Послевоенное десятилетие: Римские Папы в американских автомобилях

Папа Пий XII, в отличие от своего предшественника, хотя он носил такое же имя, был более склонен к мистическому созерцанию. Пий XI был человеком «ревущих двадцатых», мы видим его на фотографиях в автомобилях, на радио, в астрономической лаборатории, он альпинист, он открывает новую телефонную станцию. А Пия XII мы видим лишь в рабочем кабинете или на площади святого Петра. Пий XII не был автомобилистом, но у него были автомобили, которые отражали эволюцию автомобилестроения в послевоенную эпоху.

Папа Пий XII за работой

1945 год, казалось бы, положил конец немецкой, самой эстетски изысканной и технически совершенной автомобильной промышленности 30-тых годов XX века: разгромленный Третий рейх лежал в руинах. Лидеры послевоенной Европы, оставив «фашистское наследие», пересаживались на автомобили победителей. Еще до окончания войны, 4 августа 1944 года фельдмаршал Густав Маннергейм, ставший президентом Финляндской республики, на свое вступление в должность прибыл уже не на подаренном ему Адольфом Гитлером «Великом Мерседесе» 770, а на американском «Паккарде».

Паккард президента Финляндии Густава Манергейма

Римские понтифики тоже перешли на американские автомобили, но «sub speciae aeternitate» (с точки зрения вечности), то есть неспешно, в 1947 году. Причем, в отличие от фельдмаршала Маннергейма и товарища Сталина, неизменно выбиравшего полюбившийся ему еще в далеком 1918 году автомобиль марки «Паккард», Папа Пий XII пересел на «Кадиллак». И это было предвидением: «Паккард» канул в небытие уже в 1958 году, через два года после развенчания «культа личности», а «Кадиллак» с кузовом в «аэростиле», или как его еще называют, стиле «детройтского барокко», стал символом «американской мечты».

Но о «детройтском барокко» речь впереди, а сейчас немного о «Паккарде». Звезда «Паккарда» взошла в начале 20-х годов XX века, и в 30-е годы он продолжал оставаться в зените славы. Основатель компании «Паккард», Джеймс Пэккард (его фамилию теперь принято произносить на английский манер, в отличие от марки его автомобиля) изначально поставил цель выпускать дорогие автомобили, хотя во время Великой депрессии компания была вынуждена выпускать также и бюджетные автомобили.

А любовь к «Паккарду» товарища Сталина началась еще во время гражданской войны, когда он, как представитель Реввоенсовета, находился на Южном фронте и получил в качестве служебного автомобиля «Packard Twin Six», большой мощный 8-ми цилиндровый автомобиль. Став во главе СССР, он продолжал ездить на автомобилях «Паккард», а именно, на «Packard Twelve». Говорят, что именно на этом автомобиле он ехал в последний раз в своей жизни, когда его везли на ближнюю дачу.

«Паккард» товарища Сталина 1930-е годы

Именно «Паккард» Сталин повелел взять за образец для создания главного автомобиля Страны советов – ЗИС-110. Таким образцом для ЗИС-110 стал «Паккард 160» 1942 года.

Packard 160, 1942 год, ставший образцом для ЗИС-110
ЗИС 110, образец 1944 года

Автомобили «Паккард» произвели настолько сильное впечатление на руководство Страны Советов, что не только сталинский автомобиль ЗИС – 110, но даже хрущевская «Чайка» имела своим образцом «Паккард», но уже модель 1955 года – «Паккард Патришн».

1955 год «Packard Patrician»
Советская «Чайка»

Однако вернемся к Ватиканскому гаражу и автомобилю «Кадиллак», модель 1947 года которого была подарена Папе Пию XII. Американский автомобиль «Кадиллак», выпускающийся с 1902 года, получил свое название в честь французского исследователя и военачальника во французских колониях в Северной Америке Антуана де Ла Мот-Кадильяка. За свои заслуги перед Францией он был награжден королевским военным орденом Святого Людовика. Помимо автомобиля, его имя носит также город в штате Мичиган.

Эмблема автомобиля «Кадиллак» – это художественное переосмысление герба Антуана де Ла Мот-Кадильяка, на котором изображены венок и корона. Эмблема автомобиля изменялась на протяжении десятилетий, в настоящее время она представляет собой стилизацию древнего герба, который переосмыслен в геометрическом стиле нидерландского художника Пита Модриана, одного из основоположников абстрактной живописи.

Герб Антуана де Ла-Мот Кадильяка
Эволюция эмблемы «Кадиллака»
Картина Пита Модриана, творчество которого вдохновляло дизайнеров современной эмблемы «Кадиллака»

Автомобили «Кадиллак» в настоящее время производит крупнейшая в США автомобильная корпорация «Дженерал Моторс». В 1909 году компания «Дженерал Моторс» приобрела «Кадиллак», который стал воплощением престижа «Дженерал Моторс», заняв верхнюю ступень в шкале марок, выпускаемых концерном. И ныне «Кадиллак» остается самой дорогой маркой «Дженерал Моторс».

Создателем «Кадиллака» был американский инженер Генри Лилланд, который является также и создателем еще одного дорогого американского автомобиля «Линкольн», который выпускается другим автогигантом США – концерном «Форд». Американские президенты, начиная с Франклина Рузвельта с 1939 года, ездили только на этих двух автомобилях: до 1983 года на «Линкольнах», а после на «Кадиллаках». Создатель самых престижных американских машин оказался самым скромным из всех американских инженеров, не назвав машины своим именем. Может, потому что он был очень набожным квакером. Все остальные американские инженеры назвали созданные ими автомобили своими именами: Генри Форд, Рэнсом Олдс, Джеймс Паккард, Дэвид Бьюик, Луи Шевроле, Джон и Горас Додж, Уолтер Крайслер. Своими именами называли созданные ими автомобили не только американские инженеры, но и многие европейские: Луи Рено, Арман Пежо, Энцо Феррари, Ферручо Ламборгини.

«Кадиллак Флитвуд 75» Папе Пию XII подарил в 1947 году кардинал Нью-Йорка Френсис Джозеф Спеллман. «Кадиллак» имел внушительные размеры: его высота составляла 1,76 метра (на 16 сантиметров выше современного «Мерседеса» S 600 и «Роллс Ройса»), а длина 5,74 метра, он был оснащен 8 цилиндровым двигателем объемом 5,4 литра и мощностью 162 лошадиные силы, а максимальная скорость составляла 140 км/ч.

Кардинал Френсис Джозеф Спеллман под портретом Папы Пия XII
Cadillac 75 Fleetwood на площади Святого Петра

Интересно отметить, что Никита Сергеевич Хрущев, который развенчал «культ личности», с 1944 по 1949 год тоже ездил на автомобиле «Кадиллак Флитвуд 75», но более ранней модели – выпуска 1939 года. Это был трофейный автомобиль консула США в Германии, который был у него конфискован после вступления США в войну против Германии, а затем был взят в качестве трофея советскими войсками.

Еще одним американским автомобилем Пия XII в 1954 году стал также 8 цилиндровый «Chrysler Imperial», но более мощный – с двигателем 235 лошадиных сил.

«Chrysler Imperial» Папы Пия XII

Компания «Крайслер» – это третий гигант автомобильной промышленности США после «Дженерал Моторс» и «Форд», была основана в 1924 году инженером Уолтером Крайслером. И в том же году появился первый автомобиль марки «Крайслер».

Приобретение «Крайслером» в 1928 году компании «Додж» сразу же вывело «Крайслер» в ряды крупнейших автомобильных компаний Америки. В том же году были запущены марки «Plymouth» и De Soto («Де Сото»). Компания «Крайслер» оставалась третьим гигантом автомобильной промышленности США до 2014 года, когда она была поглощена итальянской компанией «Фиат».

Эти «Кадиллак» и «Крайслер» Папы Пия XII представляли собой тяжелые и мощные автомобили, которые были достойны победителей во II Мировой войне. Своей массивностью и неприступностью они напоминали настоящие танки. Этот дизайн, который стал господствующим в автомобильной промышленности всего мира, появился именно в США, причем в 1939 году, то есть в год начала II Мировой войны, и завершился спустя 10 лет после ее окончания – в 1954 году.

Первый автомобиль стиля «эпохи войны» – «Крайслер Империал» 1940 года

В середине 1950-х, компания «Крайслер» восходила к зениту своей славы, ее главным дизайнером в 1949 году стал знаменитый американский дизайнер, выпускник престижного католического университета Нотр-Дам, Вирджил Экснер, законодатель автомобильной моды 1950-х. Его дизайн был назван «Forward Look» – «Взгляд вперед». Огромные, словно взмахивающие перед полетом, крылья автомобилей, выпуклые бампера и капоты, создали новую уникальную эстетику автомобилей – «аэростиль».

Выпускник католического университета Нотр-Дам Вирджил Экснер среди своих автомобилей, крылатых, словно ангелы

Благодаря Вирджилу Экснеру на смену тяжелому, сознающему свое могущество и в то же время строгому стилю, пришел «аэростиль» – стиль радости и безумства наслаждения жизнью. Тогда Америка, самая богатейшая страна мира, спустя десять лет уже забывшая мрачное время войны, почувствовала вкус к роскошной жизни, и эта жажда жизни и наслаждений создала новый автомобильный дизайн.

Автомобили «американской мечты» второй половины 1950-х

Виталий Леонидович Задворный — кандидат философских наук, директор Института Европейской Цивилизации (с 2002 года) и главный редактор Католической Энциклопедии (с 2005 года).

Автор 5 книг, в числе которых «Сочинения Римских понтификов I – IX веков» (2011) и более 500 статей по древней и средневековой истории, истории философии, истории вина и гастрономических традиций. Курсы лекций по темам «История вина в европейской цивилизации» и «История гастрономии в европейской цивилизации» были прочитаны в Российском Государственном Гуманитарном Университете (РГГУ), а в 2014 году — в Высшей Школе Экономики.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии