистым – поскольку всецело прекрасна, и не найти было в Ней нечистоты ни на игольный укол; 17. но нечистым был оный сосуд, поскольку Она произошла от корня Адамова и от грешников рождена, хотя зачата – без греха, дабы Сын Мой без греха от Неё родился. 18. Итак, кто придёт в то место, сиречь, где Мария родилась и воспитывалась, не только очистится, но и будет сосудом в чести Моей (ср. 2 Тим. 2:21).

19. Второе место – это Вифлеем, где Сын Мой родился, точно лев, и был видим и осязаем по человечеству, но по Божеству – невидим и непознаваем.

20. Третье место – это Голгофа, где Сын Мой, точно агнец невинный, был изранен и умер по человечеству, но по Божеству был бесстрастен и бессмертен.

21. Четвёртое место – где был сад погребения Сына Моего, в котором Он, укрытый, словно бы змея презренная, лежал во человечестве Своём, но по Божеству был всюду.

22. Пятое место – где была гора Масличная, с которой Сын Мой, словно бы орёл, воспарил по человечеству на небеса, хотя по Божеству всегда был там в покое.

23. Итак, кто придёт в эти места чистый, с благой и совершенной волей, тому будет дано увидеть и вкусить, сколь сладок и благ Я, Бог (ср. Пс. 33:9). Когда же придёшь в места те, Я явлю тебе многое».

(Конец гл. 13 «Пятой Книги откровений)

Когда же она стала сетовать на телесную немощь и дряхлый возраст, тогда был ей такой ответ от Христа: «Кто Создатель естества? Не Я ли? Итак, Я прибавлю крепости, Я обеспечу путь, Я приведу тебя и отведу обратно (Вульг. Тов. 5:15) в обитель сию римскую».

Как-то раз за 15 лет до того, о чём мы сказали чуть выше, госпожа Бригитта пребывала на молитве В Риме, явилась ей Дева Мария, сказав: «Ради чрезвычайной любви, которую ты питаешь ко Мне, говорю тебе, что ты пойдёшь в Иерусалим, когда будет угодно Сыну Моему, а затем пойдёшь также в Вифлеем, и Я тогда явлю тебе, как Я родила Сына Моего Иисуса Христа». Это обещание Дева Мария исполнила через 16 лет, когда госпожа Бригитта была в упомянутых местах, что пространнее излагается в «Книгах откровений» – в одном откровении, данном в Вифлееме, где говорится о родах Девы Марии.

КАК ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В ИЕРУСАЛИМЕ ЕЙ БЫЛО ПРИКАЗАНО СВЫШЕ ВЕРНУТЬСЯ В РИМ

Один раз, когда госпожа Бригитта пребывала на молитве в Иерусалиме, явился ей Христос, сказав: «Все те места, что посещают другие паломники, также и ты посетишь, и хотя есть ещё и другие достойные посещения места, в которых Я был телесно, но довольно с вас обойти ближайшие ради немощи вашей и потому, что ещё не время милосердия, о котором было сказано, поскольку весьма немногие поминают любовь, явленную в Страстях Моих и терпении. Когда же вернётесь от Иордана, приготовьтесь к пути своему, поскольку ещё осталось нечто, что должно сообщить верховным князьям земли (ср. Пс. 44:17)». Обратись ко многим и прекрасным откровениям, содержащимся в «Небесной книге», что были даны сей госпоже Бригитте в Иерусалиме и Вифлееме.

ОБ ОСОБОМ ЗНАМЕНИИ ДУХА

То ещё подобает знать, что вышеупомянутая невеста Христова от начала, как сошёл на неё Дух Божий, получила такое знамение, что, когда приближались к ней люди, исполненные духа диавольского или отвратившиеся от добра, такой чувствовала она смрад в ноздрях и такой горький вкус во рту, что едва могла выносить. Поэтому, когда некий муж, что изменил добру и вернулся к прежним грехам, сидя с невестой Христовой и разговаривая с ею, спросил её: «Так что ж тот дух, которым, как вы говорите, обладаете – от вас ли он, или от кого другого, или от беса?», она, едва в силах вынести смрад, ответила ему: «Смрадный обитатель в тебе, и смрадные слова исходят из уст твоих! Покайся же, дабы не постигла тебя кара Божия!» Тот, разгневавшись, ушёл, а когда предался сну, услыхал голоса бесчисленные: «Потянем-ка свинью в свинарник, раз презирает слова спасительные». Образумившись, он совершенно исправил жизнь свою, а запах от него, как почувствовала оная госпожа, изменился, став сладким.

Похожее нечто приключилось госпоже Бригитте в Фамагусте, в королевстве Кипрском, при разговоре с неким иноком; и со многими другими ей приключалось похожее.

ЕЩЁ О ТОМ ЖЕ

Также невеста Божия имела такую особенность: с 28 лет, когда она получила Святого Духа, она никогда ни отправлялась никуда, ни переезжала в другие города, ни останавливалась в каком-нибудь месте, иначе как по внушению и предписанию Святого Духа.

О ГОРОДЕ МИЛАНЕ

Приехав в Милан, она оставалась там долгое время, где Блаженная Дева Мария, среди прочего ответила на слова некоего великого магистра богословия, что описывается в «Книге небесных откровений».

О РИМЕ

В Риме же оная госпожа пробыла дольше не только ради отпущений, но и ради осуществления обещаний. Там она получила многочисленные откровения об умиротворении (statu) Города и о возвращении всех к спокойному состоянию (reparacione omnium statuum), и там же ей были даны многие заверения о будущем, каковые откровения пространнее излагаются в «Книгах».

Ещё же там, в Риме, исполнилось обещание, данное ей много лет назад в Швеции в том, сиречь, откровении, что она отправится в Рим и пробудет там, пока не увидит Папу и императора.

Также, когда Владыка Папа Урбан V изволил уехать из Италии в Авиньон, Дева Мария явилась оной госпоже Бригитте и сказала ей в видении несколько слов о том, что сему Владыке Папе не следовало бы уезжать из Рима и из Италии в Авиньон, иначе он вскоре потерпит ущерб, что пространнее излагается в том «Откровении», которое сия госпожа Бригитта собственноручно передала сему Владыке Папе в Монтефьясконе. Тогда же там присутствовал и Владыка наш Папа Григорий XI, именовавшийся тогда кардиналом Бофором.

Также тогда в Монтефьясконе Дева Мария предписала ей от Её имени сказать одному пресвитеру-отшельнику Альфонсу, её знакомцу и другу, чтобы он записал и размножил «Книги» откровений, данных ей свыше, которые, впрочем, до тех пор содержались в тайне. А перед смертью сей госпожи Христос подтвердил ей это повеление, предписав сей госпоже Бригитте сказать своим духовникам, чтобы они передали упомянутому отшельнику все тайные откровения и прочие, что не были переданы до того, дабы тот отшельник распорядился их записать и к чести и славе Божией обнародовать.

Также в Неаполе и Иерусалиме, где она тоже надолго останавливалась, были ей некоторые видения о мирных временах и бедствиях государств, и о Рождестве и Страстях Иисуса Христа, и о призвании народов, после чего сказано было ей Христом в Иерусалиме: «Слова Мои должно долго слушать и возвещать, а потом придут деяния и знамения. Посему знай, что есть ещё доселе не родившиеся, которые слова мои примут с радостью, ибо как сказано в Евангелии Моём: «Блаженны слышащие слово Божие» (Лк. 11:28), так и ныне говорю: «Блаженны ныне слышащие слово Божие и исполняющие его на деле». Впрочем, знай, что после кончины твоей многие примут и с радостью последуют им, ибо они не как цветок, что опадёт (ср. Иов. 14:2), но как плод, пребывающий вовек (ср. Мф. 21:19)».

Подобает также знать, что, хотя при жизни мужа госпожа Бригитта подвизалась лишь тайно, однако после его смерти уже не удерживалась от подвига, ибо тридцать лет она не надевала ничего льняного, кроме головного покрывала.

Также перед кроватью своей она распорядилась положить на пол одеяло и подушечку под голову и так обычно спала в домашней одежде или мантии. Когда её спрашивали, как ей удаётся там отдохнуть в крепчайшие морозы, которые лютуют в этой области Швеции, она в ответ говорила: «Я чувствую внутри себя такой жар от благодати Божией, что внешний мороз не сильно меня гонит в мягкую постель».

И столько она день и ночь обычно творила коленопреклонений, поклонов и простираний, что удивительно было, как такая нежная женщина выдерживает такие труды.

В её обычае было по пятницам проливать огненные капли с зажжённой свечи на свою нагую плоть, так что от них оставались раны. И если они как-то сами до другой пятницы заживали, она тогда, запустив в них ногти свои, немедля их расцарапывала, чтобы тело не оставалось без страданий от ран; а творила она сие в памятование Страстей Христовых. Имея также перевязь из узловатых верёвок, она перетягивала ею свою плоть, и ни днём, ни ночью не расставалась с нею – ни в здравии, ни в болезни.

Живя же в краях Римских и Итальянских, она благоговейно и прилежно посещала святые места, совершая это с довольно большим трудом, потому что в пути она по своей воле не заговаривала ни с кем, разве только если её спрашивали, и тогда она в очень немногих словах отвечала заговорившему с ней. И всякий раз как она произносила какое-нибудь необдуманное слово (ср. Мф. 12:36), она тут же прилежно отмечала у себя на верёвке, которую носила на груди для отсчитывания «Отче наш», это слово, коим оскорбила Бога, чтобы не забыть в том исповедаться и искупить епитимией.

Подобным образом она, посещая святилища, так удерживала глаза свои, что по своей воли не смотрела на людские лица, а когда случалось ей вдруг взглянуть на чьё-либо лицо, она немедля на том же ожерелье, что висело на шее, оставляла пометку, пока не искупала таковой проступок епитимией.

Она имела с детства обыкновение исповедаться каждую пятницу, но не довольствовалась этим, а напротив, даже во все дни года многократно исповедалась в пустых словах и помыслах. Ибо обитал в ней страх Божий вместе с великой любовью Его.

Ещё она имела обычай по пятницам – в память Страстей Христовых и желчной горечи поданного Ему перед смертью напитка – держать во рту горчайшую некую траву, что называется горечавкой. То же она делала и в другие дни, когда произносила какое-нибудь необдуманное или неосторожное слово.

При исповеди она проявляла крайнее смирение и полнейшую готовность исполнить любую возложенную епитимию.

И так любила истинное смирение, что ни единого мига не желала оставаться без руководителя, коего смиренно во всём слушалась.

А ещё любила нищету, поэтому всё, что имела во владении, передала в руки других, а желая получить что-нибудь из этого, так смиренно просила того у своего духовника и наставника во имя Христово, будто никогда этим не владела.

Кроме того, она больше внимания уделяла благу тех, кто жил вместе с ней, нежели своему, ибо порой она скрывала, что у неё разрушилась обувь, прося при этом подарить новую другим; и подобным образом она поступала в отношении прочих вещей, в коих нуждалась.

Все происшествия она переносила с величайшим терпением, ибо Блаженная Дева однажды сказала ей в видении: «Ты должна быть как зеркало, ясное и чистое, и как острый шип; зеркало – своим достойным и благочестивым нравом и благим примером, а шип – отвержением грехов». И сие госпожа Бригитта отлично проявила, ибо где бы она ни оказывалась, изо всех старалась так действовать. Что хорошо показала она в Фамагусте, когда в присутствии короля и королевы, князей и прочих вельмож королевства Кипрского подробно и отважно рассказала данное ей в Иерусалиме пророчество о королевстве Кипрском, хотя была в то время изнурена и немощна телом. Притом это пророчество изложено в «Книгах небесных откровений».

Также и в Неаполе она не умолчала о пророчестве, изречённом о народе этого города, но в присутствии архиепископа и трёх магистров богословия, равно как и других докторов права канонического и гражданского, и иных господ и рассудительных мужей, как духовного, так и мирского звания, бестрепетно поведала о грехах этого города, порицая их и показывая, как можно исправиться в согласии с тем, что предписал Иисус Христос в откровении, что яснее и пространнее излагается в «Книгах откровений».

Затем, когда она была в Иерусалиме, заболела, и болезнь её продлилась целый год, и, с величайшим терпением перенеся, как на море, так и на суше, труды и страдания, она в Риме от болезни своей умерла.

Случилось, наконец, так, что в Риме за пять дней до её кончины явился ей Господь наш Иисус Христос пред алтарём, что был в её комнате и, обратив к ней радостный лик, сказал: «Я поступал с тобой, как обычно поступает жених, который прячется от невесты своей, чтобы разжечь желание к себе. Так и Я не одарял тебя утешениями в сию пору, поскольку то была пора испытания твоего. Посему ныне, испытанная, иди и приготовься, поскольку пришла пора, как Я обещал, принять тебе перед Моим алтарём монашеское облачение и посвящение, и впредь будешь ты почитаться не только невестой Моей, но также монахиней и матушкой в Вадстене». Так называется одно поместье, где располагается тот монастырь женский и мужской, который ей в откровении было поручено создать и в котором оную госпожу должно было похоронить. Наконец, сказал ей Христос: «Впрочем, знай, что тело твоё будет покоиться в Риме, доколе не отправится в место, уготованное для него, ибо угодно Мне уберечь тебя от трудов и намерение твоё принять вместо его осуществления».

Сказав всё это и многое другое, она упомянула и отдала распоряжения относительно некоторых особ, проживающих с ней, и сказала, что видела их предстоящими взору Божию.

После того, как это было услышано, Господь добавил, сказав: «Утром пятого дня, вкусив Св. Тайн, позови каждого из тех, кого Я тебе прежде назвал, и скажи им, что должно сделать. И так, посреди разговора, на руках их ты отправишься в монастырь свой, то есть в радость Мою, а тело твоё разместится в Вадстене». Наконец, с приходом пятого дня, на рассвете его вновь явился ей Христос, чтобы утешить её. А после совершения мессы и принятия Св. Тайн она на руках вышеупомянутых особ испустила дух.

Перевод: Константин Чарухин

Корректор: Ольга Самойлова

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии