Опыт эпидемии COVID-19 в Италии: «Виной всему самоубийственная беспечность»

В предыдущие сутки, 19 марта, в Италии было зарегистрировано максимальное число зараженных коронавирусом COVID-19 – более 5 тыс. человек. Общее число зараженных на Аппенинском полуострове достигло 41035, а смертей – 3405. Мы попросили отца Владимира Колупаева из Сериате близ Бергамо, откуда поступают особенно драматичные новости, поделиться мыслями о том, почему в Италии развитие эпидемии пошло по самому худшему сценарию, и как России избежать того же пути.

«Причина высокой смертности и высокого числа зараженных в Бергамо и провинции – самоубийственная беспечность», – говорит о. Владимир. – «Меры, принятые властями, оказались запоздалыми и не в полном объеме. Не было никакого внимания к тому, что происходило в Китае. Напротив, была критика тоталитарного режима и мнение, что в демократической стране такое невозможно».

Отец Владимир видит проблему не только в беспечности властей, но и в беспечности самих граждан, не соблюдающих предписанные ограничения: «Даже после того, как были определены красные зоны и было понятно, что угроза остальным территориям также высока, люди не хотели менять привычный образ жизни и соблюдать необходимые меры предосторожности. В Бергамо еще две недели продолжали самообманываться: сидеть в кафе, ходить по торговым центрам, ужинать в ресторанах, проводить ночи на дискотеках и в молодежных развлекательных местах, а потом в воскресенье, как обычно большими семьями собираться на обед у дедушек и бабушек. Молодежь, конечно, меньше подвержена заболеванию, но может быть носителем смертельного для пожилых людей вируса. На выходные целыми семьями поехали в горы, где толпились возле горнолыжных подъемников. Как обычно здоровались за руку и троекратно целовались, как принято у итальянцев. Не было ограничено передвижение людей между населенными пунктами».

Даже сейчас, когда официально объявлены очень строгие меры, имеются многочисленные случаи их несоблюдения: «Когда закрыли школы, родители восприняли это не как угрозу общественному здоровью, а как дополнительные каникулы и повезли детей в горы или на море, а также к дедушкам и бабушкам в другие регионы, тем самым распространив вирус по всей стране. Большинство не хотело верить и анализировать информацию. Не был ограничен вход в дома престарелых, где 100% зона риска».

Несмотря на попытки отдельных людей обвинить в высокой смертности и широком распространении вируса итальянскую систему здравоохранения, отец Владимир видит наибольшую проблему именно в отсутствии социальной ответственности граждан: «В случае признаков заболевания, несмотря на указания сидеть дома, звонить семейному врачу и ждать специальную бригаду скорой помощи, многие пошли в поликлиники, которые в Италии находятся при госпиталях, заразив тем самым медперсонал и далее по цепочке – других больных в стационарах. Медицина, особенно на Севере Италии, одна из лучших в мире, но случился просто снежный ком. Медики действительно трудятся героически, они на передовой и многие заболевают, даже среди моих прихожан есть уже несколько инфицированных человек.

Мы также попросили отца Владимира оценить меры, предпринятые церковными властями для предотвращения распространения вируса. «Первое время не было координации, в разных епархиях принимались разные меры безопасности, что вызывало сомнения», – говорит он. – «Там, где не было еще зафиксировано ни одного случая заражения, как, например, в Триесте, архиепископ сразу запретил служение погребальных обрядов в храме и разрешил только на кладбище, на открытом воздухе, тогда как в других местах это решение было принято намного позже.

После того, как были отменены публичные богослужения, странным было решение, когда в случае смерти от коронавируса и обязательной кремации, над пеплом в закрытой фарфоровой урне разрешалось, при минимальном количестве родственников, совершить символически краткое культовое действие на открытом воздухе на кладбище. Но, в случае “нормальной” смерти можно было служить Мессу и обряд погребения, люди стали приходить даже в большем чем обычно количестве в церкви на похороны, потому что тут была единственная возможность причаститься. Но, не было ограничено количество задействованных для богослужения людей: алтарники, министранты, чтецы и певчие хора, органист и т.д. – все было как обычно, а это дополнительные контакты и значит, дополнительный риск. Люди не соблюдали дистанцию безопасности».

В Москве после публикации декрета Архиепископа «О порядке богослужений и других мероприятий в период пандемии коронавируса» среди католиков появились обсуждения о чрезмерности вводимых мер. Однако опыт Италии предостерегает от несоблюдения предписаний церковных властей: «Здесь священники продолжали ездить на похороны, по другим приходам на сослужение, в случае исповеди не соблюдались предписания делать это на дистанции, кто-то отправился освещать дома прихожан», – рассказывает отец Владимир. – «Есть риск самообольщения, из-за которого из носителей мира Христова можно превратиться в носителей вируса».

По данным на 17 марта в епархии Бергамо насчитывался 21 зараженный священник и 13 умерших от COVID-19.

Что касается тяжело переживаемой всеми невозможности Евхаристического общения, отец Владимир призывает вспомнить такую древнюю форму аскезы, как затвор: «Сейчас время затвориться в тишине, молиться и размышлять… Безусловно придет Пасха с ее радостью победы». И добавляет совет для российских католиков: «Не расслабляйтесь, чтобы не повторить смертоносных ошибок».

Анастасия Орлова

Фото: REUTERS / Flavio Lo Scalzo

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии