Проповедь архиепископа Павла Пецци в день воспоминания явлений Пресвятой Богородицы в Фатиме

Ваше Высокопреосвященство, дорогие епископы и священники, дорогие братья и сестры, русские паломники, а также паломники из разных частей мира, находящиеся в Португалии!

Сегодня мы могли бы написать своей жизнью и своим присутствием здесь, в Санктуарии Девы Марии в Фатиме, новые Заповеди блаженства: блаженны вы, паломники, чья цель – Царство Божие, дом Отца Нового и Вечного Завета; блаженны вы, несущие в своем паломничестве всему миру весть о евангельском спасении, потому что эта весть приносит утешение.

Прекрасная молитва Пасхального времени говорит нам: «Вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (ср. Ин 16,22). Какое великое утешение дается нам Духом Святым через Богородицу, Матерь всякого утешения! Кто по-настоящему может преодолеть страх, расстояние, которое так часто отделяет нас от наших братьев, одиночество, горе или страдание? Последние несколько месяцев я часто думал о жертвах ненависти, о тех, кто гибнет от зла и ненависти других людей, своих братьев, между которыми должна быть любовь Христа. Только Христос по-настоящему любит каждого человека, ведь, как говорит Дионисий Ареопагит: «Кто может нам рассказать о любви к человеку, если не сам Христос, преисполненный мира?» 

В Евангелии мы находим Заповеди блаженства: это нищета духа, милосердие, принятие другого как блага, а также утешение, когда мы живем с Христом, когда кроткие и верные свидетельствуют о Нем – живом, воскресшем, живущим среди нас. Современный человек живет в ожидании, и – возможно, не всегда осознанно, – слушает послание Христа, и тайна жизни Христа становится для него утешением настолько реальным, что его жизнь преображается. Но мы не должны забывать, что этой вести, которую мы призваны провозглашать со всей силой, чтобы изменить нашу жизнь, преобразиться через Дух Христов, нередко сопутствует ложь, клевета, преследования. Мир, как понимает его святой Иоанн, не желает слышать эту весть о спасении. Об этом говорят сильные слова Иисуса, которыми Он заканчивает Заповеди блаженства: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас».

Но эти слова Иисуса не вызывают страх, напротив, они приносят мир и утешение. То же самое нам говорится в послании апостола Павла, которое мы только что слышали: «Скорбим ли мы, скорбим для вашего утешения и спасения, которое совершается перенесением тех же страданий, какие и мы терпим» (2 Кор 1, 6). Эти слова служили утешением для преследуемых и мучимых христиан в первые века христианства, но эти слова продолжают утешать нас и сегодня. На самом деле, нет в истории периода, когда не было бы своих мучеников. Так прошедший ХХ век был отмечен особенно кровавыми преследованиями. К сожалению, когда общество отказывается от провозглашения Евангелия, оно становится жертвой тоталитаризма, власти человека над человеком.

Да, дорогие братья и сестры, радостно сознавать, что есть способ победить ненависть в мире – это Крест Христа. Об этом нам особым образом напоминают мученики XX века: свидетельство жертвенной любви побеждает даже самую иррациональную ненависть. И сегодня гонения на христиан, которые не уменьшились, а скорее, как кажется, возрастают с каждым днем, напоминают нам о том, что сосуществование людей возможно только в свидетельстве веры до смерти и самопожертвования.

Дева Мария жила в благодати, потому что она была свидетельницей, послушной служительницей Господа. В Деве Марии Бог создал дом для Себя, построил храм. Богородица стала первым местом, где полностью таинственным образом обитал Бог, первым храмом, первой церковью. Но и мы сами вместе с Марией  являемся церковью.

Поэтому мы также призваны распространять весть о событии воплощения. Это происходит, прежде всего, в нашем крещении, а затем в конкретизации ответа на Божие призвание. Те из нас, кто еще молод, живет в ожидании, открытости, поиске реализации своего призвания. Тем не менее, как для одних, так и для других, требуется, чтобы мы предстали перед Тайной Бога присутствующего, что дает возможность жить достойно величия собственного призвания, или же делает нас открытыми к тому, чтобы услышать ответ на вопрос о призвании.

Провозглашение Благой Вести является частью призвания, которое каждый человек получает от Христа. Проповедовать – это дар, который мы получили, и этот дар не является исключительной обязанностью священников или монахинь; это не ремесло и не профессия: «Моя профессия – быть миссионером». Нет, христианская весть касается всех – мужчин, женщин, детей, молодёжи, стариков. Мы не можем сказать: «Ну да, нести Благую Весть прекрасно, но это не для меня, мне это не важно». Нет, это не так. И почему? Хотя бы уже потому, что ты получил благодать Блаженств. Поэтому, если ты не хочешь потерять то, что сам получил, то, что было тебе дано, ты должен передать это через свою жизнь. И мы никогда не сможем сказать: «Всё, хватит, я передал уже достаточно». Единственное ограничение – это твоя воля, то, насколько ты сам хочешь возродиться, пребывая в том даре, который ты получил, пребывая в благодарности за полученный дар.

Тогда мы поймём смысл пророчества Исаии об Иисусе и что оно значит для нас, крещённых во Христе. «Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим» (Ис 61, 1). Тайна жизни Девы Марии, Матери всякого утешения, воплощает вторую часть пророчества Исаии и подчёркивает действие Святого Духа: «Радостью буду радоваться о Господе, возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня» (Ис 61, 10). Кроме того жизнь Девы Марии является тайной, которая сопровождает Иисуса всю Его земную жизнь. Поэтому в народном благочестии христиане называют Богоматерь Утешительницей, Заступницей, Помощницей – только подумайте, сколько выражений преданности мы находим в многочисленных и прекрасных Литаниях, посвящённых Богоматери! Это совершенно особенный способ войти в жизнь Духа Утешителя, Заступника, Спутника, благодаря которому мы можем переживать тайны жизни Иисуса.

Простой и доступный всем и в любой ситуации способ войти в жизнь Духа – это молитва, через которую мы видим чудеса Господа. Есть одна молитва, которая дошла до нас из древней традиции церковной мудрости и которая продолжается и в наше время. Обращение к Святому Духу – Veni Sancte Spiritus, veni per Mariam (Приди, Дух Святой, приди через Марию) выражает горячее желание войти в тайну жизни Духа, войти в отношения с Христом и Его братьями. Как хорошо сочетается это простое, но глубокое стремление с сегодняшним празднованием, когда мы вверяем себя в руки Фатимской Божией Матери. Veni Sancte Spiritus, veni per Mariam: это горячее желание, которое становится смиренным призывом: приди, Святой Дух, приди через Марию. Таким образом то, что произошло две тысячи лет назад в жизни Христа, повторяется вновь в отношениях, составляющих ткань нашей жизни, в истории Бога внутри истории мира, которая является Божьей благодатью в нашей жизни.

Таков дар Духа: каждый человек, каждое существо включены в этот замысел любви к миру, в тайну Бога, которая, по утверждению Святого Павла, поддерживает человека и все творения: «Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело» (1 Кор 12, 7-13).

Дух Святой, Дух Утешитель, Дух Творец, Ты, создавший этот мир, искупивший его и возродивший его в Твоей борьбе против зла. Ты создал в человеке способность побороть зло. Через благодать Духа и по заступничеству Девы Марии мы желаем стать строителями нового очага любви Божией среди людей и для людей. Мы хотим становиться святыми, потому что всё исходит от Духа. Мы посланы созидать новое человечество, иное, более человечное. Помолимся Богоматери, чтобы нам был в изобилии дан дар Духа, чтобы мы могли пережить этот союз с Господом, ниспосланный нам, и насладиться им. Это и есть глубокий смысл молитвы, которую мы повторяем: Veni Sancte Spiritus, veni per Mariam.

Попросим у Фатимской Божией Матери благодать обращения к её Сыну, помолимся Святому Духу, чтобы Он обратил наш взор ко Христу – источнику мира, уюта и творчества для нашей жизни и жизни наших братьев. Это то, как мы понимаем нашу жизнь и наше призвание. И пусть это будет тем чувством, с которым мы вернёмся в наши дома. Аминь.

Перевод с португальского: Оксана Пименова, Элина Мыльникова, Карина Ан

Фото: Иван Рудько

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии