В Институте св. Фомы прошёл межконфессиональный семинар о «Тридцатилетней войне (1618-1648)»

6-8 ноября в Институте св. Фомы в Москве прошел совместный семинар с Евангелическо-лютеранской Церковью Европейской России. Его темой стала Тридцатилетняя война, начало которой было следствием межрелигиозных конфликтов в Центральной Европе.

Докладчиками выступили Б. А. Малышев, лиценциат истории Церкви, старший преподаватель кафедры поликультурного образования МИОО и преподаватель истории Церкви Института св. Фомы, и А. В. Тихомиров, доктор теологии, ректор Теологической Семинарии Евангелическо-лютеранской Церкви в Санкт-Петербурге. По завершении семинара состоялась дискуссия, которую модерировал о. Виктор Жук, SJ.

В начале встречи ректор Института св. Фомы о. Штефан Липке напомнил, что нынешний, 2018 год – печальная годовщина. Тридцатилетняя война началась 400 лет назад и перевернула историю не только Германии, но и всей Европы.

Борис Малышев отметил, что это был первый межконфессиональный конфликт, имеющий военный характер. Он подробно рассказал о предпосылках и ходе Тридцатилетней войны, особенно остановившись на первом, Чешско-пфальцском периоде, поскольку именно он был обусловлен чисто религиозными причинами. Война началась как столкновение между католиками и протестантами, но со временем перешла в борьбу против доминирования династии Габсбургов. Главными движущими силами в этом противостоянии были две крупные конфессиональные группировки – Католическая Лига (Габсбургский блок) и Евангелическая уния (антигабсбургская коалиция).

Малышев подчеркнул, что Тридцатилетняя война стала последним крупным религиозным конфликтом в Европе и явилась следствием взаимной травли католиков и протестантов. «Травля порождает ненависть, а ненависть – плохой советчик в серьезных делах, и чаще всего приводит к крайне недальновидным действиям», – подвел итог Борис Александрович. Он призвал слушателей помнить о том, что в политической парадигме всегда есть место провокации межрелигиозного конфликта. Следует быть солидарными друг с другом и противостоять любым попыткам политических сил поссорить конфессии между собой.

Вторым докладчиком выступил Антон Тихомиров. Он начал с того, что Тридцатилетняя война – одно из самых великих бедствий, которые когда-либо обрушивались на Европу, в некоторых аспектах опережающее даже Вторую мировую. Эта война оставила глубочайший след в сознании многих народов. Поэтому важно оценить, какое значение она имела и каким символом может стать для нас сегодня. Отправная точка для этого – понимание взаимоотношений между церковной и светской властью.

По мнению Тихомирова, «само понятие власти является религиозным». Возникновение государства обусловлено тем, что человек стремится к власти, поскольку божественное всегда воспринимается как атрибут силы. Таким образом, власть в сознании общества – изначально божественный элемент. Неправильно разделять ее на светскую и религиозную: рассматривая исторические события, важно помнить, что и Папа Римский, и император понимали себя одновременно и как власть светскую, и как власть духовную. Их противостояние – это борьба двух разных центров власти.

Когда мы говорим об отсутствии крупных религиозных конфликтов после Тридцатилетней войны, то подразумеваем, что религиозные идеи не стояли на первом плане. Но, по сути, любая война в каком-то смысле является религиозной. Тихомиров привел в пример Первую мировую, манифест о вступлении в которую писал Адольф фон Гарнак, крупнейший лютеранский теолог.

Завершая свое выступление, Антон Владимирович вывел, что нельзя переоценивать разделение светской и духовной власти, и если мы откажемся от этого деления, некоторые вещи обретут ясность.

После лекций состоялась дискуссия, которую вел о. Виктор Жук, SJ. Участники вспомнили основные темы, затронутые в ходе выступлений, и обсудили их актуальность. По общему мнению, историю следует изучать не только ради самого знания, но и для того, чтобы не повторять ошибок прошлого. Тридцатилетняя война показала сложность политических и межконфессиональных отношений, а также последствия решений, продиктованных эмоциями и недальновидностью властителей. Необходимо помнить об этом и стараться поддерживать миролюбивые отношения с представителями всех народов, религий и конфессий, в сложных ситуациях всегда выбирая путь диалога, а не насилия. Сталкиваясь с ненавистью и враждебностью, следует не поддаваться на провокации, но брать за пример Христа и выбирать смирение и уничижение.

Также участники обсудили ряд исторических и современных религиозных конфликтов, положение Церкви в разных странах мира и возможные пути ее развития, риски, связанные с некоторыми политическими решениями, в частности европейскими, и другие важные темы. Семинар стал оживленной экуменической площадкой, где католики и протестанты смогли поделиться своими знаниями и мыслями по различным вопросам.

Марина Клейн

Видеозапись семинара доступна на YouTube-канале Института св. Фомы:

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии