«Покажи нам Отца»

Бог-Творец – истинный хозяин мира, всего мира – «этого» и «того», земного и загробного, материального и духовного. Но каков Он, этот властитель, каким мы Его себе представляем? Нередко можно встретить свидетельства вроде этого: «Вот и вся суть моей веры, собственно: я согрешаю, Бог наказывает». Бог выступает прокурором, судьёй, едва ли не тюремщиком и палачом; ревнивым,  суровым, жестоким, мстительным, требующим рабского повиновения… Заметили – описание превратилось в точный портрет сатаны? Да, это один из его любимых трюков – заставить видеть Бога таким, каков есть он, сатана; и под видом Бога – заставить человека служить себе.

Между тем «правильный ответ» для нас, христиан, лежит на поверхности. Как чаще всего называет Бога Иисус, как учит нас обращаться к Богу в молитве? – Отец. Это наименование, этот образ – ключ к пониманию Бога в очень многих ситуациях. Это – подсказка нам: чтобы понять самое важное, что Бог хочет открыть о своём отношении к людям, нужно обратиться к тому опыту,  который есть у каждого человека, у родителя и ребёнка, положительный или отрицательный. Кризис отцовства серьёзно осложняет нам задачу (об этом глубоко и подробно говорил о. Игорь Ковалевский). Но даже тот, кто вырос без отца, чаще всего хорошо знает, каким бы он хотел его видеть.

Я стал отцом, будучи 22-летним студентом, в начале 90-х. Мысли избавиться от неожиданной беременности не возникало ни разу, но ожидание было тревожным – времена стояли бедные и голодные. Когда же дочка родилась, моментально появилась твёрдая земля под ногами, возникло мощное чувство уверенности в себе. Его придало знание, что отныне у меня за плечами – маленькая беззащитная девочка. Ответственность – вот что чувствует отец в отношении детей.

Любовь же и ответственность Бога превосходят человеческие. Вспомним, как Исайя говорит о материнской любви Творца: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя».

Дети потому и дети, что только учатся владеть собой, выбирать добро. Границы дозволенного, должного и недолжного ребёнок нащупывает путём проб, подчас ошибок. Не все из них безобидны; столкнувшись с детской жестокостью или ложью родители вынуждены наказать ребёнка. При этом они сами страдают, причём вдвойне – как от сделанного ребёнком, так и сопереживая ему.

Детские ошибки чаще всего – в отношениях с другими детьми. Сколько здесь бывает обид, детского же желания отомстить… Но какой отец не остановит разборки между детьми? Ему можно пожаловаться, излить горе; однако воспитывать и наказывать Он будет сам, это – исключительно его прерогатива.

О прощении же нам говорит знаменитая евангельская притча о милосердном Отце. О ней много размышлял о. Генри Нувен: «Сын вернулся не потому, что вновь почувствовал в себе любовь к отцу. Он обнаружил, что жизненный путь, который он выбрал, ведет к смерти. Ему необходимо было вернуться к отцу просто для того, чтобы остаться в живых.

Я глубоко тронут тем, что отцу и не требовалась никакая возвышенная мотивация. Его любовь настолько полна и настолько безусловна, что он был просто рад вновь принять сына в свой дом.

Божья любовь не требует объяснения причин нашего возвращения. Бог рад видеть нас дома и хочет дать нам все, что мы желаем, просто потому, что мы вернулись».

И всё же недоразумения могут возникать. То, что дети могут считать поводом для обсуждения и проявления самостоятельности, родители могут считать само собой разумеющимся, очевидным. Так дочь недавно обиделась было на меня за то, что подписал согласие на прививку от гриппа, не посоветовавшись с нею. Пришлось объяснять, что вижу здесь повод для обсуждения не больший, чем в вопросе, мыть ли руки перед едой. У Отца может быть иное, чем у нас, представление о должном, – об этом надо помнить. Что здесь способно помочь? – Доверие.

Доверие важно и в моменты, в чём-то противоположные, – когда нас учат самостоятельности. Ребёнок, учащийся ходить, боится, цепляется за руку отца, кричит, когда руки отец убирает – ему кажется, что его бросают, лишают помощи… Отец же готов подстраховать, поддержать при падении, – но убирает руки, потому что знает – только так можно научиться ходить.

Зато какая радость, когда ребёнок проявляет самостоятельность! Как только дочь начала доказывать, что она видит целесообразным иной расклад для подготовки в МГУ, я ей напомнил спор о прививке и сказал: а вот тут ты заведомо понимаешь ситуацию лучше нас с мамой, решай сама! – только учти: ответственность за решение – твоя, и я этому рад: не потому, что хочу снять ответственность с себя, а потому, что пришла пора тебе самой принимать решения и отвечать за них. Ошибёшься – не беда, поможем исправить; хуже ошибки – пассивность. Так и наша Церковь стремится сегодня воспитывать совесть, свободу и ответственность, чтобы верные не ждали указаний на все случаи жизни, а сами принимали решения в своей жизни. Так ведёт её Дух Отца.

Так учит апостолов Иисус, дав им (и нам) молитву «Отче наш». Один из примеров – отец и дети. На поверхности — уверенность в добром ответе на просьбу: не даст отец камня вместо хлеба. Но если подумаем, обратимся к своему опыту, то вспомним, что не всякую детскую просьбу выполняем, можем и отказать, если посчитаем её вредной для ребёнка. Следующий уровень — разговор напрямую о Боге. Ответ на молитву обещан — будьте только настойчивы; ответ будет добрым: уж «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим»… Но теперь наконец впрямую говорится, каким именно будет ответ, и он обещан — один-единственный, на всякую молитву: «тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него». Один-единственный, но какой: Бог даст Духа Святого, то есть — самого себя. Ответ на молитву — отнюдь не обязательно буквальное исполнение нашей просьбы (это, скорее, как раз большая редкость), не решение наших проблем сверху, но понимание их причин, сути и путей самостоятельного решения: «дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия», способность видеть нашу жизнь и себя с точки зрения Бога, взглядом Христа, и действовать в согласии с волей Отца – «через Христа, со Христом и во Христе».

«Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь?
Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его.
(Св. Евангелие от Иоанна 14:5-7)

Фото: roditel.bg

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр Баранец
Александр Баранец
7 лет назад

К сожалению, в этой в целом неплохой и полезной статье до глубины души огорчает следующая фраза: “Так дочь недавно обиделась было на меня за то, что подписал согласие на прививку от гриппа, не посоветовавшись с нею. Пришлось объяснять, что вижу здесь повод для обсуждения не больший, чем в вопросе, мыть ли руки перед едой”. Правильно сделала, что обиделась. На самом деле отец напрасно так поступил. Не следовало ему столь легковесно отмахиваться от мнения дочери. Повод для обсуждения здесь таки есть, и причем более чем серьезный. Как ни парадоксально, но в данном конкретном случае дочь оказалась мудрее отца. Видимо, тому было недосуг вникать в проблемы вакцинации. А иначе бы он знал, какому чудовищному риску подвергают своих детей родители, идущие на поводу у лукавой псевдомедицинской пропаганды и бездумно соглашающиеся на любые прививки, и уж тем более – на прививки от гриппа.
Общеизвестно, что гриппозные вакцины содержат в своем составе ртутный консервант тиомерсал, гидроксид алюминия, сквален и множество других опасных ядов и токсинов, в связи с чем они представляют реальную угрозу для жизни и здоровья людей. По данным доктора Хью Фаденберга, 20 лет проработавшего в комитете ВОЗ по иммунологии, у тех, кто получил 5 прививок от гриппа подряд, вероятность развития болезни Альцгеймера (необратимое смертельное дегенеративное заболевание нервной системы по типу старческого слабоумия) в 10 (десять) раз выше, чем у тех, кто получил одну или две прививки или не получил ни одной (Fudenberg H. Hazards of Vaccine 1 & 2. lnternat. J. Clin. Invest. 2000, 1). Но и это еще не всё. Кроме болезни Альцгеймера, к числу осложнений прививки от гриппа относятся: рассеянный склероз, синдром Гийена-Барре, энцефалит, невралгия тройничного нерва, межреберная невралгия, нистагм, диплопия, нарушения слуха и параличи глазных мышц (Woods C. Encephalopathy following Influenza Immunization. J. Pediatr. 1964, 65(5):745; Yahr M. Relapsing Encephalomyelitis Following the Use of Influenza. Vaccine Arch. Neurol. 1972 (27):182).
Но если бы прививки защищали от гриппа, их применение было бы еще хоть как-то оправдано (хотя вряд ли кто в здравом уме захочет менять грипп на рассеянный склероз или болезнь Альцгеймера) Но вся беда в том, что они вообще ни от чего не защищают. Свидетельства их полной неэффективности опубликованы во многих авторитетных научных изданиях. Так, известная Кокрейновская группа (Cochrane Group) выпустила ряд обзоров по проблеме эффективности прививок от гриппа. Ничего, кроме их бесполезности, не было обнаружено. На основании обзора 51 публикации, в том числе 17 российских, где речь шла о более чем 260 тысячах детей, авторы The Cochrane Group отметили: «Нет никаких доказательств того, что инъекции гриппозной вакцины детям в возрасте 6-23 месяцев, более эффективны, чем плацебо». Для взрослых результаты оказались сходными. Это видно из обзора 25 исследований, в которых общее число привитых составило свыше 60 тысяч человек. Заключение: «Результаты обзора не дали оснований для поддержки иммунизации взрослых». И далее: «100%-я эффективность, рекламируемая пропагандистами гриппозной вакцины, нигде не обнаружена. Всё, что мы наблюдаем – это лишь ответная реакция фармацевтического рынка на грипп». Полная никчемность гриппозных прививок хорошо видна на примере Японии, где массовая вакцинация в 1976 г. была объявлена обязательной, и 17 млн. школьников всех возрастов дважды в год ее исправно получали. Кончилось все полным провалом – заболеваемость не снизилась, а возросла в 12 раз. Помимо неэффективности прививок, они оказались далеко не безобидными: было подано 142 иска о компенсации нанесенного ущерба. Из наиболее тяжких последствий: 50 детей скончались, 35 получили эпилепсию, а 65 стали умственно отсталыми (Из доклада д-ра Ямамото, 1997 г.). Другой пример: в Испании на фоне массовых прививок заболеваемость населения гриппом выросла на 400%! (Joet F. Survey on vaccinations in Europe: adverse effects, epidemiology, laws, and EFVV proposals. Medical Veritas 2005, 2:1-37).
Таким образом, мы видим, что: 1) прививки от гриппа неэффективны; 2) прививки от гриппа являются причинным фактором развития тяжелых хронических заболеваний нервной системы; 3) прививки от гриппа реально выгодны только производителям и распространителям вакцин. Поэтому тысячу раз прав американский врач Рэндолл Нойштедтер, который еще в 1999 году заявил: “Прививки от гриппа практически бесполезны для предотвращения гриппа. Более того, они часто сами приводят к гриппу, а вызываемые ими поражения нервной системы нередко требуют от организма долгие годы на восстановление. Вакцина от гриппа по праву может считаться самой никчемной вакциной всех времен и народов”.
Вывод из сказанного очевиден: отцы тоже иногда должны прислушиваться к мнению своих детей. Ради блага детей и самих же отцов.