Святые Мессы со специальными задачами служителей

Святая Месса под предстоятельством епископа

“Епископа следует считать первосвященником своей паствы: от него известным образом исходит и зависит жизнь во Христе его верных. Поэтому все должны высоко ценить литургическую жизнь диоцеза, сосредоточенную вокруг Епископа, особенно в кафедральном соборе, и придерживаться того убеждения, что первостепенное проявление Церкви имеет место при полном и активном участии всего святого Народа Божия в одних и тех же литургических действиях, прежде всего в одной и той же Евхаристии, в одной и той же молитве, пред одним и тем же престолом, которому предстоит Епископ, окружённый своими пресвитерами и служителями.” (КЛ, 41)

“В поместной Церкви первое по своему значению место занимает Месса, на которой предстательствует епископ в окружении своих священников и служителей и в которой полностью и деятельно участвует святой народ Божий. Именно там Церковь проявляется особенным образом” (ОНРМ, 74)

Функции министрантов в литургии, которой руководит епископ, касаются двух обрядов:

  • приготовления епископа в дверях храма,
  • Евхаристической литургии.

Приветствие

Все министранты (за исключением ММ и МП) идут вместе с настоятелем приветствовать епископа. Вход происходит в порядке, установленном для процессии Входа, причем Т и Н не берут с собой кадило и не идут во главе процессии.

Дойдя до места приветствия все становятся в таком порядке, в каком пойдут к алтарю.

По приезде епископа происходит литургическое приветствие, которое включает: целование креста и окропление, а потом процессия идет к алтарю.

Дойдя до алтаря, все занимают свои места, МС1 и МС2 ставят свечи на алтарь. Когда епископ преклоняет колени, все служители делают то же.

Задачи отдельных министрантов во время приветствия епископа следующие:

Церемониарий. Следит за ходом процессии до места приветствия епископа. На месте ставит министрантов в том же порядке, как и в процессии Входа. По окончании обрядов приветствия дает знак к отправлению процессии (напр. произнося: “Идем”).

Министрант креста. Идет вместе с министрантами света во главе процессии Входа.

Министранты света. Идут вместе с К во главе процессии к месту приветствия епископа. Там становятся во главе процессии, направленной в сторону алтаря. В процессии к алтарю идут за Т и Н. Дойдя до алтаря, ставят на него свечи и занимают свои места.

Министрант воды. В процессии на место приветствия идет рядом с церемониарием, неся сосуд с водой и кропило. Когда епископ поцелует крест, подходит и подает кропило и сосуд с водой. После окропления берет кропило и занимает свое место в процессии.

Кропило подает не прямо епископу, а сначала настоятелю, который затем передаст его епископу. Дойдя до алтаря, относит святую воду и кропило на столик и возвращается к алтарю на свое место.

Святая Месса

Во время Св. Мессы министранты выполняют обычные функции.

Дополнительные задания

Церемониарий помогает при одевании епископа. Готовит блюдо для положения епископского креста во время одевания епископа.

Министранты митры и пасторала готовят для себя покровы и ждут в ризнице или у алтаря, когда им передадут митру и пасторал.
Если епископ одевается в ризнице, в процессии Входа идут за епископом. Когда епископ дойдет до алтаря, подходят и берут у священника митру и пасторал.

Во время пения “Аллилуйя”, когда наполняют кадило, МП подходит, передает священнику пасторал и возвращается на свое место.

После чтения Евангелия, если епископ произносит проповедь, к нему подходит ММ и передает митру священнику, если же епископ не произносит проповеди, тогда подходит МП, берет пасторал у священника и возвращается на свое место.

Перед заключительным благословением оба подходят к епископу и передают митру и пасторал священнику, затем возвращаются на свои места. В процессии выхода идут также за епископом.

Министранты алтаря подходят дополнительно два раза для омовения рук епископа. Делают это так же, как во время приготовления даров.

В первый раз подходят в начале, после приветствия епископа, прежде чем он начал одеваться (если епископ одевается в ризнице, делают это там). Еще раз подходят после Св. Причащения, но только в том случае, если епископ не очищал чашу сам. Омывают руки епископа стоя на коленях, если епископ сидит, или стоя, если он стоит.

Святая Месса с сослужащими

“Сослужение, которое особо выражает собой единство священства и жертвы, а также всего народа Божия, помимо тех случаев, когда оно предписано самим обрядом, позволяется:

  • в Великий Четверг, как на Мессе освящения мира и благословения елея, так и на вечерней Мессе;
  • на Мессах во время Соборов, епископских Собраний и Синодов;
  • на Мессах благословения аббата.

2. Кроме того, с согласия ординария, от которого зависит решение, уместно ли сослужение, можно сослужить:

  • на конвентуальной Мессе, а также на главной Мессе церкви или часовни, в тех случаях, когда нужды верных не требуют совершения Мессы каждым священником в отдельности;
  • на Мессах во время различных собраний священников, как епархиальных, так и монашествующих” (ОНРМ, 153)
  • Задачи служителей такие же, как в каждой Св. Мессе.

Дополнительные задания:

Соответствующее количество министрантов одевает сослужащих священников.

МА2 подходит с вином и водой чуть раньше, чем обычно, так как чашу с вином и водой готовит обычно один из сослужащих.

Церемониарий готовит и после Префации раздает сослужащим тексты Евхаристической молитвы. После “Аминь” собирает их и кладет на столик. Этого никогда нельзя делать во время Доксологии. В это время никому нельзя выполнять никаких второстепенных заданий.

Во время Св. Причащения соответствующее количество министрантов берет патены и прислуживает священникам, раздающим причастие.

Святая Месса с участием диаконов

“Среди служителей первое место занимает диакон. Диаконский чин находится в большом почете с самого начала истории Церкви. Так, на Мессе диакон исполняет свойственные ему обязанности: он возвещает Евангелие и иногда проповедует слово Божие, руководит верными при Всеобщей молитве, прислуживает священнику, преподает Причастие верным, особенно под видом вина; иногда он также указывает всему собранию, что нужно делать во время богослужения” (ОНРМ, 61)

Задачи служителей такие же, как в любой литургии. Разница заключается в следующем:

Министранты кадила. Может быть только Т с лодочкой и кадильницей. Во время наполнения кадила подает лодочку диакону, а после наполнения берет ее обратно, а диакону отдает кадило. Если присутствуют оба (Т и Н), тогда Н передает лодочку диакону и берет ее. Т никогда не передает кадило непосредственно целебранту. Всегда делает это через диакона. Также у диакона берет кадило после каждения. Если есть диакон, Т не кадит сам. Все каждения выполняет целебрант или диакон.

Министранты алтаря. МА2 подходит с водой и вином чуть раньше, чем обычно, так как одновременно с молитвой над хлебом, которую произносит священник, диакон готовит чашу. Если есть процессия с дарами, тогда дары берет у целебранта диакон и передает их МА1 и МА2.

Лектор. В процессии Входа Евангелиарий несет диакон, а не лектор.

Святая Месса с уделением Первого Причастия

Если есть процессия к храму с детьми, которые принимают первое причастие, все министранты идут туда, где ожидают дети. Порядок процессии такой же, как в процессии Входа. МВ берет с собой святую воду и кропило. После приветствия детей, молитвы и окропления святой водой процессия направляется к храму. Все становятся так, как в процессии Входа.

Во время Св. Мессы до некоторых задач можно допустить детей, в первый раз приступающих ко Св. Причащению. Это может быть: одно из чтений, пение псалма, пение Стиха перед Евангелием, чтение прошений молитвы верных, процессия с дарами. Их следует заранее приготовить к исполнению этих задач. Ц следит за ходом мессы и обслуживает микрофон.

Примицийная Месса

Задачи министрантов связаны с праздничной процессией Входа и служением во время Св. Мессы.

Процессия Входа начинается от дома священника или другого места в том же порядке, как и во всякой Св. Мессе. По достижении алтаря обычно произносится приветствие тем священником, который служит сегодня свою первую мессу. Ц обслуживает микрофон.

Во время Св. Мессы служители выполняют обычные функции. После Св. Мессы все подходят под благословение. В случае необходимости МК держит текст благословения, другие министранты раздают образки.

Святая Месса с участием большого количества министрантов

Св. Месса во время паломничеств служителей или других епархиальных праздников часто служится на открытом воздухе с участием большого количества детей и молодежи. Эти условия дают возможность подготовить красивую литургию с полной процессией Входа, с большим символическим значением всего, что Церковь предписывает во время Евхаристической литургии.

Министранты света. В процессии Входа, если литургию служит епископ, семеро из них могут нести свечи, (ср. СЕ) идя по бокам от креста за министрантами кадила. Тогда они располагаются в следующем порядке:

Дойдя до алтаря, они ставят свечи на семь подсвечников.

Во время пения Стиха перед Евангелием двое из них берут свечи и подходят к амвону, как во время Св. Мессы.

По окончании литургии все берут свечи и возвращаются в ризницу в том же порядке, как в процессии Входа.

Министранты алтаря. Помогают в процессии с дарами, но прежде всего служат у патены во время уделения Св. Причащения. Ц следит за тем, чтобы священники, несущие Тело Христово расходились равномерно в разных направлениях.

Хоралисты. Держат флажки, которыми будут указывать место уделения Св. Причащения. Во время Св. Мессы стоят в условленных местах, а в соответствующее время, когда подойдет к ним священник с Евхаристическим хлебом и МА с патеной, они сами принимают Св. Причащение и провожают священника на место, указанное им во время подготовки литургии.

Святая Месса с обрядом окропления святой водой

Обряд окропления имеет глубокое символическое значение. Он явственно связан с таинством крещения, а молитвы и песни призывают к обновлению крещальных обетов, отречению от злого духа и к глубокой вере в Бога. Этот обряд выражает стремление к обращению, поэтому необходимо чаще его совершать в начале Св. Мессы.

Министрант воды готовит перед мессой святую воду и кропило, выносит их на столик у алтаря. МК заботится о тексте молитвы освящения воды.

В процессии Входа воду не несут. МВ идет с другими министрантами к алтарю и только там, после приветствия верных священником, берет со столика воду и кропило и подходит к целебранту. Во время молитвы священника над водой стоит рядом с ним.

После освящения воды подает целебранту кропило и держит сосуд с водой, чтобы омочить кропило. Затем идет перед священником вдоль храма, задерживаясь, чтобы еще раз обмакнуть кропило, и снова перед священником возвращается к алтарю. Там берет у целебранта кропило и кладет его вместе с сосудом на столик. Затем занимает свое место и участвует в Св. Мессе.

Святая Месса с участием детей

Особые задачи служителей во время такой Мессы связаны с подготовкой детей для выполнения отдельных заданий и с наблюдением за их выполнением в соответствующее время. Детям можно доверить:

  • чтения,
  • пение,
  • прошения молитвы верных,
  • подготовка и украшение места для Мессы,
  • подготовка чаши, патены и ампул,
  • участие в процессии Входа, процессии с книгой Евангелия, процессии с дарами, процессии подготовки ко Св. Причащению.

Особые задачи, которые во время такой мессы могут выполнять старшие служители или взрослые родственники детей:

  • комментарий,
  • визуальные элементы.

Святая Месса без народа

“Имеется в виду Месса, совершаемая священником, которому прислуживает и отвечает только один служитель (министрант). Такого рода Месса служится в основном по Чину Мессы с народом, при этом служитель (министрант) произносит по необходимости те части текста, которые следовало бы произносить народу” (ОНРМ, 209-210)

Источник: “Ceremonial poslug liturgicznych”, ks. Szczepaniec, Krakow, 1987

Фото: Наталья Гилева

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии