Кёльнский уникум

Небольшой процессионный крест (33,3 на 28 см), хранящийся в кёльнском музее Колумба, – одно из самых необычных распятий, появившихся в средневековой Европе. О художественных особенностях и об исторической судьбе этого распятия рассказывает Владимир Колычев.

Отличительная особенность кёльнской святыни – к литой бронзовой, изящно выполненной фигурке распятого Иисуса Христа на его лицевой стороне приделана античная женская головка из лазурита. Кроме этой фигурки, у которой к тому же оказалось утраченным левое предплечье (его отсутствие восполнили в конце XIX столетия), на лицевой стороне из первоначального оформления ничего не осталось. Оборот дошёл до нас в гораздо лучшем виде. Почти все гравированные изображения, орнамент и надписи на медном позолоченном листе сохранились, отсутствует лишь завершение правого конца горизонтальной перекладины. На верхнем и боковых концах конца имелись, – одно утеряно, – аллегорические полуфигурные изображения трёх христианских добродетелей: веры, надежды, любви. В средокрестии закреплена овальная линза горного хрусталя. Ниже её – ростовой образ Богоматери Оранты, иконографического типа для латинского Запада не свойственного. Привыкшему к православной иконописной традиции зрителю из-за отсутствия соответствующей подписи и несвойственным памятникам византийского круга особенностям иконографии трудно без подсказки догадаться, что это изображение Матери Божией, но тем не менее это она. Ещё ниже – два портрета стоящих на коленях донаторов, заказчиков креста, припадающих к ногам пречистой Девы. Справа – мужчина с епископским жезлом но без епископского орната, на что всегда указывают западные исследователи креста. Слева – женская фигура в монашеской одежде. Женщина осторожно прикоснулась рукой к ноге Пречистой, что сразу вызывает ассоциацию с поступком Марии Магдалины: «…и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром». В этих двух изображениях однозначно угадываются архиепископ Кёльна Герман II (умер в 1056 году) и его родная сестра Ида (умерла в 1060 году), аббатисса кёльнского монастыря Святой Марии Капитолийской, дети пфальцграфа Лотарингии Эццо и третьей дочери императора Оттона II Матильды. Заодно они были племянниками императора Священной Римской империи Оттона III.

Описатели креста обычно сообщают, что его заказчиком был архиепископ Герман. На это вроде чётко указывает надпись, расположенная над хрусталём и ниже аллегорического образа «любви»: HERIMANN ARCHIEPS ME FIERI IVSSIT, – что значит: «Архиепископ Хериман (Герман) приказал, чтобы я был изготовлен» и то, что для надписи IDA нашлось место лишь в уголке, а имя HERIMANNVS свободно размещено посередине композиции, разделяя «портреты» Германа и Иды. Да, «почерк» надписи IDA иной, чем у посвятительской надписи и имени архиепископа, но не всё так однозначно. Похоже, что обоих имён заказчиков, а не только одной Иды, первоначально на кресте не было. И некрасиво втиснуто, нарушая целостную композицию, оказалось как раз имя Германа. К тому же, Ида естественно стоит на изображённом холмике, а изображение архиепископа без этой детали выглядит незавершённым. Что это, ошибка гравера, прекрасно справившегося с задачей оформления всей оборотной стороны креста, или такова была стоящая перед ним задача, – как бы невзначай умалить его перед сестрой? С одной стороны, видим жест любви, нежное прикосновение Иды к ноге Марии, а с другой – явное отстранение от Пречистой подпрыгивающего Германа с архиерейским жезлом под подмышкой. Этим же можно объяснить и отсутствие у кёльнского архиепископа орната.

Герман и Ида принадлежали к богатой аристократической и религиозной семье. Их шесть сестёр стали монахинями и даже аббатиссами. Даже Рыкса, некогда королева Польши, провела последние шестнадцать лет под Кёльном в основанном их родителями монастыре Браувайлер. Хотя из всех их только Герман достиг высокого положения, стал самым влиятельным человеком в стране после императоров, архиканцлером и библиотекарем Святой Римской Церкви, аббатисса Ида тоже была не из последних. Свой решительный характер она показала ещё в 1026 году, когда вопреки воле своей тётки, настоятельницы Гандерсхаймского аббатства, где канониссы воспитывали девочек из знатных семей, вместе с младшей из сестёр Софией сбежала в бенедиктинский монастырь Святой Марии в Майнце. Их вернули в следующем году, но в 1028-м они вновь оказались в Майнце.

В 1036 году брат стал архиепископом Кёльна, а Ида назначена настоятельницей бенедиктинской церкви и монастыря Sаnkt Maria im Kapitol. Этот небольшой храм был построен в конце VII века на остатках древнеримского сооружения (откуда и название) и не удовлетворял новую настоятельницу. Возможно, вместе с братом ею было принято решение создать новый собор, самый большой собор Кёльна, который должен был выражать имперские амбиции семьи. В 1049 году главный алтарь храма приехали освящать Римский Папа Лев IX и целых семьдесят два епископа. Присутствовал и император Генрих III, которого архиепископ некогда крестил и короновал. Крест, который мог впоследствии украсить алтарь, скорее всего и был изготовлен к этому событию.

В 1893 году, после смерти кёльнского епископа Иоганна Бодри, крест Германа-Иды поступил в музей кёльнского диоцеза. Что с ним было до этого, неизвестно. Одно ясно – распятие активно использовали в первые века после изготовления. За время эксплуатации, с лицевой стороны распятия исчезли все изначальные элементы и появились новые. Остатки филиграни, какие видим – XIII века, а нижняя пластинка выполнена ещё позже. Как могло было быть, видим на аналогичных немецких памятниках. У процессионного креста 1190-1199 годов из Хильдесхайма в Германии на прямоугольных пластинках, завершающих ветви перекладин, имеются изображены сцены из Священного Писания, выполненные в технике перегородчатой эмали, напоминающей работы лиможских мастеров. Иконографическая программа была довольно необычная. Вверху – Экклезия в образе Христа в Славе, по сторонам от распятия расположены Трапеза в Эммаусе и Уверение Фомы, внизу – Сошествие во ад. На центральной пластинке – крест. Что подобное было и на кёльнском кресте. Шарообразная деталь и трубка для древка креста Германа-Иды тоже появились позднее. Со временем оказались утраченными вложенные в крест реликвии под всеми тремя пластинами и линзой горного хрусталя на оборотной стороне. Какое-то время фигурка распятого Иисуса Христа была перенесена на оборотную сторону прямо поверх изображений. Следы крепления (дырки на пластине) сохранились. Деревянная основа креста сделана до того, как крест попал в епархиальный музей.

В описи кёльнского церковного имущества Иоанна Геления 1645 года крест уже не значился. Возможно, его убрали с глаз долой из-за главной особенности распятия – античной лазуритовой головки. Как предполагают, это портрет Ливии Юлии (13 до РХ – 31 от РХ), дочери Друза Старшего и Антонии Младшей, родной сестры императора Клавдия. Ещё её звали Ливилла, то есть «Маленькая Ливия». Возможно, это портрет другой Ливии, но что было немаловажным для семьи, к которой принадлежали заказчики креста, – тоже родственницы римского императора Клавдия. А именно Клавдий по просьбам Агриппины (Младшей), своей четвёртой жены, придал статус колонии (получившей городские права по римскому праву – Colonia Claudia Ara Agrippinensium (Колония Клавдия и Алтарь агриппинцев)) поселению, где та родилась. Клавдиевы же корни Кёльна, а он то и был преемником оппиума (город-крепость периода Римской империи – прим. автора) Убиора, где родилась Агриппина, ценились династией, поддерживавшей идею Renovatio Imperii. И если женскую лазуритовую головку нашли во время строительства нового кёльнского собора, то существовало большое искушение использовать её при создании креста, символически связав древнюю Римскую Империю и Священную Римскую Империю (Sacrum Imperium Romanum). Учитывая среду, где родились и были воспитаны Герман и Ида, они не могли не понимать, что это была головка от античной женской фигурки. Красивой, ценной вещи синего цвета – Беда Достопочтенный считал, что он символизирует небесное блаженство. Возможно, донаторы думали, что смогут замаскировать сполию (фрагмент античного сооружения, использованный в более позднее время – прим. автора) под иконографический образ молодого безбородого Христа, ещё привычный западным христианам. С трёх-четырёх метров спутать Ливиллу и Христа Эммануила было довольно легко.

В то время использование античных резных камней (камей и инталий) для украшения христианских крестов было обычным делом. Таких примеров известно немало, но в некоторых случаях заказчики и исполнители явно «перегибали палку». Так на знаменитом кресте Лотаря конца X столетия в средокрестии лицевой стороны вместо распятого Христа была помещена крупная камея с портретом римского императора Августа, а в берлинском музее Боде в экспозиции можно увидеть крест XII столетия у которого в средокрестии имеется изображение крылатой богини.

Интересно меткое замечанию одной нашей соотечественницы: «Видимо предполагалось, что христианин не станет во время молитвы разглядывать эти драгоценные и полудрагоценные камни, а если и разглядит, то целомудренно постарается не понять, что там изображено» (Валентина Викторовна Феофилактова, преподаватель, искусствовед из Обнинска). Герман и Ида со своим языческо-христианским гибридом были не хуже (не лучше) прочих. Но то, что привлекало аббатиссу и кёльнского владыку, не могло не вызвать отторжения после Реформации и крест спрятали подальше от людских глаз.

Форма креста из Кёльна чётко повторяет форму Имперской реликвии, ныне хранящейся в Венском замке Хофбург. Драгоценный крест (crux gemmata) по повелению императора Конрада II изготовили немецкие мастера в 1024-25 годах, а крест из Кёльна появился до 1043 года. Крест мастера Роджера из аббатства Хельмарсхаузена 1107 года со святым Модуальдом (ныне в музее Шнютген, Кёльн) и крест из Хильдесхайма 1190 — 1199 годов, упоминаемый выше, тоже имеют ту же форму. Её же видим на немецком распятии XII века из того же Хельмарсхаузена, хранящемся в музее прикладного искусства Франкфурта на Майне (Из-за того, что украшения его лицевой стороны как и креста Германа-Иды тоже оказались утрачены, в начале XX столетия вместо них были добавлены символы евангелистов. – Прим. автора) и у деревянного креста из экспозиции археологического музея Мадрида.

Их популярность в католической Европе понятна и легко объяснима, но почему в XIV-XV веке в смоленском регионе изготавливали нательные кресты, которые по аналогии с «круглоконечными», «криноконечными» и прочими крестиками, по праву можно называть «квадратоконечными»? Или даже «священноримскими», напоминая о их немецком прототипе. Но как бы ни привлекало дальнейшее погружение в эту тему тех, кого интересуют только русские предметы личного благочестия, оно уведёт наше внимание от такого уникального памятника, как крест архиепископа Кёльна Германа II и аббатиссы монастыря Святой Марии Капитолийской, Иды.

Владимир Колычев

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии