Фамарь: риск

Четвёртая публикация из цикла «Великий пост с библейскими женщинами»

Фамарь мы встречаем в 38 главе книги Бытия. Это невестка сына Иакова, Иуды. В то время он покинул шатры отца и стал жить в доме некоего Хира из города Одоллама (Быт 38,1). Вероятно, Иуде не хотелось оставаться подле безутешного отца, оплакивающего потерю любимого сына, Иосифа. Он решает отправиться на юг, подальше от Хеврона, рядом с которым раскинул свои шатры Иаков. И останавливается в поселение Одоллам, которое, как предполагают археологи, было в те времена небольшой деревушкой. Она стояла на холме и возвышалась над плодородными землями долины.

Когда возглавляемые Иисусом Навином евреи придут в эти земли из Египта, Одоллам уже превратится в богатый город. Окруженный крепкими стенами и возглавляемый царем. Впрочем, это не помещает ему пасть под натиском еврейских воинов. А в те времена, когда библейские тексты станут записывать, Одоллам станет процветающим городом, расположенном в землях, принадлежащих колену Иуды.

Пока же сюда приходит сам Иуда. Он молод, не женат и, скорее всего, ищет приключений. Здесь он встречает Хира. Имя этого человека можно перевести как «великолепие». Трудно сказать, был ли у Иуды друг с таким именем на самом деле. Или это некий образ, показывающий, что сын Иакова покинул шатры отца, отошел от традиций своей семьи и прельстился богатством и блеском жизни соседних народов. Некоторые комментаторы предполагают, что под влиянием этого Хира, даже если это собирательный образ, символизирующий язычников, Иуда отошел от веры в Единого Бога и стал поклоняться богам, культ которых был распространен в Ханаане.

Иуда находит себе в этих землях супругу. Она ханаанеянка, дочь некоего Шуа. Библейский бытописатель не называет ее по имени. Зато последующие толкователи называют ее Вирсавией, что значит «дочь изобилия». Здесь словно протягивается несколько ниточек к последующим событиям. С одной стороны, ее имя должно сказать о том, что жена наполнила богатством дом Иуды. Но это богатство было преходяще и не сделало его счастливым. С другой стороны, это намек на супругу Давида, Вирсавию, добытую им неправедным путем. Но царь Израиля раскаялся в своем поступке, был прощен и потому обрел потомство с любимой женой. Мало того, именно ребенок Вирсавии стал его преемником на царском престоле. И что еще более важно, стал частью родословной Мессии. А вот дети Иуды от Вирсавии, дочери Шуа, не смогли стать частью истории Спасения. На них не было Божьего благословения, потому что и жену себе Иуда выбирал, не задумываясь о своем предназначении. Ему хотелось простого человеческого счастья, поэтому он не строил жертвенников и не спрашивал, чего хочет Бог. Надо сказать, что Иуда получил добрый десяток лет счастливого супружества, но в конечном счете благословенное потомство ему подарила совсем другая женщина.

У Иуды и Вирсавии родилось три сына. Когда мать нарекала старшего сына, то, вероятно, надеялась, что он станет великим воином. Потому назвала его Ир, что значит «бодрствующий», «бдительный». Имя Онан тоже предполагает будущие ратные заслуги, потому что переводится как «сильный». А вот значение имени третьего сына, Шела, утеряно. Вероятно, его можно перевести как «просьба».

Когда наступает время женить старшего сына… И тут возникает вопрос, которым задаются еврейские мудрецы: сколько лет было старшему сыну, когда Иуда направился подыскивать ему невесту? Все дело в том, что считается, будто с момента продажи Иосифа в рабство до прихода его братьев в Египет прошло 22 года. Как за это время Иуда мог успеть жениться, родить детей, воспитать и обустроить их личную жизнь? Математические расчеты в какой-то момент давали сбой, поэтому было выдвинуто удивительное предположение. Своего старшего сына, Ира, Иуда женил в возрасте девяти лет. Якобы в этом возрасте в те времена человек уже достигал зрелости, и семя его было готово к продолжению рода. При этом Фамарь была девушкой взрослой, т.е. перешагнувшей возраст современного совершеннолетия. Не известно, чем успел Ир прогневить Бога за свои девять лет, но умер он довольно быстро. Предполагают, что причина была в том, что Ир был посвящен какому-то языческому божеству. В то время как Фамарь была еврейкой, которую Иуда специально искал среди жителей ближайших поселений. Себе такую жену он найти не мог и не хотел. Иуда, как предполагают, стал поклоняться языческим богам, но детям своим желал войти в семью потомков Авраама. Поэтому подбирал старшему сыну «правильную» жену.

Когда Ир умер, его семя должен был восстановить младший брат. Ханаанеяне не особенно любили левиратные браки. Вдова могла вернуться к родителям и попытать счастья еще раз. Могла стать храмовой блудницей. И, если существовало обоюдное желание, могла войти в семью младшего брата. В этой же истории Фамарь никто не спрашивает. Она становится женой Онана. Здесь мы на минутку отвлечемся от всевозможных легенд и благочестивых размышлений и обратимся к словам Библии. «И сказал Иуда Онану: войди к жене брата твоего, женись на ней, как деверь, и восстанови семя брату твоему. Онан знал, что семя будет не ему, и потому, когда входил к жене брата своего, изливал на землю, чтобы не дать семени брату своему» (Быт 38,8-9). Считается, что Онана подговорила так странно поступать его мать. Она откуда-то знала, что потомки Иуды должны войти в удел Единого Бога. Этот аргумент подтверждают библейскими словами «Онан знал, что семя будет не ему». Но будучи язычником, Онан не мог согласиться отдать своих детей какому-то неведомому богу. Поэтому послушался совета матери. И тем самым прогневил Всевышнего, который отнял и у него жизнь.

Теперь нужно было женить на Фамари младшего сына, Шела. «И сказал Иуда Фамари, невестке своей: живи вдовою в доме отца твоего, пока подрастет Шела, сын мой. Ибо он сказал: не умер бы и он подобно братьям его. Фамарь пошла и стала жить в доме отца своего» (Быт 38, 11). Мы можем предположить, что Иуда отложил свадьбу, потому что, с одной стороны, он отошел от веры своего отца и понимал, что, несмотря на это, Бог вмешался в его судьбу и явно чего-то хочет от него. А с другой стороны, у него должно было зародиться какое-то сомнение относительно Фамари. Что-то было с ней не так, раз все мужья ее умирали молодыми. Надо сказать, что Иуде удалось сохранить жизнь сыну, потомки Шела вошли впоследствии в удел Иуды.

Как же складывается дальнейшая жизнь Фамари? Время идет, и женщина понимает, что не станет женой Шела и не родит детей, которые станут не только потомками Иуды, но и предками Мессии. Конечно, нет никаких сведений, подтверждающих еврейское происхождение Фамари. Но иудейские мудрецы говорят о том, что у нее было знание, данное свыше, связанное именно с приходом Мессии. Ради свершения Божьей воли она и решается на очень рискованный шаг. Фамарь снимает с себя вдовьи одежды и прикрывает лицо свое платком (Быт 38, 14). Она садится на повороте дороги, как блудница, и ждет Иуду.

К тому времени Иуда овдовел. Прошло время скорби, и он вместе со своим неизменным другом Хирой отправился пасти овец. А у дороги его поджидает блудница. Употребляется слово, которое обозначает не столько женщин, зарабатывающих своим телом, сколько храмовых проституток. И тут возникает еще один вопрос, требующий объяснения мудрецов. Как же так случилось, что потомок Авраама отправился к блуднице? Библейский бытописатель только констатирует факт того, что Иуда не узнал невестку и вошел к ней (Быт 38,16). Дальше идет целая серия предположений. Якобы женщине, лица которой он даже не мог разглядеть, Иуда предложил жениться и вошел к ней уже как к своей жене.

«Он сказал: какой дать тебе залог? Она сказала: печать твою, и перевязь твою, и трость твою, которая в руке твоей» (Быт 38,18), – говорит Библия. Многие комментаторы выдвигают версию, согласно которой Фамарь, притворившись блудницей, была уверена в том, что Иуда не пройдет мимо нее. Мало того, она знала, что зачнет от Иуды. Поэтому она продумала, какие предметы взять в залог оплаты за свои «услуги». Печать, утверждают толкователи, это на самом деле перстень, которым Иуда запечатывал письма. В те времена в Ханаане уже существовал обычай, когда невесте дарили кольцо или иную ценную вещь, которую она могла бы носить на себе, чтобы явственно было видно, что она «отделена» и принадлежит определённому мужчине и определенному дому. Посох – символ мужской силы и продолжения рода. К тому же это еще и образ защиты. И, наконец, перевязь. Скорее всего, речь идет о поясе. Плетеном поясе, который носил Иуда. Считается, что впоследствии плетеные пояса, которые носили потомки Авраама в память о Завете с Богом, преобразились в специальную четырехугольную одежду с плетеными кистями на концах. Ее стали носить уже после заключения Синайского Завета, согласно повелению Господа (Числа 15,38-39). Получается, что, выбирая предметы, Фамарь словно пишет особое послание: я часть твоего дома, ты сам меня выбрал и теперь ты обязан защитить моих детей, потому что они появились по воле Всевышнего.

Иуда явно не собирался продолжать отношения с Фамарью. Он воспользовался услугами храмовой проститутки и хотел оплатить их, прислав козленка из своего стада. Для этого он обращается к помощи своего друга Хира. Только Хир не находит никого на дороге. Фамарь возвращается в дом своего отца.

Проходит совсем немного времени и разгорается скандал. Иуда обнаруживает, что его невестка беременна. Хоть он и не собирался женить на ней своего младшего сына, Иуда считает, что Фамарь принадлежит его дому и должна хранить чистоту в ожидании. И это ничего, что он ее отослал. Видимо, с точки зрения Иуды, женщина так и должна была доживать свой век во вдовстве. Теперь он разгневан и просит неких мужчин пойти взять Фамарь и сжечь ее на костре. В этом смысле Иуда решает использовать привычный в Ханаане способ расправы с неверными женами. Фамарь же, не желая каким-то образом унизить Иуду, отправляет ему взятые в залог вещи. Конечно, она могла бы явиться к нему и устроить скандал. Но речь идет о праматери Мессии, она, по мнению мудрецов, должна быть женщиной скромной и мудрой. Поэтому Фамарь просто посылает вещи, и Иуда понимает, что невестка беременна именно от него. «Иуда узнал эти вещи и сказал: „Она невиннее, чем я. Я не отдал ей своего сына Шелу, как обещал”» (Быт 38, 26). Фамарь рожает близнецов, один из которых, Фарес, действительно, становится предком Мессии. Сама же женщина остается в доме Иуды, но больше не вызывает его интереса. «И больше не входил к Фамари» (Быт 38,26).

Для современного человека история Фамари кажется практически абсурдной. Тем не менее, это рассказ о верности Богу. О вере, которая способна на неожиданные поступки. Фамарь верила услышанному от Бога, поэтому она решила рискнуть. Ведь Иуда мог отказаться от вещей и сжечь ее. На счастье, в нашей жизни крайне редко приходится выбирать между жизнью и смертью. Но пример Фамари подходит и для простых ситуаций, когда нужно выбрать между страхом и верой. В самом имени этой женщины скрывается напоминание о ее силе и мудрости. Фамарь (Тамар) – это имя состоит из двух слов, «там» – невинность и «мар» – горький. Невинность, омраченная горечью. Это те самые горькие травы, которые приносят исцеление и придают сил. В них скрывается путь веры, непонятный мудрым мира сего.

Анна Гольдина

На страницу цикла

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии