ВДМ-2013 в Рио: Идите и научите все народы… (ч.1)

Мир вам, дорогие читатели! Сегодня я хочу поделиться с вами своими впечатлениями от участия в паломничестве на Всемирный День Молодежи, который проходил с 14 по 29 июля в Бразилии.

Для начала скажу, что в общей сложности группа католической молодежи из России состояла из 60 юношей и девушек из разных городов страны. Вечером 13 июля мы собрались все в Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Мессу, которую служил для нас Архиепископ Паоло Пецци. После Мессы, до отъезда в аэропорт мы все познакомились и до потери сил репетировали русские народные песни и  танцы. В 3 часа утра  мы начали свою дорогу в далекую и солнечную Бразилию. Перелет был долгим, но веселым…

Миссионерская неделя в Барбасене

После того, как наш самолет приземлился в Рио, мы на автобусах отправились на миссионерскую неделю в Барбасену (штат Минас Жирайс). Дорога из Рио до Барбасены заняла чуть более 5 часов. Несмотря на длительный перелет, молодежь была полна сил и радости от осознания того, что наконец-то мы в Бразилии. В Барбасену мы приехали далеко за полночь. Нас разместили в салезианском центре. Когда мы все вышли из автобуса – мы были в приятном шоковом состоянии: вся католическая молодежь Барбасены выстроилась возле крыльца, аплодирую нам. Бразильцы пели нам песни на португальском языке и весело кричали: Boa noite! Bem-vindo! После нас расселили по комнатам и накормили ужином.

15 июля. В понедельник, утром мы проснулись под звук “легкого” колокола! Некоторая часть молодежи сразу же выбежала во внутренний двор для зарядки. После чего мы отправились в соседний храм, где состоялась утренняя молитва. После молитвы последовал завтрак, который нас приятно удивил. Вообще завтраки, обеды и ужины – это отдельная тема для большого разговора. Так как нужно соблюсти некоторый объем, не буду много писать. Только скажу, что все было на таком высоком уровне. Столы ломились от изобилия еды. Все было очень вкусным. Бразильская еда великолепна! Отдельно нужно сказать, что все названия блюд были переведены на русский язык. Чтение милых заметок на русском языке с утра способствовало созданию радостного настроя на весь день. Особо веселила всех надпись «Мир на Вас». В дальнейшем мы стали использовать такую форму как знак приветствия.

Первые два дня мы посвятили посещению ближайших исторических городов и достопримечательностей штата Минас Жерайс. Мы посетили старинные города Ору-Прету, Мариану, Тирадентис и Сан-Жуан-дел-Рей.

16 июля. Во вторник у нас состоялась Месса открытия Миссионерской недели в Барбасене. Как раз к этому моменту приехала группа молодежи из Чили. Вместе с ними у нас проходила в последующем катехизация. Месса открытия никого не оставила равнодушным. Даже не знаю, как передать это словами, так как и слов подобрать не могу. Хотя могу… Знаете, сложилось впечатление, что Бразилия – это страна, которая всегда танцует и поет. Способ проведения Мессы был, действительно, необычен. Бразильская молодежь на Мессе играла на музыкальных инструментах, в том числе, на национальных и пели песни, под которые все участники танцевали, включая священников и семинаристов. Действительно, незабываемое зрелище. Самый яркий пример – это песня Sanctus, Sanctus, Sanсtus (Свят, Свят, Свят), которая исполнялась в стиле песни Мурата Насырова “Мальчик Хочет в Тамбов”. После Мессы нас ждал праздничный ужин.

17 июля. Духовность. Со среды у нас началась катехизация по группам. После утренней молитвы для нас была организована презентация Архиепархии Минас Жерайса и Барбасены. В ходе презентации мы также рассказали о России и послушали интересный рассказ о Чили. После презентации последовали занятия по группам и мастер-классы духовной жизни. Было очень интересно и познавательно. Мы все снова танцевали и молились, взявшись за руки в кругу. После обеда  нас распределили по группам и отправили на различные благотворительные и социальные работы. Я лично попал в команду, которая поехала играть с детьми одного прихода. В команде были еще несколько русских и чилийцев. В ходе организации игр и конкурсов, мы поняли, что единственный язык понятный всем нам и всем окружающим – это язык любви и улыбки. Далеко не все владели португальским и английским языками. Но ничего, мы справились. Остальные группы были распределены в следующем порядке: кто-то красил забор в детском садике, кто-то ходил по домам и прославлял Бога и др. После мы все встретились и поделились впечатлениями. Вечером была Месса, а после Мессы – бразильская культурная ночь, где были показаны традиционная самба и капоэйра.

18 июля.  Культура. В этот день Мессу решили провести утром. Месса была на русском языке. Наша группа молодежи пела литургические песни на русском языке. Чилийцам очень понравилось. После Мессы нас снова распределили по группам, и мы отправились знакомиться с культурой Бразилии. Были представлено несколько мастер-классов: Бразильская самба, капоэйра, бразильский футбол, театральное искусство и межкультурный диалог. Я пошел на мастер-класс по капоэйре. Я испытал столько положительных эмоций. К нам пришли ученики из одной школ капоэйры Барбасены. Для начала у нас была теоретическая подготовка, где мы узнали что такое капоэйра и историю развития капоэйры в Бразилии. Сразу после теории мы перешли к практическим занятиям. Мастера нас научили нескольким основным движениям и техникам. Все полученное знание мы закрепили, участвуя в показательных выступлениях. После мастер-классов у нас был обед. А после обеда мы отправились на миссионерские визиты. Снова по группам: кто-то поехал в дом престарелых, кто-то – в детский дом. Наша группа поехала в реабилитационный центр для наркозависимых. Нас очень тепло там встретили. Многие рассказали свои истории из жизни, о том, как стали принимать наркотики и как пришли к Богу. Вместе мы помолились с ними в часовне и отправились выпить чай и продолжить беседу. После мы вернулись в Барбасену, где по программе было запланирована вечерня молитва, в ходе которой все высказывали слова благодарения и просьбы Пресвятой Деве Марии. Но после молитвы вечер только начался. Для нас был устроен Festa Julina, где барбасенская молодежь приготовила тематическую вечеринку, на которой был показана постановка шуточной свадьбы. Было очень весело. Весь вечер мы танцевали. Танцевали до упада, так что потом было нелегко идти до места нашего ночлега.

19 июля. В этот день мы делились впечатлениями от миссионерских визитов и работ по группам. Для нас был устроен небольшой поход, в ходе которого предлагалось размышлять на духовные темы и над текстом Евангелия. Весь маршрут был разделен на 4 стояния, где должны были ставиться вопросы, и молодежь должна была в свободной форме высказать свое мнение. В группах обсуждались темы, посвященные современным реалиям, культурному и социальному положению молодежи, о месте и роли молодых людей в миссионерской работе. Некоторую часть маршрута предлагалось пройти в полной тишине и созерцании. Кульминацией похода стала заключительная молитва, в ходе которой все группы написали на бумажках свои просьбы и бросали их в костер, приправляя его ладаном. После обеда мы поехали на экскурсию в Музей Безумия. Это бывшая психиатрическая клиника. Одна из самых старых и крупных в Барбасене. Ныне действующая. Нам провели экскурсию по музею и рассказали интересные истории о самой клинике. После мы отправились на Мессу. Вечером у нас была запланирована презентация России и Чили. От группы из России мы приготовили несколько номеров, а именно: традиционный танец “Калинка-малинка” и “Кадриль”, песню “Конь”, и еще шуточную постановку и песню о Бразилии. Русские танцы также не оставили никого равнодушными. Танцевать вприсядку хотели научиться многие… Выступление группы молодежи из Чили также удивило. Для начала они показали презентацию своей страны, а потом станцевали несколько традиционных танцев. После представления еще долго никто не хотел расходиться. Очень сильно запомнилось то, как поздравляли одну из участниц ВДМ 2013 – Екатерину с Днем Рождения! Всей молодежью: и русской, и чилийской, и бразильской мы спели песню поздравления и подарили торт. Я уверен, что этот день рождения запомнится ей надолго.

20 июля. Солидарность. Утро началось с Адорации. На Адорации молодежь молилась за предстоящую неделю в Рио де Жанейро и благодарила за возможность  участия во Всемирном Дне Молодежи в Бразилии. Так как этот день был посвящен солидарности, то после завершения Адорации мы отправились в детский сад для того, чтобы поиграть с детьми. Когда мы приехали в детский сад, детей оказалось значительно меньше, чем всех паломников, но это нас не смутило, и мы организовали игры не только для детей, но и для молодежи. Сразу из детского садика нас повезли на экскурсию на Плантацию роз. После мы вернулись в город и отправились в храм на Мессу благословения перед поездкой в Рио. В храме было так много молодежи, что все даже не помещались внутри. Была очень красивая и глубокая проповедь. После завершения Мессы были сказаны слова благодарности в адрес всех, кто помог сделать эти миссионерские дни в епархии такими сказочными и радостными. После Мессы мы отправились на специальную программу, где были христианские песни и танцы. Все фотографировались друг с другом, все бегали и кричали: Change? – что означало – давай меняться каким-либо сувениром на память. На одно мгновенье мы посмотрели на небо и все замерли от увиденного: на небе была большая луна, вокруг которой виднелся большой светлый круг (ореол). Это выглядело так, словно Бог нас благословляет на поездку в Рио. Тем временем уже было близко к полуночи, и наши автобусы приехали за нами. Нам предстояла долгая дорога до Рио.

Но про Рио я расскажу в следующей статье…