Деяния св. Исидора Мадридского (Земледельца)

Перевод Константина Чарухина. Впервые на русском языке!

Иоанн Диакон

Пер. по Acta sanctorum, Maius, T. III – pp. 514-519


СКАЧАТЬ КНИГУ ЦЕЛИКОМ:

PDF * * * FB2


ГЛАВА I

О его святой жизни и удостоверенных чудесах, об окормлении нуждающихся

В Мадриде памятен блаженный Исидор, славнейший исповедник Иисуса Христа, Господа нашего. Он, хоть и был простым земледельцем, являл к Богу благоговение и к людям любовь, и, не небрежнно, но со всем усердием следовал Святому Писанию, отдавая предпочтение духовному перед небесным, а не земному перед духовным. Ибо, как мы узнали из рассказов добрых людей, он каждый день на заре, отложив полевую работу, старался обойти как можно больше святых Божиих церквей, чтобы помолиться на их порогах. И чудным образом, проводя большую часть дня на молитве, пока его односельчане выполняли назначенную им долю работ, и принимаясь за трудовую повинность последним (но неленостно), он с Господней помощью успевал больше других, памятуя сказанное Апостолом: «Трудись своими руками, чтобы было из чего уделять нуждающемуся» (Еф. 4:28) и в другом месте: «Занимайся каким-нибудь делом, чтобы диавол всегда находил тебя занятым» (Св. Иероним. Письмо к Рустику монаху (101-е)). И, зажжённый благодатью милости, он такой божественной горел любовью, что, хоть и не будучи богат, не только людям, которые как бы ничего не имеют и всем обладают (2 Кор. 6:10) уделял пропитание, но и (смотря по возможности) птицам, голодом и холодом изнурённым. Так, однажды зимней порой, когда земля была вся покрыта снегом, он с малым сыном шёл на мельницу, чтобы смолоть пшеницы, и увидел стайку голубей, сгрудившихся на древесных ветвях. Уразумев, что эти птицы давно томятся голодом, он проникся к ним жалостью, расчистил ногами и руками землю и щедро насыпал этим птицам пшеницы, которую сберегал для своих нужд. Увидев это, некий сотоварищ его, досадуя, насмехался над блаженным Исидором, называя его дураком за то, что так растратил пшеницу. Но когда они пришли на мельницу, то не обнаружили в его мешке ни малейшей недостачи пшеницы и, что воистину дивно, из неё получилось столько муки, что у обоих мешки, поначалу почти полупустые, наполнились доверху.

А другое деяние, да и превосходящее прочие, из тех что Божие провидение удостоило Божиего человека Исидора, никак нельзя опустить. Ибо поскольку судом божественного Провидения установлено, что, согласно сказанному прародителям человеческого рода, «трудом рук (Вульг.Тов. 3:19) и в поте лица твоего будешь есть хлеб (Быт. 3:19)», то он по сему справедливо рассудил, что жизнь вести следует не иначе, и предпочитал трудом рук своих добывать себе пропитание (Вульг. Тов. 3:19). Так, повинуясь Господнему приказанию, данному прародителям, он пошёл за погодовую плату смиренным батраком к одному мадридскому рыцарю простого звания. Итак, в новом своём состоянии он поселился у поля близ города и, женившись, вёл трудовую жизнь, отдавая Богу Божие, а ближним то, чего требовал братский долг. А кто-то из соседей по полю возвел на него перед рыцарем, в чьём имении он работал за условленную плату, обвинение, сказав так: «Досточтимый господин, мы, да будет вам ведомо, такие вам друзья и слуги покорные, что ради вашего блага не хотим молчать, когда видим и знаем, какой вам чинят убыток. Знайте же наверняка, что господин этот Исидор, которого вы взяли работать в своё поместье за погодовую плату, отложив положенный земледельческий труд, встаёт ни свет ни заря и, прикидываясь паломником, бродит по всем мадридским церквам под предлогом молитвы. И как из-за этого он, по истечении дня выходит на работу запоздало, то даже и половину положенной работы не выполняет. Посему вы не думайте, что мы это из-за какой неприязни или ненависти, ведь мы открыто советуем, что было бы полезно и вашему хозяйству на добро».

Услыхав такое, рыцарь смутился духом, а на другой день, выйдя из дому, разгорелся гневом, ибо счёл правдой то, что ему сообщили, и, подойдя к блаженному мужу, стал надменно глумиться над ним. Блаженный же Исидор, уже обучившийся Христову терпению, скромно отвечал ему таким словом: «О дражайший и досточтимый, под покровительством кого я нахожусь, со всей верностью заявляю вам, что от Царя царей, и сонма святых, и от служения им я не желаю и не в силах никак отлучиться. Но если вы боитесь, что по причине моей задержки с началом уборки должный урожай убавится согласно соседскому суждению и их уничижительному измышлению, то позвольте мне возместить всё полностью из моего. Так что молю вашу милость, не предпринимайте ничего серьёзного, потому что, выполняя свой долг служения Богу, я и от вашей выгоды ничего не отнимаю». Услыхав эти слова, добрый рыцарь скромно, заверив его в своей милости (хотя немножко и сомневаясь в услышанном), пошёл домой. Но поскольку Божий человек Исидор построил дом свой на твёрдом камне (Мф. 7:24), то, неколебимый под напором всяческих забот иль угроз, не только не отказался от своего обыкновения усердно по Божиим церквам ходить и молиться, но ещё ревностнее сему предавался, всем сердцем и всей душой (Мф. 22:34) приводя на память слово Божие: «Прежде ищите слова Божия, и ни в чём необходимом для вас не будете нуждаться» (ср. Мф. 6:33; Мф. 4:4; Пс. 22:1). А упомянутый рыцарь, под началом коего он находился, решив проверить, что Божий человек делает, встал однажды рано утром, вышел из дому и отправился в некий грот, чтобы, скрывшись там, собственными глазами увидеть, что делает Божий человек. Увидев же, что он ещё позже возвратился со своего обычного паломничества и порешив, будто он неусердно «возлагает руку свою на плуг» (Лук. 9:62), изумился и опечалился, и посему, возмущённый духом, вышел, чтобы серьёзно с ним насчёт этого потолковать.

Но было по слову пророческому «Кто уразумел дух Господа, и был советником у Него?» (Ис. 40:13), ибо когда упомянутый рыцарь, сердясь на Божиего слугу, проходил путь, то по устроению божественного могущества увидел вдруг, что на том самом поле двое запряжённых для полевой работы быков, причём не ему принадлежащих, белого цвета, вместе с человеком Божиим пашут, трудясь проворно и крепко. Поражаясь и дивясь сему видению, рыцарь приостановился, весьма изумлённый, и с удивлением задумался, что бы это могло быть. И вот он уже догадывается, что человек Божий обходится безо всякой земной помощи, и вынужден поверить, что не без божественной помощи трудится Божий человек. Посему, радуясь и дивясь, он подошёл поближе, чтобы понять, не удастся ли с близкого расстояния разведать что происходит, и на миг отвёл взгляд в другую сторону, а когда опять поглядел на пахоту, уже никого не увидел, кроме одного лишь работающего Божиего человека Исидора. Так и эдак размышляя в сердце своём об этом знамении, рыцарь наконец вернулся к здравому рассуждению и, сказав приветственное слово, скромно спросил у Божиего человека Исидора следующее: «Прошу тебя, дражайший, ради Бога, коему ты услужаешь, не скрой от меня, кто были твои помощники, что только что вместе с тобой работали в поле?» Тогда праведный человек Божий, всё хорошо понимая, простодушно ответил так: «Пред ликом Божиим, коему по мере сил я служу, со всей верностью вам заявляю, что не звал я на полевую эту работу и не видел никаких иных помощников, кроме лишь Бога, коего призываю, и молю, и который всегда мне помогает». Тогда рыцарь тот, уязвленный в сердце от виденного и просвещённый свыше, познал, что Божиего слугу всюду поддерживает божественная благодать. Посему, уходя, напоследок сказал ему: «Всё, что мне нашёптывают льстецы и сплетники, я презираю, и потому отныне отдаю в твоё распоряжение всё, чем на селе владею, и решать когда что делать также полностью предоставляю тебе». И, попрощавшись, отправился к себе домой, а позже открыл соседям всё, что с ним приключилось. Посему аж до сегодняшнего дня это чудо крепче прочих запечатлелось в народной памяти.

Также случилось, что однажды летней порою в праздничный день Божий человек по своему обыкновению после девятого часа пошёл в церковь св. Марии Магдалины, чтобы с благоговением излить молитвы к Господу. Когда он пребывал на молитве, всецело ею поглощённый, набежали мальчишки и со всей поспешностью загомонили: «Дяденька Исидор! Вставайте, бегите поскорей, там лютый волк на вашего ослика накинулся и треплет его! Как бы не изранил до смерти!» А человек Божий тогда им отвечает: «Идите в мире, детки, да будет воля Господня!» Закончив же молитвы и вышедши посмотреть, что сталось ему от того, что поведали дети, он обнаружил свирепого волка мёртвым, а рядом с ним здорового осла без единой царапины. Получив от сего божественное утешение, он немедля бежит обратно в церковь св. Марии Магдалины, чтобы воздать благодарение Господу, который по милосердию своему «человеков и скотов хранит» (Пс. 35:7).

Также, поскольку, восприняв поучение, которое праведный муж Товия дал своему сыну, говоря «Когда у тебя будет много, твори из того милостыню, и когда у тебя будет мало, не бойся творить милостыню и понемногу» (Тов. 4:8), его сердце всегда было преисполнено истинного милосердия, он никогда не удерживался от посильной милостыни. Так, однажды в субботний день случилось, что он уже роздал разным благочестивым нуждающимся милостыню по своему обыкновению из яств со своего стола, как вдруг подбежал к нему какой-то несчастный и запросил себе тоже что-нибудь из этого в милостыню. Поскольку он ничего под руками не имел, но проникся чрезвычайной жалостью, то простодушно сказал жене: «Жёнушка дорогая, пожалуйста, ради Бога, если что ещё осталось из еды, удели этому бедняку в милостыню!» Она же, зная, что не осталось ничего, вышла, чтобы принести и показать ему пустой котелок. Но по мановению всемилостивого Бога, изволившего удловлетворить благое пожелание слуги Своего, она находит котелок полным. Когда она внезапно узрела эдакое диво, то была поражена и на миг лишилась дара речи. Но возрадовавшись столь явному чуду и познав в нём благоволение Божие, охотно и щедро попотчевала нуждающегося угощением, но мужу своему об этом поведать остереглась, зная, что он с презрением отвергает суетную славу. Но поскольку тем, кто пылает Духом Божиим, неуместно умалчивать о делах Божих, что свершаются с ними, то и она не пожелала умолчать, а рассказала соседям и иным достойным людям что явил Господь. И вот, поскольку у нас есть достойные веры свидетели этой истории, мы полагаем, что её стоит добавить в записи.

Также по устроению божественного Провидения случилось так, что он стал членом одного братства (поскольку есть такой обычай в разных частях страны), а в помещении этого братства в установленный день по согласию всех справлялся общий праздничный пир, куда был зван и Божий человек Исидор. Он по своему обыкновению, зайдя в церковь, долго там задержался, погружённый в молитву, а закончив, пожаловал на трапезу. Однако, встретив на пороге дома, где шёл праздничный пир, бедняков, просящих милостыню, милосердно ввёл их с собой. Видя это, некие из собратьев такое молвили слово: «Дивлюсь я вам, мил человек – вы привели с собой этих бедняков, когда ничего не осталось, кроме доли, сохранённой для вас». На это давая кроткий ответ, человек Божий возразил так: «Из той доли Божией, что нам будет дана, мы всё поделим поровну». Тогда прислуживавшие за трапезой отошли к котлу, чтобы принести оставленную для него толику, и обнаружили, что там полным полно мяса! Увидев столь внезапно свершившееся знамение, они были ошеломлены, на какой-то миг онемели и, отложив огласку до подходящего времени, с веселием и радостью равно человека Божия и приведённых им бедняков вволю попотчевали желанным кушаньем. И настолько вволю было кушанья, что и другим беднякам из остатков хватило во исполнение пророчества, в коем истинно поётся: «Ищущие Господа не терпят нужды ни в каком благе» (Пс. 33:11). По завершении же пира человек Божий, подняв к небесам руки, благословил имя Господне, не забыв помянуть добрым словом благодетелей, а затем, попрощавшись с сотрапезниками, поторопился в ближайшую церковь – св. Марии Магдалины, чтобы от всего сердца принести множественные благодарения Господу, Который сейчас уготовал дар для него, милосердно придя на помощь в подходящее время. Все, кто присутствовал в доме, равно собратья и слуги, сознавая, что оказались свидетелями внезапно свершившегося чуда, уязвленные в сердце, прославили вместе имя Господне и поверили, что человек Божий истинно есть Божий слуга. Посему, укреплённые истинным чудом Божиего человека, они не только в деревне, но и в городе, многим мужчинам и многим женщинам честно рассказали, что случилось, дабы больше было свидетелей сего и больше славили Бога, Который «из праха подъемлет бедного, из брения возвышает нищего, посаждая с вельможами, и престол славы дает им в наследие» (1 Цар. 2:8). И вот мы наблюдаем не только духовное, но и телесное исполнение этого пророчества на истинном слуге Божием, ибо славное тело его ныне покоится в церкви св. Андрея апостола, и, разместив его среди славных апостолов, Бог дал ему престол дивной славы пред людьми, а в небесах вознаградил престолом славы в вечной хвале со всеми святыми.

ГЛАВА II

Его смерть, перенесение мощей и последовавшие за тем чудеса

И вот, поскольку, будучи добронравен, он с законной супругой и сыном, хорошо распоряжаясь хозяйством, прожил очевидно достославную жизнь, то ещё более достославной была кончина, которой он от щедрот Господа сподобился. Когда ж пришёл час, в который Господь Иисус Христос, судия праведный, милостиво постановил вознаградить его за усердные труды, он слёг и, ясно чувствуя приближение последнего дня сей жизни, принял последнее причастие; отдал распоряжения о своём, пусть и малом, имуществе; завещал семейству чтить Господа как подобает; сокрушённо ударив себя в грудь, прекрестился, сложил ладони, закрыл глаза, и Создателю своему, Спасителю своему, коему всего себя посвятил, удвоив дарованные таланты (Мф. 25:15,16), смиренно предал дух свой во Христе, и отправился в землю живых, навстречу вечной награде трудов своих от Иисуса Христа.

К этому мужу прекрасно подходят слова возвышенной похвалы, предвещаемой праведному мужу в книге Премудрости: «Праведного она наставляла на правые пути, показала ему царство Божие и даровала ему познание святых, помогала ему в огорчениях и обильно вознаградила труды его» (Прем. 10:10). Он был похоронен на кладбище св. Андрея апостола, церквь которого замыкала его путь во время постоянных молитвенных путешествий, и от её порога он, покидая город, возвращался на труды свои. Там его останки пролежали долгое время – сорок лет, – и никто из людей, кажется, не навещал их, и так они оставались скрыты, пока в дождливые дни вода не выступила из ручья и, промыв канаву, не полилась в могильный ров. Но господь милующий, который стережёт избранных своих день и ночь, не потерпел, чтобы пропал хоть волос либо какой-нибудь из членов верного Его (Лк. 21:18).

По божественному милосердию приключилось так, что одному своему родичу, заночевавшему в упомянутой церкви, он явился во сне, увещевая и указывая объявить приходским старшинам церкви, что его останки следует, по Божию повелению, поднять из упомянутой могилы и с почётом водрузить в упомянутой церкви св. Андрея апостола. Однакой сей родич его, памятуя о смиренной жизни Исидора и отличаясь добросовестностью, с сомнением отклонил увещание объявить о том, что видел во сне, по каковой причине был поражён недугом и болел вплоть до дня перенесения его мощей. Но по устроению Божию Исидор повторно явился некоей добросовестной матроне и увещал её в ночном видении, как было выше сказано, что народу следует перенести его в упомянутую церковь. Поскольку все либо знали о его праведной и честной жизни, либо слыхали о ней, то, как упомянутая добросовестнная матрона сие повелела народу, все по единодушному согласию усердно приступили к вскрытию могилы человека Божия. Когда они обнаружили, что тело его цело и невредимо, а неповреждённые и целые покровы его источают сладкий аромат благовония, то всемогущему Богу, единому творящему великие чудеса, воздали премногие благодарения с великой радостью и благодарственными славословиями, за то, что Он изволил смирение верного Своего открыть и сокровища избранного своего с избранными Своими Князьями (апостолами – прим. пер.) объединить. Посему равно доблестные рыцари и прочий народ, сорадуясь, по единодушному согласию мощи блаженного мужа, воздав должное чествование, поместили в упомянутой церкви св. Андрея апостола в новой гробничке близ алтаря святых апостолов; и от сих мощей многим людям многие чудеса в разное время и различным образом были явлены, однако по греховному небрежению не записаны. Теперь некоторые из этих чудес, достоверность которых нам удалось установить должным образом, нам было велено записать, поелику воистину непозволительно оставлять без внимания то, что божественной милости изволилось чудесно сотворить.

Ибо при перенесении мощей святого в церковь изволил Господь явить такое знамение: все колокола той церкви без малейшей помощи рук человеческих или какого иного приспособления сами пришли в движение, и пока тело было не помещено в гробницу, равномерно звонили, как если бы их раскачивали человеческие руки. По причине чего с тех пор свидетели сего и их потомки, познав божественное знамение, присвоили человеку Божию звание святого, даже не дожидаясь пастырского подтверждения, согласно вере; и посему его равно мужчины и женщины повсеместно именовали «Святым Исидором», да исполнится Писание, достохвально возглашаемое в Церкви: «За верность и кротость его освятил его, избрал Себе из всех людей, прославил его пред лицем царей» Господь Бог наш (Сир. 45:3, 4). Но нельзя также опустить, что всякие нищие калеки и слепые, что попрошайничали на общественных дорогах и сидели вместе у городских ворот, услыхав разговоры о таковом знамении, возрадовались, исполнясь веры, и сбежались к могильному рву, и натерев взятым оттуда прахом свои члены, получали исцеления по божественному Милосердию, явленному Его верному слуге.

В 1270 году испанской эры (т.е. 1238 г. от Р.Х. – Испанская или Цезарианская эра отсчитывалась по указанию Цезаря Августа с 1 января 38 г. до Р. Х. – даты окончательного включения полуострова в состав империи – и сохранялась до XV в. – прим. пер.) в правление Государя Короля Фернандо (Фернандо III (1217-52 гг.) – прим. пер.), когда в месяце мае по недостатку дождей бедственная засуха губила урожай, по общему решению равно клира и народа подняли человека Божия из захоронения и с почтением разместили на носилках пред алтарём св. Андрея апостола – и всемилостивый Бог по благости Своей напитал земли дождём. Когда пришёл час поместить его обратно в могилу, множество клириков окружило, созерцая останки святого тела, и один из них, некий достойный священник, каноник церкви св. Марии, именуемый Педро Гарсиа, срезал волосы с головы святого мужа, с тем чтобы они хранились среди реликвий в церкви Святой Девы, и после того, по совершении богослужения, останки блаженного мужа вернули в могилу. Поскольку день был постный, а именно пятница, и время законной трапезы подходило к концу, упомянутый клирик, неся волосы, вошёл в дом свой и положил их под окном, задумав в душе своей отнести их в церковь после трапезы либо на другой день. Когда же его достойная тётушка, в доме коей он проживал, позвала его, чтобы садился за стол, и он уже начал было мыть руки, вдруг сердцем его овладело смятение, душою – тревога, умом – замешательство. Но поскольку он был грамотен и рассудителен, то, глубоко обдумав, по какой причине с ним приключилась столь нежданная напасть, понял, просвещённый свыше, что этот припадок случился из-за того, что он удержал дома релеквию и, не соблюдя подобающее для поста время, отказался доставить её в церковь. Посему, ругая самого себя, он, уже с вымытыми и вытертыми руками, поскорее встал и, прияв волосы – поистине реликвию, – с почтением и страхом, тотчас отнёс их в церковь Святой Девы и разместил на алтаре в изящнейшей раке, где им предстояло храниться и почитаться. Выполнив сие, упомянутый клирик повеселел, вполне ободрённый вернулся к себе домой и, поделившись с близкими радостью о явленном знамении, охотно с ними отобедал. Рассказано же это на настоящей страничке простыми словами, как слышали это из его уст – не только я, Иоанн, недостойный диакон, но и многие другие.

Останки блаженного Исидора покоились в упомянутой гробничке уже долгое время, как случилось, что от первого дня мая и до праздника св. Григория то ли по необходимости, то ли по заслугам за тяжкие прегрешения наши Бог, всякому творению подающий всё необходимое, отказался напоить землю благовременным дождём, отчего многие земледельцы не решились высевать злаковые семена; но народ того края по своему обыкновению на протяжении почти целого месяца с чрезвычайным беспокойством непрерывно ходил в церковь св. Андрея к месту почитания блаженнейшего Исидора и самого апостола, молясь Богу о земном урожае и благоприятной погоде. И крестьяне из других краёв, страшась будущей дороговизны, неустанно паломничали от одного святого к другому, делясь с нищими из своих имуществ, как бы Господом направляемые. И вот получилось так, что, когда они пришли к церкви св. Андрея, где достопоклоняемо покоились вышеупомянутые мощи, был там в то время некий инок из Ордена меньших братьев, который, имея великую веру, ночью во сне по воле Промысла явственно узрел вышеупомянутого слугу Божия, сказавшего ему: «Дорогие, не прекращайте все вместе молить Бога, который дает пищу всякой плоти! (Пс. 135:25) Он сотворил нас, и мы – Его (Пс. 99:3), поэтому по Своему неизреченному милосердию Он подаст дождь в своё время». И как только о видении, как оно было явлено доброму тому иноку, в открытую заговорили в народе, оно получило подтверждение своей истинности. Ибо через пятнадцать дней, как св. Исидор предсказывал брату-минориту, Бог изволил из сокровищниц Своих излить обильные дожди. И поскольку все были уверены, что это случилось благодаря св. Исидору, то его мощи с почтением вернули обратно в могилу, из которой их извлекали, в 1290 г. испанской эры.

По устроению Божественного провидения случилось однажды весенней порою так, что по заслугам за людское нечестие урожаям угрожало бездождие и засушливое зловременье. Посему равно клир и народ пришли к такому решению, что нужно святого мужа Исидора извлечь из могилы и достойно разместить на носилках пред алтарём св. Андрея апостола напротив распятия, и предаваться день и ночь бдениям, псалмопениям, молениям, свеч возжжениям, дабы Господь по его заступничеству и молитвам изволил напитать земли дождём и прийти на помощь людям в бедственной нужде, что Божественное милосердие по заступничеству блаженного мужа вдоволь исполнило, ибо вскоре начались обильные дожди, «и они не обманулись в желаниях своих» (Вульг. Пс. 77:30).

Также в правление Государя Короля Фернандо (чьё тело ныне покоится в Севилье), случилось так, что зимою, в месяце декабре некий муж из его двора благополучно приехал в Мадрид для сбора подати, именуемой по-испански «мартиньега» (налог для выплаты жалования алькальдам и судьям – прим. пер.). Для больше точности повествования скажем, что разместился он в пригороде близ церкви св. Мартина, дома у Петра Каррантоне. Вечером, в сумерках, когда он сидел после ужина вместе с другими жильцами у огня, случайно зашла речь о благодеяниях и чудесах сего святого. Дворянин воспринял это с крайним раздражением и произнёс презрительную речь в таком роде: «Я бы ещё поверил, что сын князя или какого-нибудь магната мог стать настоящим святым, но ни за что не поверю, что батрак или крестьянин когда-нибудь святым станет». С приближением ночного часа все расходились по своим кроватям. Однако после полуночи, когда все уже безмятежно почивали, он всё не мог успокоиться, сна не было ни в одном глазу. И когда он понял, что ему не даёт спать тот случай, то с колотящимся сердцем и тревожной душой, мучимый скорбью, он с сокрушением сердца осознал, что погрешил против святого словом поносным. Посему, корчась от муки душевной, он не прекращая восклицал всё громче и громче, и, разбудив жильцов и слуг частыми криками, воскликнул так: «Вы, жильцы дорогие! вы, о милые мои слуги! Встаньте! мне, терзаемому, поскорей помогите! Ибо как лёг я в кровать, так всю ночь провёл бессонный; смущаюсь душою и телом я не спокоен: без сомнений смущение это меня постигло не из-за чего иного, как потому что говорил я глупости против святого слуги Божия. Посему вас всех как друзей умоляю, зажегши светильники и с нашим верным хозяином во главе, отведите меня к могиле человека Божия!» Когда все стоявшие рядом услышали это, то, тронутые до глубины сердца и терзаниям его сострадая, зажгли светильники и ни свет ни заря отвели его все вместе к гробнице блаженного мужа с великим почтением. А он, поплакав и поскорбев, как подобает, в глубине почувствовал, что получил от святого прощение вины презренной своей глупости и телесное здоровье, после чего немедля, послушав заупокойную Мессу и внеся посильную лепту, утешенный, отправился домой, пообещав всюду впредь возвещать, что Исидор воистину слуга Божий.

Нельзя, однако, не сказать о чуде, свершившемся по Божией милости во время одного ночного бдения ради вящей славы блаженного мужа. Ибо был такой обычай: кто-то молится у носилок с мощами святого, кто-то спит, и так по очереди; и некий слепой по имени Бенедикт, когда он около полуночи предстоял на молитве у носилок святого мужа, по благодати Бога милующего вдруг прозрел и воскликнул: «О вы, все, кто тут есть, проснитесь! Смотрите, какое чудо свершил на мне Бог чрез святого Своего! Вот, я был слеп, а ныне вижу и счастлив! И милость святого сего во имя Иисуса Христа, коему верно служил он, славлю и благословляю вовеки!»

Также нельзя обойти молчанием вот какой чудесный случай. Во время сильнейшей засухи в стране, когда как верные, так и неверные пребывали в просительной молитве о дождях, а рука Господня медлила даровать дождь, так вот, тогда некий мавр по имени Гарсиа пред лицом нескольких мавров и множества христиан принёс обет – перед всеми – такого рода: «Я обещаю Богу и вере Христианской, что если Господь в годину засухи сей, по причине коей христиане извлекли св. Исидора из его гробнички для прошения о дожде, уступит прошениям и соблаговолит дать дождь, незамедлительно стану христианином, а если не выполню сего обещания в течение восьми дней, то да не минует меня злая смерть». Но когда Бог в ту бедственную годину по заступничеству святого Своего соблаговолил в изобилии излить дождь, и святой был снова скрыт в могиле, упомянутый несчастный Гарсиа пренебрёг исполнением обета и ночью в конце восьмого дня по дороге к реке был предан страшной смерти, сражённый мечом пехотинца.Также в правление доброй памяти Государя Короля Фернандо случилось так, что некий юноша из пригорода Мадрида, которого звали Доминик Пётр, возвращаясь со своими спутниками из предгорных краёв в пригород, вдруг в один миг по дороге потерял власть над членами, да так, что даже с места сдвинуться был совершенно не в силах. Когда его сотоварищи известили об этом домашних, родители, водрузив юношу на осла, отвезли домой. Когда же, несмотря на долговременные усилия родителей, ни припарки, ни мази, ни ванны, ни лекарства не изменили его состояния, они прибегли к иной помощи: пообещали отвезти сына к могиле святого мужа, чтобы там Божественная милость покончила всё, даровав ему либо здоровье, либо смерть. И вот, когда настала ночь, святой слуга Божий молвил во сне пареньку такие слова: «Доминик, сынок! Я Исидор, недостойный слуга Божий. Вот мой тебе совет: во имя Христово намажься такой-то мазью и ради крепкой веры получишь исцеление». Когда настало утро, юноша открыл родителям что случилось и они, со своей стороны, приняв указание свыше, преусердно умастили тело его посоветованной мазью. Чудесным образом после первого же и единственного намащения юноша вновь обрёл полное здоровье всех членов. Родители, увидев свершившееся с их сыном знамение божественной милости, возрадовались вместе с ним и, зажегши светильники и приготовив посильные пожертвования, отправились к могиле человека Божия. И возложив там свои скромные приношения (скорее всего, какие-нибудь вотивные предметы: возможно, восковую фигурку больного сына или свечи – прим. пер.), воздали обильные благодарения Царю царей, Который таким располагает слугою, кто и тешась уже в небесах своим воздаянием, не престаёт помогать на земле несчастным, страдающим от недугов. <…>

Перевод: Константин Чарухин

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии