Не кради: грехи против седьмой заповеди

Что регулирует Седьмая Заповедь «Не кради»?

Седьмая Заповедь не только запрещает присваивать добро другого, но также требует справедливого управления и распределения земных благ; она регулирует вопрос частной собственности и вопрос распределения материальных благ, являющихся плодом человеческого труда. Несправедливое распределение природных ресурсов также подпадает под эту заповедь.

Конечно, прежде всего Седьмая Заповедь налагает запрет на неправомерное присвоение чужого добра. Однако она касается также человеческих устремлений создать справедливое общество и обеспечить его благополучное развитие. Седьмая Заповедь говорит, что вера обязывает нас выступать в защиту творения и за сохранение земных ресурсов.

* * *

“Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою” (2 Кор 8, 9)

* * *

См. также ККЦ 2401

Почему не существует абсолютного права на собственность?

Не существует абсолютного права на собственность: есть только относительное право на неё, поскольку Бог создал Землю и её богатства для всех людей.

Прежде чем человек получит в собственность какую-то часть материальных благ, приобретённых трудом или полученных по наследству или в дар, он должен знать, что не существует собственности без социальных обязательств. При этом Церковь выступает против доведенного до крайности понимания социальной ответственности, согласно которому не должно быть частной собственности и всё должно быть общим, то есть принадлежать государству. Те владельцы материальных благ, которые поступают с ними по примеру Создателя, заботясь об имуществе, приумножая его и распределяя доходы так, чтобы каждый получил то, что ему причитается, действуют в согласии с Божественным замыслом о творении.

* * *

“Иметь и ничего не давать – это, в некоторых случаях, хуже воровства” (Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830 — 1916), австрийская писательница, драматург).

* * *

В своей социальной Энциклике Populorum progressio Папа Павел VI выдвинул основное положение, «что экономика должна служить исключительно человеку». Он отклоняет все представления, согласно которым «прибыль – главный двигатель экономического прогресса, конкуренция – высший закон экономики, собственность на средства производства является абсолютным правом, без ограничений, без соответствующей обязанности пред обществом».

* * *

См. также ККЦ 2402–2406, 2452

Что такое кража и что подпадает под Седьмую Заповедь?

Кража – это противоправное присвоение чужой собственности.

Присвоение чужой собственности является нарушением Седьмой Заповеди, даже если этот поступок нельзя покарать по светским законам. Несправедливо то, что является несправедливым перед Богом. Седьмая Заповедь касается не только воровства, она затрагивает любое плутовство, как, например, неправомерное удержание заработной платы или сокрытие найденных вещей, которые можно возвратить владельцу. Седьмая Заповедь осуждает также такие явления, как создание недопустимых условий труда, нарушение трудового договора, распоряжение приобретёнными доходами без соблюдения социальных обязательств, искусственное повышение или понижение цен, несправедливое увольнение работников, взяточничество и коррупция, принуждение работников к незаконным действиям, плохое выполнение работы или требование несоразмерной работе оплаты, растрата или бесхозяйственное расходование общественных средств, подделка денег, чеков и счетов или уклонение от уплаты налогов.

“Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо” (Лк 19, 8).

“Я люблю деньги, они дают мне возможность помогать другим” (Блез Паскаль).

* * *

См. также ККЦ 2408–2409

Какие нормы регулируют интеллектуальную собственность?

Присвоение интеллектуальной собственности также является воровством.

Не только ПЛАГИАТ есть воровство. Кражей интеллекту альной собственности считается списывание в школе, незаконное скачивание данных из Интернета, незаконное копирование документов, в том числе и с цифровых носителей, и, в конечном итоге, построение бизнеса на украденных идеях и концепциях. Любое использование чужой интеллектуальной собственности возможно лишь с согласия владельца и при условии предоставления ему соответствующего вознаграждения либо процентов от доходов.

* * *

ПЛАГИАТ (от лат. plagium – хищение) – использование без разрешения чужой интеллектуальной собственности, которая выдается за собственную интеллектуальную продукцию.

* * *

См. также ККЦ 2408–2409

Что понимается под коммутативной справедливостью? Допустимо ли налоговое мошенничество?

Коммутативная справедливость регулирует обмен между людьми, исходя из соблюдения их прав. В сферу её внимания входит соблюдение права собственности, уплата долгов, исполнение свободно принятых обязательств, соразмерное возмещение нанесенного ущерба и возвращение похищенного.

Проявление находчивости в обращении со сложной системой налогообложения не является нравственно предосудительным. Безнравственны сокрытие налогов и мошенничество с ними, то есть фальсификация, утаивание и сокрытие реального положения вещей с целью избежать предусмотренного законом налогообложения.

Платя налоги, граждане, каждый в меру своих возможностей, способствуют тому, чтобы государство выполняло свои задачи. Поэтому уклонение от уплаты налогов – это не какое-то мелкое правонарушение. Налоги должны быть справедливыми и соразмерными и взиматься законным образом.

“Скорее деньги владеют им, чем он ими” (Св. Киприан Карфагенский (+258), епископ, Отец Церкви)

“Кто любит серебро, тот не насытится серебром” (Еккл 5, 9).

* * *

См. также ККЦ 2409, 2411-2412

Может ли христианин спекулировать на бирже или в Интернете?

Христианин может спекулировать на бирже или в Интернете, если это остается в рамках здравых деловых традиций с использованием собственных или доверенных денег. При этом недо пустимо нарушение иных нравственных заповедей. Безнравственными финансовые спекуляции становятся тогда, когда они основываются на нечестных методах (например, инсайдерская информация); когда игра на бирже, вместо того, чтобы укреплять жизненные опоры самого игрока или других людей, сказывается на них пагубно; когда эти спекуляции становятся страстью, подобно одержимости азартными играми.

Как надлежит относиться к общественному имуществу?

Вандализм и хулиганское обращение с объектами материальной культуры и общественным достоянием являются формами воровства. Повреждение общественного имущества должно быть возмещено.

* * *

См. также ККЦ 2409

Можно ли христианину заключать пари и играть в азартные игры?

Пари и азартные игры аморальны и опасны тогда, когда они ставят под угрозу материальное благополучие игрока. Но ещё хуже, если он рискует благополучием других людей, особенно тех, ответственность за которых возложена на него.

С моральной точки зрения высокие ставки в азартной игре – это очень сомнительное дело, поскольку в это время кому-то не хватает средств на самое необходимое. Азартные игры и пари могут сделать человека зависимым и поработить его.

* * *

См. также ККЦ 24013

Можно ли «покупать» и «продавать» людей?

Как сам человек, так и какая-нибудь часть человеческого тела не должны быть товаром, так же и самого себя человек не вправе делать объектом купли-продажи. Человек принадлежит Богу и Им наделён свободой и достоинством. Торговля людьми, которая в наши дни происходит сплошь и рядом, и не только в форме проституции, является глубоко порочным делом.

Торговля органами в медицине, эмбрионами в биотехнологиях, детьми в целях усыновления, использование детей в качестве солдат, проституция – во всём этом вновь проявляется древнейшая несправедливость: торговля людьми и рабство. Людей лишают их свободы, достоинства, возможности самоопределения и в конечном итоге – самой жизни. Они низведены на уровень предмета, из которого его владелец может извлечь выгоду по собственному усмотрению. От торговли людьми в прямом смысле слова следует отличать операции, проводимые между спортивными командами. Здесь тоже речь часто идёт о «купле-продаже», но на самом деле эти сделки происходят с согласия самих игроков.

* * *

“Глядя на жестокость капитализма, превращающего человека в товар, мы увидели опасности, которые таит в себе богатство, и нам снова открылось то, что имел в виду Иисус, предостерегая от богатства, от разрушающего человека бога-маммоны, который держит мёртвой хваткой значительную часть этого мира” (Бенедикт XVI, из книги «Иисус из Назарета»).

* * *

Ок. 12,3 млн. человек в мире порабощены, занимаясь принудительным трудом. Из них ок. 2,4 млн. являются жертвами работорговли. Прибыль в этом деле составляет ок. 10 млрд. долларов США. (Оценка Международной организации труда за 2005 г.)

* * *

См. также ККЦ 2414

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии