Рождественская мистерия в Тульском приходе

6 января, в Торжество Богоявления, в Тульском приходе святых Апостолов Петра и Павла состоялся показ рождественского кукольного представления-мистерии, которое подготовили прихожане прихода Надежда и Владимир Ярошенко.

Много лет назад эта супружеская пара (в прошлом оба – цирковые артисты) заинтересовалась темой рождественской мистерии – средневекового жанра театральной постановки, состоящей из инсценировки отдельных евангельских эпизодов. Бывая в Европе, они старались разыскать музеи, где можно увидеть старинные вертепы, посмотреть, как они устроены, подержать в руках кукол-артистов.

Много часов Владимир провел в библиотеках, собирая по крупицам информацию об искусстве театральных вертепов. Их прообразом можно назвать Пещеру Рождества, или Святой Вертеп, который расположен в Вифлееме под амвоном храма Рождества Христова. Большой серебряной звездой и надписью на латыни «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии» в храме отмечено место рождения Спасителя. Рядом находится Придел яслей – место, куда Дева Мария положила младенца Христа. Ясли – кормушка для домашних животных, которую Святое семейство использовало в качестве колыбели, в VII веке была перевезена в Рим как великая святыня.

Исследователи считают, что первые вертепные мистерии происходят из раннехристианских церковных служб IV-VI вв.. Приблизительно с XV в. в Европе вертепные пьесы ставились в качестве занятий по риторике семинаристами духовных училищ. Рождественские мистерии разыгрывались бродячими актерами и на улицах , ярмарках. Декорации вертепов с яслями и скульптурными изображениями Святого семейства, Ангела, пастушков и волхвов стали выставлять на Рождество у храмов. Искусные и незамысловатые, объемные и небольшие панорамы, воспроизводящие сцены рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Некоторые историки приписывают идею создания таких панорам Франциску Ассизскому.

Одно из первых своих представлений Владимир и Надежда Ярошенко показали в 2002 году в Кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Тогда для своей театральной постановки они использовали обычных кукол, облаченных в одежды библейских времен. Сегодня же мастера изготовили вручную не только все декорации вертепа, но и “артистов”. Положив перед собой репродукции картин известных художников, изображающие евангельские сюжеты, Владимир вырезал кукол из дерева, стараясь передать нужный образ, наделить куклу характером. Надежда шила для всех персонажей одежду.

Каждая деталь была тщательно продумана. В создании декораций использовано много природных материалов. К каждой из четырех сцен подбиралось музыкально-звуковое сопровождение. Так в первой сцене Благовещения звучит не только музыка, но и пение птиц, журчание источника. В спектакле использована как современная музыка, так и классическая. Особенно таинственным получилось действие с пастушками. Чтобы передать волшебство рождественской ночи, декорации из черного бархата подсвечиваются специальной лампой, под лучами которой светится одежда пастушков, сшитая из флуоресцентной ткани.

Все сцены достаточно статичны. За кадром звучит голос рассказчика, куклы передвигаются на палочках по вырезанным в основании прорезям. В спектакле много пауз. «Это не просто кукольное представление, не просто спектакль, это – моя молитва», – такими удивительными словами выразил свое отношение к мистерии наш мастер, настоящий волшебник, Владимир Ярошенко. Каждая кукла в руках Владимира и Надежды ожила, чтобы поведать зрителю о сокровенном – о чуде Рождества нашего Спасителя.

Создатели рождественского вертепа подарили чудесный праздник не только детям, но и взрослым, дав им возможность погрузиться в волшебную атмосферу рождественской ночи и ненадолго стать детьми. Зрители перенеслись на две тысячи лет назад и наблюдали за удивительными библейскими событиями. Представление вызвало море восторга и позитивных эмоций.

Спектакль окончен. Декорации аккуратно сложены. «Артисты» бережно убраны в коробки, чтобы через год вновь возвестить нам: Христос Родился! Славьте Его!

Светлана Лункина

Фото: Дмитрий Минаков, Дарья Лункина

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии