Грехи и пороки: что нам нужно знать?

Что такое вообще грех?

Грехом называется слово, действие или намерение, которым человек сознательно и по собственной воле нарушает истинный порядок вещей, а также отвергает любовь Божью.

Грешить – это нечто большее, чем нарушать установленные людьми правила. Грех сознательно и добровольно обращен против любви Божьей, он игнорирует Бога. В конце концов, грех представляет собой «любовь к себе, дошедшую до презрения к Богу» (св. Августин). В самом крайнем случае грешное творение говорит: «Я хочу стать как Бог» (Быт 3, 5). Насколько грех отягощает нас виной, ранит нас и в конечном итоге губит, настолько же он отравляет и искажает окружающий нас мир. Вблизи Бога грех и его тяжесть становятся очевидными.

* * *

“Только тот, кто серьёзно размышлял над тем, как тяжёл крест, может понять, как тяжёл грех” (Святой Ансельм Кентерберийский).

* * *

См. также ККЦ 1849–1851, 1871–1872

Как можно отличить тяжкие ( смертные ) грехи – от менее тяжких ( простительных, или обыденных ) грехов?

Тяжкий грех разрушает в сердце человека Божественную силу любви, без которой невозможно достичь вечного блаженства. Поэтому такой грех носит название «смертный». Смертный грех разлучает с Богом, тогда как повседневные (простительные) грехи лишь обременяют эту связь.

Смертный грех создаёт разрыв между человеком и Богом. Он является таковым, если посягает на значимые ценности и тем самым направлен против жизни или Самого Бога (напр.: убийство, богохульство, прелюбодеяние и т.п.) и если совершён с полным осознанием и полным согласием. Простительными считаются те грехи, которые не касаются сущностных ценностей (брак, правда, собственность), либо совершены не совсем сознательно и без полного согласия. Такие грехи хоть и повреждают связь с Богом, но не разрушают её окончательно.

Как можно освободиться от тяжкого греха и восстановить связь с Богом?

Чтобы преодолеть разрыв с Богом, вызванный тяжким грехом, католик должен примириться с Богом посредством исповеди.

* * *

“Я только что произвёл очень дорогой пепел: я [по ошибке] сжёг банкноту в 500 франков. О, это куда меньшее зло, чем если бы я совершил обыденный грех” (Святой Иоанн Мария Вианней).

“Если бы в Церкви не давалось прощение грехов, то не сохранилась бы и надежда на вечную жизнь и вечное освобождение. Возблагодарим Бога, Который дал Церкви такой дар” (Святой Августин).

“Нет никакого другого источника надежды для человека, кроме милосердия Бога” (Святой Иоанн Павел II).

* * *

См. также ККЦ 1852–1861, 1874

Что такое порок?

Пороки – это дурные привычки, которые заглушают и искажают голос совести, открывая тем самым человека для зла и подталкивая его к совершению греха по привычке.

Человеческие пороки находятся в непосредственной близости с главными (или коренными) грехами: гордыня, скупость, зависть, похоть, обжорство (чревоугодие), лень и уныние.

* * *

“Добродетель, так же как и порочность, зависит от нас. И в чем мы властны совершать поступки, в том – и не совершать поступков, и в чем от нас зависит «нет», в том – и «да»” (Аристотель (382-322 до н.э.), великий древнегреческий философ: из трактата «Никомахова этика»).

* * *

См. также ККЦ 1865–1867

Несем ли мы ответственность за грехи других людей?

Нет, мы не отвечаем за грехи других людей, однако, на нас лежит вина, если мы кого-то склонили ко греху, или участвовали в его совершении, или поощрили к нему, или своевременно не предотвратили его, или не оказали необходимой помощи.

* * *

“Величайший дар, который может иметь человек под небом, – уметь хорошо жить с теми, с кем он вместе” (Блаженный Эдигий Ассизский († 1262), один из близких друзей св. Франциска).

* * *

См. также ККЦ 1868

Существуют ли греховные структуры?

Греховные структуры существуют только в переносном смысле. В действительности грех всегда связан с отдельным человеком, который сознательно и по своей воле соглашается со злом.

Несмотря на это, существуют различные общественные структуры и организации, в своей деятельности настолько противоречащие заповедям Божьим, что их называют «структурами греха», но они стали таковыми вследствие личных грехов.

“Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру” (Афоризм, приписываемый русскому писателю Николаю Лескову (1831–1895)).

* * *

См. также ККЦ 1869

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии