Размышления над Розарием: Радостные тайны

В Католической Церкви октябрь – месяц, посвящённый Пресвятой Богородице и молитве Розария. Существует множество размышлений над тайнами Святого Розария, основанных на личном опыте и харизме их автора. В этом году своими размышлениями с нашими читателями делится Сергей Сабсай. Практика Помпейской новенны поддержала его на плаву в трудной ситуации и привела к принятию серьёзных решений. И именно из предложенной в новенне благодарственной молитвы с обещанием распространять её родилось желание делиться размышлениями над Розарием, чтобы молитва не была пустословием и реализовывалась.

1. Благовещение

Всё начинается с инициативы Творца; и первые слова, которые слышит Мария от ангела, — “радуйся!” и затем: “не бойся”. “Не бойся принять Марию”, — слышит чуть позже Иосиф. Эти же слова: “Радуйтесь” и “не бойтесь” — первое, что слышат мироносицы от Воскресшего (Матфей и Лука вторят друг другу). Это одна из арок, которыми обрамлена евангельская история (другая — из чудес: первое чудо — воду в вино, последнее — вино в Кровь).

Но творя невиданное – беременность девственницы, принятие беременной невесты праведным Иосифом, – Бог через ангелов вступает в диалог с человеком, позволяет задавать вопросы, даёт ответы, ожидает свободного согласия.

Пьеро делла Франческа

2. Посещение Пресвятой Богородицей святой Елисаветы

“Вот и Елисавета зачала сына в старости своей, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово”, — сообщает Марии ангел, и та “с поспешностью пошла” к родственнице. Замечательную фразу, которую хочется повторять: “И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?”, Елисавета произносит, потому что “исполнилась Святого Духа”. Урок встречи для того, чтобы вместе, в общении разделить и радость, и волнующее удивление перед происходящим. И слова Елисаветы (как и её опыт) подтверждают слова ангела: “И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа”. Бог исполняет Свои обещания, какими бы невероятными они ни казались.

Мариотто Альбертинелли

3. Рождество Христово

“Не бойтесь” – говорит и ангел пастухам, ведь “слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим”; “я возвещаю вам великую радость” (снова та же весть, что Марии и Иосифу).

Радость – родился Спаситель, Христос Господь; знак – Младенец в пелёнках, лежащий в кормушке для скота (что?!) – да, “пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях”. Спаситель мира, Мессия, Господин Вселенной – его предлагается узнать по столь скромному знаку: младенец в кормушке для скота, в маленьком городке в дальней провинции… И почему-то именно эти незнакомые пастухи – мало ли полей и пастбищ вокруг? – приглашены приветствовать от всего человечества Божьего Сына, как потом царь из Его притчи велит позвать на пир первых проходящих на распутье.

Но если один знак, для местных пастухов – подчёркнуто скромен и мал, то для волхвов с востока – целое астрономическое представление: звезда, ведущая издалека в Вифлеем. Каждому – свой знак, а язык Творца – от яслей до звезды. И ещё один знак в том же рассказе – на будущее: Вифлеем, Бет-Лехем – Дом хлеба: “Я хлеб живой, сшедший с небес”.

Алтарь Портинари, Хуго ван дер Гус

4. Сретение

Короткий эпизод, перенасыщенный смыслами; последний из великих евангельских гимнов, приводимых Лукой: песнь Захарии, Марии, теперь Симеона, который только ради этих своих слов и появляется в Евангелии (но не на земле).

Снова Бог, исполняющий обещания. Снова действие Духа: “ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришёл он по вдохновению в храм”. Лука явно и последовательно готовит читателя первого тома к тому, что случится во втором.

Мария и Иосиф приносят Младенца в храм, чтобы исполнить закон, и из рядового ритуального действия вдруг исходит великое пророчество.

И горькое предсказание Марии, которое мне объяснил Бродский: “Рана сия даст видеть Тебе, что сокрыто глубоко в сердцах человеков, как некое око”.

Джотто ди Бондоне

5. Обретение Отрока Иисуса в храме

“…но думали, что Он идёт с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме…”

Похоже, что здесь “через три дня” означает скорее “на третий день”: день пути из Иерусалима, под вечер которого обнаружилось отсутствие подростка Иешуа, затем — день обратной дороги и, наконец, день поисков в совсем небольшом тогда Иерусалиме. И эти три дня так похожи на три дня от Распятия до Воскресения…

Представим себе тревогу Марии и Иосифа: во-первых, Сын пропал — и этого достаточно! — но кроме того, ведь они уже многое знали: чудесное зачатие, елизаветино “пришла матерь Господа моего ко мне”, симеоново “спасение Божие, которое Он уготовал пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля”… И вот Этого Ребёнка, доверенного им, они потеряли! Неудивителен упрёк Марии: “Чадо, что Ты сделал с нами?”

Может быть, эта сцена – редкий намёк на самосознание Иисуса: подросток уже чувствует зов Небесного Отца, но ещё не научился заботиться о земной Матери. И точно – урок, если не утешение, нам: кто не страдал от действий самых близких и дорогих нам людей?! Но если даже Иисус подростком так “косячил”… В любой потере нам могут сострадать Иосиф и особенно Мария, не только Христос, который всё-таки Бог и потому может казаться нам более далёким.

Уильям Холман Хант, 1860

Продолжение следует…

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии