10 ноября – св. Лев Великий, Папа Римский и Учитель Церкви

10 ноября Католическая Церковь вспоминает святого Льва I, Великого, 45-го Римского Папу, почитаемого также и Православной Церковью.

Будущий Понтифик родился в Тусции (Италия) или в Риме (в семье, происходившей из Тусции). В ранней юности стал клириком Римской Церкви, в дальнейшем был рукоположен в диаконы и стал ближайшим сотрудником Римских Пап Целестина I и Сикста III. В 440 году с успехом выполнил дипломатическую миссию в Галлии по примирению двух римских военачальников — Аэция и Альбина.

Став Папой в эпоху Великого переселения народов и разрушения государственных институтов на Западе, Лев I вынужден был принять активное участие в политической жизни Западной Римской империи. В 452 году ему удалось предотвратить разорение Рима Аттилой, а в 455 году Лев Великий спас много людей и христианских святынь во время взятия Рима ордами вандалов под предводительством Гейзериха.

Активно проводя политику, направленную на укрепление структур Церкви, Лев I вел обширную переписку с епископами. Он помог урегулировать конфликт в Галльской Церкви, а позже поддерживал католический епископат Испании, завоеванной арианами-вестготами. Лев Великий признавал важность римской государственности для Церкви, и это признание имело огромное значение для становления западноевропейской цивилизации.

Литургическое почитание Льва I началось почти сразу же после его кончины; в 1754 Папа Бенедикт XV провозгласил его Учителем Церкви. Память Льва Великого в Католической Церкви — 10 ноября, в Русской Православной Церкви — 18 февраля.

Сочинения

Обширный корпус сочинений Льва Великого составляют проповеди и послания, в том числе догматического содержания, наиболее важное из которых — послание Константинопольскому патриарху Флавиану, так называемый – Томос св. Льва, где сформулировано учение о двух природах, Божественной и человеческой, в единой ипостаси (личности) Иисуса Христа. Принятое на Халкидонском соборе, это учение стало краеугольным камнем христологии.

В области экклезиологии Лев Великий впервые четко сформулировал и теоретически обосновал учение о примате епископа Рима, апостола Петра. Важным фактором восприятия произведений Льва I современным ему образованным обществом стал их изысканный латинский язык, а также то, что христологические идеи в них были выражены в стиле римской литературной традиции.

Наследие Льва Великого в России

Жизнеописание Льва I, составленное Иоанном Мосхом, было хорошо известно в Древней Руси и вошло в состав Четьих-Миней и других литературных сборников. В Служебной месячной Минее (февраль) помещена служба Льва. В XIX веке появились переводы проповедей и некоторых посланий Льва Великого на русский язык. Исследование его гомилетики осуществлялось в Киевской духовной академии.

Соч.: PL 54-56;… Epistolarum collectiones I Ed. Ε. Schwarz I/ Acta conciliorum oecumenicorum. В., 1932, Bd. 2;… Tractatus Septem etnonaginta I Ed. A. Chavasse // CCL 138-138a; Проповеди II Воскресное Чтение.
К., 1849-50; 1854; 1857-60; Прибавления к Церковным Ведомостям. 1899; 1901; Послания и проповеди // Задворный В.Л. История Римских пап. М., 1995, т. 1, с. 244-313; Послания II Аеяния Вселенских соборов. СПб., 1996, т. 2.

Источн.: LP 1, 238-241; Liberatus. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum, XII-X11I; Prosperus Aquitanus. Epitoma chronicorum, 448-454; Иоанн Мосх. Луг духовный.

Лит-ра : Делицын П.С. Святый Лев, папа Римский. М., 1849; Певницкий В. Святой Лев Великий и его проповеди II Труды Киевской духовной академии 1-2 (1871); Гаврилов М.Н. Иже во святых Отца нашего Льва Великого, Папы Римского, жизнь и учение. Б., 1951; Задворный В.Л. История Римских пап. М., 1995, т. 2, с. 237-317; Ваtiffol Р. // DThC 9, 218-301; San Leone Magno egli scrittori greco-russi. Grottaferrata, 1936; Ferroni G. San Leone Magno e Roma. R., 1940; Halliswell W.I. The Style of Pope St. Leo. Wa., 1939; Jalland T. The Life and Times of St. Leo the Great. L., 1941; Jossua J.-P. Le salut, incarnation ou mystere pascal Chezles Peres de TEglise de S. Irenee ä S. Leon le Grand. P., 1968; De Soos M.B. Le mystere liturgique d’apres Saint Leon le Grand. Münster, 1972; McScane P.A. La Romanitas et le Pape Leon le Grand. P., 1979; Säenz Α. San Leon Magno у los misterios de Cristo. Parana, 1984; Folsom C. The Liturgical Preaching of St. Leo the Great. St. Meinrad (Ind.), 1990; Blümer W. Rerum eloquentia: Christliche Nutzung antiker Stilkunst bei St. Leo Magnus. Frankfurt a.M., 1991; ЕР 1,423-442.

Виталий Задворный

Источник: Католическая Энциклопедия в 5 томах. Том 2 (И – Л)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии