Обращение св. Павла: стать кем-то новым во Христе

Христианская жизнь состоит из постоянного обращения. Но что это означает на самом деле?

Обращение святого Павла по дороге в Дамаск является образцовым. Вот почему это единственное обращение, которое мы отмечаем особым праздником в литургическом календаре, 25 января. Мы не празднуем знаменитые обращения св. Августина, св. Франциска или блаженного Шарля де Фуко, но мы празднуем обращение апостола Павла, потому что это в определенном смысле архетип каждого христианского обращения. Поэтому важно разобраться, что это такое.

Для апостола Павла обращение было вопросом не только отказа от своих взглядов и изменения поведения, но и отказа от всех представлений о себе, смерти для себя, чтобы принять Христа. Он не только превратился из фарисея в практикующего христианина; он стал «новым творением во Христе» (2Кор 5:17).

Так и с каждым из нас. Призыв Христа к обращению – это приглашение вступить с Ним в общение до такой степени, чтобы сказать вместе со святым Павлом: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал 2:20). С момента его обращения это единственное, что имело значение. Больше ни обрезание, ни закон, ни ежедневные заботы – но Христос.

Обожествление и освобождение

Наша христианская жизнь – это, по сути, процесс обращения. Это освобождение от всех форм рабства и становление все более и более похожими на Самого Бога, Который творит нас по Своему образу и подобию. Если мы не обратимся, если мы не станем больше похожими на Христа после многих лет «христианской» жизни, тогда мы вполне можем быть ни чем иным, как карикатурой на Бога в этом мире, и, давайте признаем это, позором для Церкви и тем, кто знает Евангелие лишь понаслышке. Как говорили древние: Corruptio optimi, pessima – «Падение доброго – самое злое падение».

Истинная христианская жизнь – это не просто ходить на Мессу по воскресеньям и выучить весь катехизис (хотя это, конечно, превосходно). Христианская жизнь означает обращение, чтобы становиться все более евангельскими, чтобы жить в этом мире «по образу и подобию Божьему». Таким образом, суть христианского обращения можно выразить двумя словами: обожествление и освобождение. Обращение означает соединение с Богом, освобождение от того, что Ему противоречит.

Участие в жизни Бога

Восточное христианство не стесняется говорить об «обожествлении», чтобы выразить это христианское призвание. «Бог стал тем, что мы есть, чтобы Он мог сделать нас такими, какими Он есть Сам, – как любил говорить св. Ириней Лионский, – Слово Божье, наш Господь Иисус Христос, через Свою трансцендентную любовь стал тем, чем мы являемся, чтобы Он мог привести нас в то, что Он есть Сам». Святой Афанасий Александрийский (4 век) добавил: «Ибо Он соделался человеком, чтобы мы сделались Богом».

Есть некоторые сомнения относительно использования такого языка сегодня. И все же нет ничего более верного, чем это: с тех пор, как Он сотворил человека, у Бога не было другой цели, кроме как сделать человека подобным Себе. Грех Адама и Евы разрушил этот первоначальный план, но послушание Христа Кресту восстановило его. Во Христе мы стали «причастниками божественной природы» (2Пет 1:4).

Мы определенно не божественны с точки зрения природы – мы остаемся людьми. Но мы божественны с точки зрения божественной жизни, которая течет в наших душах с момента нашего Крещения. Бог соединил нас со Своей жизнью. Но если это правда, почему мы так мало меняемся? Почему нам так трудно по-настоящему обратиться? Отчасти потому, что мы не приняли эту истину. Мы слишком слабо верим в то, что мы дети Божьи, поэтому не вникаем в тайну жизни здесь и сейчас.

Поскольку то, что мы есть на самом глубоком уровне, еще не очень заметно для нас здесь, на Земле, мы склонны принижать тайну нашей христианской жизни. Дьявол, который очень хорошо понимает, о чем идет речь, испытывает нас (и ненавидит нас!) так же, как он испытывал (и ненавидел) Иисуса в пустыне, пытаясь заставить нас усомниться в самом глубоком измерении нашего бытия: «Если ты – Сын Божий ». Дьявол хочет скрыть от нас нашу истинную сущность (Бог в нас, и мы в Боге). И это ловушка, в которую мы попадаем каждый раз, когда пытаемся построить свою личность на чем-то отличном от Бога. Затем мы ошибочно принимаем это поверхностное качество за наше более глубокое «я», и в конечном итоге это своеобразная форма идолопоклонства. Но мы любим поклоняться тому заветному «я», которое мы считаем собой; и поскольку мы чувствуем, что обращение оторвет нас от него, мы сопротивляемся.

Обращение – это освобождение

Каждое обращение – это пасхальная тайна: тайна Распятия и Воскресения, потому что стать «новым творением» можно только ценой убийства «того, кем мы были раньше». И если есть что-то, к чему мы все очень привязаны, так это наши представления о самих себе (положительные или отрицательные). Савл, который думал, что он с гордостью прибудет в Дамаск, чтобы пленить учеников Христа, должен был войти в город ослепленным и ведомым за руку после встречи с Иисусом. Его «эго» нужно было сломить, чтобы могло проявиться его «глубочайшее я». Фарисею, которым он был, потребовалось «быть распятым» со Христом, чтобы воскреснуть христианином.

В третьем повествовании о его обращении, в 26 главе Деяний Святых Апостолов, есть деталь, которая говорит нам, насколько тяжелой должна была быть борьба с Богом для Савла. Став христианином, он вспоминает фразу, которую Христос сказал ему на дороге: “Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна”. Идти против рожна – это то, что делает вол, когда отказывается идти вперед на пашне. Иисус сравнивает Саула с волом, который сопротивляется и причиняет себе боль. Более того, примечательно видеть, что Иисус не говорит ему: «Ты не уважаешь меня, сопротивляясь мне», или «Ты жесток, и ты увидишь мой гнев, если продолжишь». Он даже не говорит: «Мне тяжело выносить это». Вместо этого Он говорит: «Тебе трудно». Это как если бы Он сказал: «Что касается вреда, который вы причиняете Мне, это одно, но посмотрите, какой вред вы причиняете себе!»

Христианское обращение – это не только нравственное обращение, освобождение от греха (Павел не говорит нам: «Раньше я поступал плохо, а теперь делаю хорошие дела»); это обращение, которое затрагивает нашу личность до самых глубин, освобождение от всего того, что в нашей личности противостоит Богу.

Бр. Томас Иоахим

Источник (англ.): Aleteia

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии