Санктуарий Девы Марии Фатимской в Португалии

Господь Иисус Христос, прости нам наши грехи,
избавь нас от адского огня и приведи в Рай все души,
особенно те, которые больше всего
нуждаются в Твоём милосердии [1].
Фатимская молитва

Санктуарий Девы Марии Фатимской – один из самых значительных санктуариев, посвященных Богородице, один из крупнейших мировых паломнических центров, важнейшая святыня католицизма [2]. Небольшой португальский городок Фатима [3], расположенный недалеко от Лиссабона, неожиданно прославился в начале XX века в связи с явлениями Святой Марии. В 1917 году, с 13 мая по 13 октября, трем детям–пастушкам в местечке под названием Кова-да-Ирия неоднократно являлась Дева Мария. Лусия Сантуш (1907–2005), Жасинта Марту (1910–1920) и Франсишку Марту (1908–1919) свидетельствовали о том, что Дева Мария спускалась с небес и разговаривала с ними. По уверениям детей, Богородица говорила о необходимости много молиться и озвучивала пророчества, связанные с судьбами мира. Она просила установить на земле почитание ее Непорочного Сердца для спасения грешников и построить часовню в ее честь на том самом месте, где явилась пастушкам.

13 июня 1917 года Дева Мария обратилась к детям со словами: «Иисус хочет, чтобы […] люди узнали и полюбили Меня. Ему угодно основать на земле почитание Моего Непорочного Сердца» [4], а 13 октября того же года сказала: «Здесь нужно построить часовню в мою честь, Я – Царица Розария. Нужно и дальше ежедневно читать Розарий» [5]. Почитание Непорочного Сердца Девы Марии является ключевым моментом Фатимского санктуария. Сердце Марии – это сердце всегда внимательное к слову Божьему. Без принятия юной Девой из Назарета слова Господа человечество не обрело бы дар спасительного воскресения. Папа римский Бенедикт XVI в Апостольском обращении «Verbum Domini» (2010) указывает на Марию как на пример активного слушания слова Божьего: «В нашу эпоху необходимо направлять верующих ко все большему пониманию связи между Марией из Назарета и слушанием с верой Божественного слова» [6].

Сердце Марии является символом любви Богородицы к людям и сострадания ко всему человечеству, за спасение которого Мария непрестанно возносит молитвы. В основе традиции почитания Сердца Марии, возникшей еще в Средние века [7], лежат слова евангелиста Луки, согласно которым, Сердце Марии являет собой сокровищницу святых воспоминаний. «Мария сохраняла все слова сии [сказанные об Иисусе и произнесенные Самим Иисусом], слагая в сердце Своем» (Лк. 2: 19, 51). О Сердце Марии говорится и в пророчестве старца Симеона. Согласно тексту Священного Писания, Симеон во время принесения Младенца Иисуса в храм обратился к Богородице с пророческими словами: «и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 35). Симеон предвидел, как будет страдать Мария, глядя на смертные муки Сына на кресте. Ощущение, которое она получит при этом, по словам старца, будет так болезненно, как бывает, когда сердце пронзают копьем [8]. Скорбящее Сердце Девы Марии призвано открывать сердца людей и глубиной своей скорби содействовать домостроительству нашего спасения.

Какрассказывала Лусия Сантуш, во время чудесного явления Святой Марии, она видела на ладони Богородицы сердце, окруженное шипами, которые вонзались в него. По ее словам, это и было Непорочное Сердце Девы Марии, раненное грехами человечества и желающее искупления [9]. «Мое Непорочное Сердце будет тебе убежищем и путем, ведущим к Богу» [10], – говорила Мария, обращаясь к Лусии. Святая Мария называла себя Царицей Розария, призывала ежедневно читать Розарий, молиться за грешников и после каждой произнесенной тайны говорить молитву: «О, мой Иисус, прости нам наши прегрешения, избавь нас от адского огня и приведи все души на Небо, особенно те, которые более всего нуждаются в твоем милосердии» [11].

В 1930 году католическая Церковь официально признала достоверность Фатимских явлений, и было выдано разрешение на почитание Божьей Матери Фатимской [12].

Санктуарий Девы Марии Фатимской представляет собой замкнутую объемно-пространственную композицию, состоящую из четырех основных элементов: капелла явлений Девы Марии, базилика Пресвятой Девы Марии Розария, церковь Пресвятой Троицы, молельная площадь.

Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия
Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия

Капелла явлений Девы Марии – самая важная часть санктуария. Это символ не только чудесного события, но и символ единства Церкви, объединенной Евангельской вестью. Богоматерь явилась в Португалии, но ее послание адресовано всем людям Земли. Это место молитвы за спасение всего человечества.

Капелла Явления Девы Марии. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия
Капелла Явления Девы Марии. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия

Маленькая часовня находится на том месте, где детям явилась Богородица. В 1919 году скромное сооружение, похожее на приют отшельника, возвел местный каменщик по имени Жоаким Барбейро. Со временем часовня была перестроена, и над ней был сооружен специальный навес, который в 1981 году был значительно расширен.

Капелла Явления Девы Марии. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия. Фото 1920-е гг. Фото: mediotejo.net
Капелла Явления Девы Марии. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия. Фото: 1920-е гг.

Перед часовней Явлений, на том самом месте, где рос дуб, над кроной которого детям являлась Прекрасная Госпожа (Святая Дева Мария), установлена статуя Девы Марии Фатимской. Статуя высотой чуть больше одного метра была изготовлена в 1920 году из дерева бразильского кедра португальским мастером Хосе Феррейрой Тедимом (1892–1971).

Хосе Феррейра Тедим. Статуя Девы Марии. 1920. Капелла Явления Девы Марии, санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима
Хосе Феррейра Тедим. Статуя Девы Марии. 1920. Капелла Явления Девы Марии, санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима. Фото: Arlindo Homem. agencia.eccl

В работе над образом Фатимской Богоматери скульптор строго руководствовался тем описанием, которое дала главная свидетельница событий, старшая из детей – Лусия Сантуш. Богоматерь представлена во весь рост, в белом хитоне с длинными широкими рукавами и в мафории, покрывающем голову. Голова ее слегка наклонена влево, а взор устремлен долу. В молитвенно сложенных руках Дева Мария держит четки-розарий.

Богоматерь Фатимская. Фотография 1951-1952 гг.
Фото: из журнала Fatima, 13 novembro1968, p. 9

В конце 1940-х гг. скульптор Хосе Феррейра Тедим внес некоторые изменения в образ: убрал сандалии, которые были изначально на ногах Марии, подправил одеяние и слегка переработал черты лица.

Хосе Феррейра Тедим перед статуей Девы Марии. Фото: 1947 г.

Иконографический образ Девы Марии Фатимской в настоящее время известен всему миру. Однако, созданный в Португалии после Фатимских явлений 1917 года, он, без сомнения, имеет в своей основе более ранние прототипы [13].

Истоки иконографии Девы Марии Фатимской следует искать в раннехристианском искусстве, в образах Богоматери Оранты (лат. «orans» – «молящаяся»), которая изображалась в молитвенной позе с воздетыми к небесам руками. Один из ранних образов Девы Марии молящейся представлен на фреске первой половины IV века из Чимитеро Маджоре (виа Номентана, Рим) [14].

Богоматерь Оранта. Первая половина IV в. Чимитеро Маджоре, Рим

В композиции с изображением Парусии на рельефе деревянных дверей церкви Санта Сабина в Риме (421–440) изображена Богоматерь с покрытой головой, поднимающая в молитвенном жесте руки и обращающая свой взор к небесам [15].

Парусия. 421-440. Резьба по дереву. Двери церкви Санта Сабина, Рим

Этот иконографический тип Богоматери Оранты получил распространение в византийском искусстве и очень часто использовался в композиции «Вознесение Господне» [16]. Мадонна Оранта традиционно изображалась во весь рост, в хитоне и мафории, накинутом на голову, в молитвенной позе с поднятыми вверх руками. Изображения Богородицы Оранты встречаются в мозаике купола собора Святой Софии в Салониках (849), в алтарной мозаике Софии Киевской (XI в.), в мозаике собора Святого Марка в Венеции (XII в.).

Богоматерь Оранта. Вознесение Господне. 849. Мозаика. Собор Святой Софии, Салоники
Богоматерь Оранта. XI в. Мозаика. Собор Святой Софии, Киев
Богоматерь Оранта. XII в. Мозаика. Собор Святог Марка, Венеция

К XI веку относится происходящий из Константинополя барельеф с изумительным образом Мадонны Оранты. Это знаменитая Греческая Мадонна, которая ныне находится в базилике Санта-Мария-ин-Порто в Равенне. Похожий образ представлен на рельефе XII века из Регионального музея в Мессине.

Греческая Мадонна. XI в. Барельеф, мрамор. Константинополь. Базилика Санта Мария ин Порто, Равенна
Дева Мария Оранта. XII век. Мрамор. Региональный музей Мессины, Мессина

Образ Деисусной Девы Марии, возносящей молитву Господу о заступничестве за весь род человеческий, – один из самых распространенных образов византийского искусства. Иконографический тип Богоматери Агиосоритиссы, представляющий Деву Марию в трехчетвертном повороте, с молитвенным жестом рук, поднятых перед грудью, сложился в V–VI веках и получил широкое распространение в X–XV веках [17]. Вспомним некоторые из известных подобных образов Богоматери Заступницы и Покровительницы: Мадонна Арачели (X–XI вв., базилика Санта-Мария-ин-Арачели, Рим), Божия Матерь Эдесская (XII–XIII вв., базилика Святых Бонифация и Алексия, Рим), Боголюбская икона Божией Матери (XII в., Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир). Суть образа Агиосоритиссы заключен в молитве, с которой Богоматерь обращается к Господу с просьбой даровать спасение грешникам и мир людям, обращенным любовью.

Божья Матерь Эдесская. XII-XIII вв. Базилика Святых Бонифация и Алексия, Рим
Божья Матерь Арачели. X в. Церковь Санта Мария ин Арачели, Рим
Боголюбская икона Божией Матери. XII в. Владимиро-Суздальский музей- заповедник, Владимир

Иконографический образ Пресвятой Девы Марии Фатимской, следующий древним традициям изображения Богоматери, наполняется новым содержанием. Значение его состоит в умягчении человеческих сердец и научении слушать Слово Бога. Последние слова, сказанные Божьей Матерью Лусии Сантуш, являются средоточием Фатимского послания: люди «не должны больше оскорблять Господа, Который уже так ими оскорблен» [18].

Статуя Фатимской Богоматери представляет собой почти копию статуи Девы Марии Лапской, изображение которой было напечатано под номером 47 в каталоге ″Artigos Religiosos″ 1914 года мастерской Casa Estrella города Порту [19].

Богоматерь Лапская. Из каталога 1914 года. Casa Estrella, Porto. 1914, 47, p.16

Санктуарий Девы Марии Лапской [20] является одним из старейших санктуариев Португалии, посвященных Богородице. Его история восходит к концу XV века, когда немая пастушка нашла в одной из пещер района Кинтела на севере Португалии небольшую статую Богоматери. Согласно легенде, Богородица вернула девочке дар речи. Весть о чуде распространилась по всему свету, и в это место стали стекаться паломники. Так, сформировался культ Девы Марии Лапской (то есть, Девы Марии из грота – Nossa Senhora da Lapa). На протяжении веков санктуарий Девы Марии Лапской в Португалии и собор в Сантьяго-де-Компостела в Испании были главными паломническими центрами на Пиренейском полуострове. Дева Мария Лапская обычно изображается стоящей на облаках, в молитвенной позе со сложенными у груди руками и с короной на голове. Отличается этот образ от образа Фатимской Богородицы лишь тем, что мафорий на голове у Мадонны Лапской не закрывает полностью волосы, а также тем, что у ног ее изображаются ангелы.

Святая Мария Лапская. XVIII в. Церковь Лапы, Аркуш ди Валдевеш, Португалия

13 мая 1946 года статуя Фатимской Богородицы была торжественно коронована в знак того, что Божья Матерь Фатимская является Царицей мира [21]. Роскошную корону из чистого золота, украшенную жемчугом и драгоценными камнями, создали португальские ювелиры из мастерских Лиссабона.

Хосе Феррейра Тедим. Статуя Девы Марии. 1920. Cанктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима
Корона Девы Марии Фатимской. 1946 г. Мастерская Лиссабона. Музей санктуария Девы Марии Фатимской

Много лет спустя в корону была вмонтирована пуля, которая была выпущена из пистолета в Иоанна Павла II во время покушения 13 мая 1981 года. Оперировавшие понтифика врачи тогда признали, что лишь чудо спасло жизнь Папе римскому. Иоанн Павел II был убежден, что ему сохранила жизнь Святая Мария. Через год после покушения он лично приехал в Фатиму и передал в санктуарий ту самую пулю, извлеченную из раны [22].

Корона Девы Марии Фатимской. 1946 г. Мастерская Лиссабона. Музей санктуария Девы Марии Фатимской

Базилика Пресвятой Девы Марии Розария, заложенная в 1928 году и освященная в 1953 году,представляет собой образ молитвы Розария. Пятнадцать алтарей, четырнадцать из которых находятся в боковых капеллах и один – в апсиде, посвящены тайнам Розария. Наподобие стояний Крестного пути, тайны Розария складываются в небесный венок, сплетенный из молитв и размышлений о великой любви Сына Божьего к людям. Прохождение по храму становится своеобразным «уроком Марии», благодаря которому через Сердце Матери устанавливается живое общение с Христом [23].

Церковь Святой Марии Розария. 1928-1953. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия
Базилика Святой Марии Розария. 1928-1953. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия
Базилика Святой Марии Розария. 1928-1953. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия
Базилика Святой Марии Розария. 1928-1953. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия

Базилика была построена в стиле необарокко из местного белого известняка по проекту голландского архитектора Герарда ван Крикена (1864–1933). Она представляет собой однонефное сооружение с боковыми капеллами и верхними галереями-эмпорами, которые создают ощущение легкости и невесомости конструкций. Прозрачные поверхности стен, образуемые эмпорами, и доминирующий в интерьере белый цвет камня обуславливают необычайную светоносность храма, которую можно определить как теофанию света.

Ключевая особенность Фатимских явлений заключена в явлении Божественного света. Ослепительно яркий свет, в котором дети чувствовали себя погруженными в Бога [24], сопровождает все явления Богоматери в Фатиме. Дева Мария, явившаяся детям, была полна бесподобного света и излучала этот свет, который был ярче солнечного. По словам Лусии, Святая Дева Мария выглядела, как «дама, одетая в белое и сиявшая ярче солнца» [25], она «излучала свет, сиявший ярче лучей солнца, отражающихся от хрустального сосуда, наполненного водой» [26].

При входе в базилику, над дверным проемом размещена сделанная в мастерских Ватикана мозаика с изображением Святейшей Троицы, которая коронует Святую Марию. Эта композиция иллюстрирует одну из тайн Розария – Увенчание Девы Марии Небесной славой: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд» (Откр. 12: 1).

Святая Троица коронует Богоматерь. Мозаика. Церковь Святой Марии Розария. Санктуарий Девы Марии Фатимской
Святая Троица коронует Богоматерь. Мозаика. Церковь Святой Марии Розария. Санктуарий Девы Марии Фатимской

Торжественная сцена коронации Девы Марии как Царицы Небесной после её Вознесения на небеса представлена также в конхе апсиды. Барельеф, исполненный в белом камне португальским мастером Максимиано Альвесом (1888–1954), сливается с общим светлым тоном базилики и воплощает идею Божественного света. Увенчанная славой, парящая в облаках среди ангелов, Святая Мария блистает как Царица Небесная, как предвосхищение достижения эсхатологической цели, к которой стремится весь народ Божий.

Максимиано Альвес. Святая Троица коронует Деву Марию. 1953. Барельеф. Церковь Святой Марии Розария, Санктуарий Девы Марии Фатимской

Четырнадцать бронзовых позолоченных барельефов, выполненных скульптором Мартиньо де Брито (1916­–1998) и находящихся в боковых капеллах базилики, в повествовательной манере иллюстрируют остальные тайны Розария (Благовещение Божьей Матери, Посещение Девой Марии Святой Елисаветы, Рождество Христово, Сретение Господне, Отрок Иисус в Иерусалимском храме, Моление о чаше, Бичевание Иисуса Христа, Увенчание терниями, Крестный путь, Распятие, Воскресение Иисуса Христа,  Вознесение Христа, Сошествие Святого Духа на Апостолов, Успение Пресвятой Богородицы).

Мартиньо де Брито. Рождество Христово. 1953. Бронза. Церковь Святой Марии Розария. Санктуарий Девы Марии Фатимской
Мартиньо де Брито. Сретение Господне. 1953. Бронза. Церковь Святой Марии Розария. Санктуарий Девы Марии Фатимской
Мартиньо де Брито. Распятие. 1953. Бронза. Церковь Святой Марии Розария. Санктуарий Девы Марии Фатимской
Мартиньо де Брито. Воскресение Иисуса Христа. 1953. Бронза. Церковь Святой Марии Розария. Санктуарий Девы Марии Фатимской

От базилики в обе стороны отходят два крыла крытой колоннады. Эти галереи распахнутыми полукружиями охватывают находящуюся перед церковью площадь, заключая ее в свои объятия. Грандиозная молитвенная площадь, которая вмещает тысячи и тысячи паломников, оказывается храмом под открытым небом.

Колоннада санктуария Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия
Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия. Фото www.tombazis.com

В галерее колоннады большие керамические панели, выполненные в 1955 году по рисункам португальского художника-модерниста Антонио Лино (1898–1974), представляют сцены Крестного пути. Большие фигуративные композиции яркими пятнами цвета контрастно выделяются на светлом фоне стен, а экспрессивно изломанная линия рисунка подчеркивает драматический характер изображенных сцен.

Антонио Лино. Керамические панно. Крестный путь. 1955. Санктуарий Девы Марии Фатимской
Антонио Лино. Крестный путь. 1955. Керамическое панно. Санктуарий Девы Марии Фатимской
Антонио Лино. Крестный путь. 1955. Керамическое панно. Санктуарий Девы Марии Фатимской
Антонио Лино. Крестный путь. 1955. Керамическое панно. Санктуарий Девы Марии Фатимской
Антонио Лино. Крестный путь. 1955. Керамическое панно. Санктуарий Девы Марии Фатимской
Антонио Лино. Крестный путь. 1955. Керамическое панно. Санктуарий Девы Марии Фатимской

Доминантой базилики Пресвятой Девы Марии Розария является стройная высокая колокольня (ее высота 65 метров). Колокольню венчает бронзовая позолоченная корона, на которую водружен крест из металла и стекла, подсвечивающийся в темное время суток.

Церковь Святой Марии Розария. 1928-1953. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия

На фасаде колокольни в нише установлена огромная мраморная статуя Девы Марии Розария с четками в руке и изображением на груди сердца, пронзенного шипами тернового венца. Эту статую создал в 1959 году американский скульптор, священник-доминиканец Томас МакГлинн (1906–1977), который специально встречался и беседовал с Лусией Сантуш в стремлении воплотить наиболее достоверный образ Марии, явленный детям в 1917 году [27].

Церковь Святой Марии Розария. Санктуарий Девы Марии Фатимской,Фатима, Португалия. Фото: portugal.lpsphoto.us
Томас Макглинн. Статуя Девы Марии Розария. 1959. Церковь Святой Марии Розария, Санктуарий Девы Марии Фатимской
Томас Макглинн перед статуей Девы Марии Розария. Фото: 1957 г.

В центре гигантской молельной площади находится памятник Пресвятому Сердцу Иисуса. Бронзовая позолоченная статуя Иисуса Христа, выполненная неизвестным скульптором и установленная в 1932 году, не случайно занимает центральное положение в санктуарии Пресвятой Девы Марии. Главная мысль Фатимского послания заключается в призыве к обращению и покаянию. Фатимская Богородица явилась как Утешительница скорбящих, как всемилостивая Заступница перед Господом, побуждая людей современного мира обратиться к Богу, вернуться к Истине. Матерь Божья призывает нас начать новую жизнь, указывая путь к ее Сыну.

Памятник Святейшему Сердцу Иисуса Христа. 1932 г. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима
Памятник Святейшему Сердцу Иисуса Христа. 1932 г. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима

Традиция почитания Пресвятого Сердца Иисуса восходит к Средним векам и имеет библейское основание. Сам Христос, проповедуя чистоту сердца («Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» Мф. 5:8), призывал Своих последователей: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:29). Молитвенные практики, посвященные ранам Христа и Его Сердцу, были распространены в монастырях с XI века [28]. Однако особое развитие культ Сердца Иисуса получил в XVII веке благодаря французской монахине Маргарите Марии Алалок (1647–1690), которой являлся в видениях Христос. Согласно откровениям монахини, Иисус беседовал с ней, говорил о Своей чрезвычайной любви к людям и показывал ей Свое сердце [29]. Иконография Пресвятого Сердца Иисуса непосредственно связана с видениями Маргариты Алалок. В церковном искусстве этот образ являет опоясанное терновым венцом кровоточащее сердце, от которого исходят лучи света. Часто оно изображается или на груди Иисуса, Который указывает на него Своим перстом, или в руке Спасителя.

Бронзовая статуя Иисуса на площади Фатимского санктуария представляет образ Спасителя с большим сердцем на груди. Жестом широко распахнутых рук Христос словно обнимает все человечество.

Памятник Святейшему Сердцу Иисуса Христа. 1932 г. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима

Высокий постамент с бронзовой статуей Иисуса стоит на том месте, где в 1920-х годах был открыт первый источник с водой. В Фатиме еще до явлений Девы Марии отмечалась нехватка воды в связи с особенностями почв, и местные жители вынуждены были собирать дождевую воду в специальные резервуары. Еще более острой проблема стала в связи с огромным наплывом паломников к святому месту. В 1921 году, по решению епископа Жозе Альвес Коррейя да Сильвы, рядом с тем местом, где произошли чудесные события, был выкопан колодец. Каково же было удивление старожилов, когда колодец наполнился водой. Забила вода и из других скважин, выкопанных поодаль. Так, земля Кова-да-Ирия, которая всегда считалась безводной, чудесным образом преобразилась [30]. Воду из источников стали собирать впоследствии в одну большую цистерну, которую специально обустроили у подножия памятника Пресвятому Сердцу Иисуса. Были оборудованы 15 питьевых фонтанчиков по числу молитв Розария. В планы входило даже создание купальни для омовений. Однако этот проект не были реализован по всей видимости из-за того, что со временем иссякли воды источника. В настоящее время действующими остаются лишь несколько фонтанчиков.

Памятник Святейшему Сердцу Иисуса Христа с источниками воды у основания. Санктуарий Девы Марии Фатимской. Фото: 1937-1940-е гг.
Санктуарий Святой Девы Марии Фатимской, Фатима, Португалия. Фото: 1942 г.

В начале 1970-х годов количество паломников, прибывающих в Фатимский санктуарий, увеличилось настолько, что базилика Девы Мария Розария не вмещала всех желающих. Именно тогда зародилось намерение построить более вместительную церковь. В 1997 году состоялся международный конкурс на проект новой церкви, в результате которого был выбран проект греческого архитектора Александроса Томбазиса (1939 г. р.) [31]. Первый камень был заложен 6 июня 2004 года. Это был кусочек мрамора из гробницы апостола Петра в Риме, переданный Папой римским Иоанном Павлом II [32]. Краеугольный камень церкви Пресвятой Троицы стал символом единства Фатимского санктуария и собора Святого Петра.

Новая церковь Фатимского санктуария, посвященная Пресвятой Троице, была возведена в 2004­–2007 годах на одной оси с базиликой Девы Мария Розария, формируя тем самым ансамбль молельной площади и замыкая собой всю композицию санктуария.

Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия
Санктуарий Девы Марии Фатимской, Кова да Ирия, Фатима, Португалия

Построенное по проекту Александроса Томбазиса, здание церкви выдержано в духе современной архитектуры минимализма. Внешний образ храма предельно лаконичен и лишен какого-либо декора. Отсутствие примет церковного здания – купола, колокольни, портика, креста – вызывает некоторое недоумение. Круглое по форме сооружение, диаметр которого составляет 125 метров, похоже на гигантский плоский диск. Здание низкое, его высота едва превышает 20 метров, и соответственно, колокольня базилики Девы Марии Розария остается неоспоримой доминантой санктуария. В этом-то и заключается основной мотив выбора архитектора в пользу неприметности и простоты формы новой церкви. Главная идея состояла в том, чтобы сооружение вмещало как можно больше верующих, но при этом не подавляло своими размерами главную базилику Девы Марии Розария.

Александрос Томбазис. План церкви Пресвятой Троицы. 2004-2007. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима
Александрос Томбазис. Церковь Пресвятой Троицы. 2004-2007. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима
Александрос Томбазис. Церковь Пресвятой Троицы. 2004-2007. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима

Церковь Пресвятой Троицы Фатимского санктуария является одной из крупнейших по площади церквей мира. Внутреннее пространство, лишенное дополнительных опор, представляет собой огромное помещение, вмещающее до 9 000 человек, больше похожее на концертный зал. В нем нет таинственного полумрака. За непроницаемыми, глухими стенами, в которых отсутствуют оконные проемы, скрывается залитый ярким светом мир. Это залитое светом пространство отражает концепцию чуда Фатимских явлений: символически обозначает соединение Неба и Земли. Посвящение церкви Пресвятой Троице имеет особое значение, поскольку обобщает Фатимское послание. Непорочное Сердце Девы Марии тесно связано с тайной Троицы. Оно учит нас быть открытыми водительству Святого Духа, учит слушать слово Бога и принимать Его волю.

Александрос Томбазис. Церковь Пресвятой Троицы. 2004-2007. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима. Фото: www.tombazis.com
Александрос Томбазис. Церковь Пресвятой Троицы. 2004-2007. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима. Фото: www.tombazis.com

Церковь Пресвятой Троицы – концептуальный международный проект, в каком-то смысле возвращение к изначальной идее соборности Церкви. Архитектор Александрос Томбазис задумал отразить всемирный характер Фатимского послания в том, чтобы пригласить для оформления церкви мастеров из разных стран. Так, мозаику в алтаре осуществлял словенский художник Марко Рупник, бронзовую фигуру распятого Христа – скульптор из Ирландии Кэтрин Грин, бронзовые врата – португальский мастер Педро Калапез, Распятие перед церковью – немецкий скульптор Роберт Шад.

Вход в церковь образован двумя мощными выступающими пилонами. Главные бронзовые врата оформлены португальским художником Педро Калапезом (1953 г. р.). Очень графичный и немногословный рельеф гармонично сочетается с лаконичным архитектурным образом церкви. В основу рельефа положены слова из Священного Писания о сотворении неба и земли: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 2).

Александрос Томбазис. Церковь Пресвятой Троицы. 2004-2007. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима. Фото: www.tombazis.com
Педро Калапез. Главные врата церкви Пресвятой Троицы, Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима. 2007

Главный мотив пространной композиции – небо с облаками. В самом центре, в просвете облаков, вырисовывается силуэт голубя с распростертыми крыльями. Летящий над вечностью небес, он является образом Святого Духа, напоминающим о Пресвятой Троице. Педро Калапез в свойственной ему экспрессивной манере, отличающейся свободой и широтой взгляда, создал поистине эпический образ небес. Как говорит сам художник, в поисках художественного решения этой идеи он обращался к творчеству Тициана (1488–1576) и в его гравюрах с изображением неба черпал вдохновение [33].

Тициан. Ксилография. 1514-1515. Художественный музей Кливленда, США

Внимание всех входящих в церковь Пресвятой Троицы приковывает монументальная фигура Христа, пригвожденного к кресту, с раскинутыми в стороны руками. Автором бронзового Распятия (2007) является ирландский скульптор Кэтрин Грин (1960 г. р).

Церковь Пресвятой Троицы. 2004-2007. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима
Катрин Грин. Распятие. 2007. Бронза. Церковь Пресвятой Троицы. 2004-2007. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима

Кэтрин Грин запечатлела тот самый момент, когда Иисус, принимая волю Отца, обращается к Нему со словами: «Отче! В руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23: 46) [34]. Фигура Спасителя поражает не только своими исполинскими размерами. Массивная телесность форм реалистично изображенного человеческого тела сочетается с внутренней экспрессией, выраженной развевающимися волосами и напряженными мышцами тела. По словам самой Кэтрин Грин, она хотела создать не образ Христа, страдающего на кресте, а образ Спасителя, обнимающего мир [35].

Церковь Пресвятой Троицы. 2004-2007. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима

Бронзовое Распятие пронзительным силуэтом вырисовывается на фоне сияющей золотом мозаики. Мозаика на алтарной стене церкви Пресвятой Троицы принадлежит авторству известного художника и богослова современности, священника-иезуита Марко Ивана Рупника (1954 г. р.). Огромная мозаичная композиция (2007), размеры которой составляют 10 метров в высоту и 50 метров в ширину, изображает Новый Иерусалим.

Марко Рупник. Небесный Иерусалим. Мозаика. 2007. Церковь Пресвятой Троицы. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима

Согласно тексту Священного Писания, Небесный Иерусалим весь исполнен Божественного света. «Улицы города – чистое золото, как прозрачное стекло» (Откр. 21: 21). «И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их; и будут царствовать во веки веков» (Откр. 22: 5). Поэтому основной мотив мозаики Марко Рупника – золотой Божественный свет, который преумножается в целой гамме оттенков – от светло-серебристого до глубокого терракотового цвета. С раннехристианского времени золото рассматривалось как символ Божественного света. Светящиеся золотом апсиды являлись смысловым центром базилик эпохи Константина Великого. Декорированные мозаиками из золотых пластинок, они символизировали Небо [36].

В центре мозаичной композиции Марко Рупника – Агнец на троне, выложенный кубиками серебристого золота. От Него исходит золотое сияние, потому что Он есть Свет. «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21: 23). Светло-серебристыми тонами переданы потоки воды жизни «светлой, как кристалл», «исходящей от престола Бога и Агнца», о которой говорит Иоанн Богослов в Откровении (Откр. 22: 1). Это река жизни, которая есть Дух Святой, вливается в жизнь людей. Святой Дух врачует и преображает тех, кто принимает Его, делая их подобными Сыну Божьему. Главный мотив мозаики Марко Рупника – путь от креста к свету. Верующие, приобщаясь тайне Святой Троицы, соединяются рекой жизни со Спасителем.

Фоном композиции служат раскидистые ветви дерева с золотыми листьями. Это Древо Жизни, которое в Новом Иерусалиме произрастает по ту и по другую сторону реки: «древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева – для исцеления народов» (Откр. 22: 2).

Марко Рупник. Небесный Иерусалим. Мозаика. 2007. Церковь Пресвятой Троицы. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима

По сторонам от Агнца изображены предстоящие ангелы и святые, образующие многофигурный Деисус – символ заступничества. Представленные на золотом фоне в одеяниях золотисто-терракотового цвета, святые кажутся светящимися изнутри. Слева от Агнца Божьего – Богоматерь, рядом с которой стоят маленькие Франсишку и Жасинта, а также сестра Лусия с розарием в руках [37]. Дева Мария одной рукой обнимает Франсишку с ягненком на руках, а другой рукой указывает на Агнца Божьего.

Марко Рупник. Святая Дева Мария. Мозаика. 2007. Церковь Пресвятой Троицы. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима

В группе святых, возглавляемой Девой Марией, перед Агнцем предстоят шесть апостолов, Святой Франциск, Святая Кьяра Ассизская и Падре Пио. Кроме того, здесь присутствуют и образы равноапостольного князя Владимира и равноапостольной княгини Ольги, как указание на связь Фатимских пророчеств с судьбами России. Согласно свидетельству Лусии Сантуш, во время явления Девы Марии 13 июля 1917 года, Богоматерь говорила о необходимости посвящения России ее Непорочному Сердцу, называя это важнейшим условием наступления мира на Земле [38].

С другой стороны от Агнца процессию святых возглавляет облаченный в звериную шкуру Иоанн Креститель, назвавший Иисуса «Агнцем Божьим», «Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29).

Марко Рупник. Небесный Иерусалим. Мозаика. 2007. Церковь Пресвятой Троицы. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима

Огромную горизонтальную композицию фланкируют две фигуры Архангелов. Слева – Архангел Гавриил с развернутым свитком, на котором записаны слова Господа. Именно он открывает тайное знание Бога и является носителем благовестий. Справа представлен Архангел Михаил с весами в руках, предназначенных для взвешивания человеческих душ. Архангелу Михаилу приписывается роль судьи на Страшном суде.

В Небесную литургию Нового Иерусалима, феерически разворачивающуюся в композиции золотой мозаики церкви Пресвятой Троицы, вовлекаются тысячи верующих, которые находятся в храме. Таким образом реализуется важнейшая особенность Фатимских явлений – близость к Небесам. Мир земной встречается с миром Небесным. Происходит единение Церкви земной и Царства Божьего. Перед престолом Агнца вместе с древними пророками, апостолами, ангелами, святыми, Богородицей, Франсишку, Жасинтой и Лусией оказывается любой христианин. Церковь Пресвятой Троицы Фатимского санктуария в определенном смысле дает прочувствовать то состояние, которое переживали дети-пастушки, непосредственно вступившие в общение с Небесами.

Рядом с церковью Пресвятой Троицы установлен металлический гигантский Крест-Распятие (2008), высота которого составляет 34 метра. Это самое высокое Распятие в мире. Его автором является немецкий скульптор Роберт Шад (1953 г. р.), известный своими скульптурами, созданными из стали. Его Распятие для Фатимского санктуария также составлено из цельных стальных стержней. Сталь как воплощение промышленного прогресса, по мнению скульптора, наиболее соответствует облику техногенного XXI века [39]. «Я пытаюсь преодолеть материал» [40], – говорит Роберт Шад. Ибо сталь, как полагает мастер, только на первый взгляд кажется материалом тяжелым, жестким и застывшим. В действительности в нем заложены легкость, пространственность и экспрессия [41]. Главный мотив произведений Роберта Шада – линия и ее движение в пространстве.

Церковь Пресвятой Троицы. Арх. Александрос Томбазис. Распятие. Ск. Роберт Шад. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима. Фото: Fernando Guerra
Роберт Шад. Распятие. 2007. Сталь. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима, Португалия

Каким может быть современный образ Распятия, обращенный к нашему времени? Можно ли выйти за пределы канонического образа и при этом сохранить смысл евангельского послания?

Абстрактная геометрическая форма Распятия, построенная на одних линиях, согласуется с аскетичным архитектурным решением церкви Пресвятой Троицы. Связь скульптуры и здания, представляющих единое целое, основывается на диалогическом взаимодействии   противоположностей. Строгая вертикаль креста, устремленного в небо, противопоставляется горизонтали низкого здания, распластанного на поверхности широкой площади. Темный силуэт Распятия четким иероглифом вырисовывается на фоне неба, и сила звучания «стального крика» увеличивается за счет контрастного сочетания с белым камнем стен церкви. О своей работе сам скульптор Роберт Шад говорил так: «Я стремился создать символ, который бы был простым по форме, содержал бы в себе интернациональный код, понятный всем, и чтобы смысл его не размывался в реалистических подробностях» [42].

Роберт Шад черпает вдохновение в африканской скульптуре, с ее абстрактностью, схематичностью и нелинейным масштабированием. Главный секрет выразительности африканского искусства, по его мнению, заключен в простоте [43]. К этой простоте, отражающей вневременность, он и стремится. Крест, как говорит скульптор, «был предназначен не для украшения места, а для того, чтобы способствовать концентрации человеческого духа в его устремленности к Небесам» [44].

Крест и тело Христа в Распятии немецкого скульптора кажутся единым целым, а при определенном ракурсе тело Спасителя полностью растворяется в перекладинах креста. И в этом заключается глубокая философская мысль. «Если тело сливается с крестом, тогда акцент переносится на духовный аспект, который побудил человека стать одним целым с этим крестом» [45], – размышляет Роберт Шад.

Согласно проекту архитектора Александроса Томбазиса, Крест-Распятие смещен с центральной оси площади в сторону. Как следствие, образуется диагональная ось, соединяющая Распятие с капеллой явлений Девы Марии, и ансамбль санктуария, таким образом, приобретает живой, динамичный характер.

Роберт Шад. Распятие. 2007. Сталь. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима, Португалия
Церковь Пресвятой Троицы. Арх. Александрос Томбазис. Распятие. Ск. Роберт Шад. Санктуарий Девы Марии Фатимской, Фатима

Явления Божьей Матери в Фатиме носят глубоко символический характер, и в художественно-иконографической системе образов Фатимского санктуария заложена идея всемилостивой и милосердной любви, вершина которой открывается в Сердцах Иисуса и Марии. Божественное всегда остается бесконечным Светом, находящимся за пределами нашего понимания. Будущее предстает перед нами «как бы сквозь тусклое стекло» (1 Кор. 13: 12). Но важно, чтобы с нами всегда оставалась любовь. Смысл Фатимского послания заключается в том, чтобы склонить свободную волю человека к добру. Это евангельский призыв в XX веке к покаянию и молитве во имя спасения («покайтесь и веруйте в Евангелие» – Мк. 1: 15). Сердце, открытое Богу, может изменить ход истории, качнуть маятник от зла к добру. В 2000 году кардинал Йозеф Ратцингер, будущий Папа римский Бенедикт XVI сказал: «с тех пор, как у Него появилось человеческое сердце, благодаря которому Он направил человека к Добру, свобода зла перестала быть решающей» [46]. Фатимское послание, по мнению Ратцингера, призывает нас поверить в обещание: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33) [47].

Примечания:

[1] Фатимская молитва, по изд.: Молитвенник для католиков латинского обряда. – Брюссель: Издательство «Жизнь с Богом», 1979. – 144 с. С. 92.

[2] Басий О. Фатима // Католическая энциклопедия. Т. IV. – М.: Издательство францисканцев, 2011. С. 1655–1662.

[3] Об истории города Фатима см.: Басий О. Фатима // Католическая энциклопедия. Т. IV. – М.: Издательство францисканцев, 2011. С. 1657–1658.

[4] Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. – 258 с. С. 189.

[5] Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. – 258 с. С. 195.

[6] Бенедикт XVI. Апостольское обращение «Verbum Domini»

[7] Об истории почитания Непорочного Сердца Девы Марии см.: Католическая энциклопедия. Т. IV. – М.: Издательство францисканцев, 2011. С. 722–724.

[8] Толковая Библия, или комментарии на все книги Святого Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 3 / Изд. преемников А. П. Лопухина. – Стокгольм: Институт перевода Библии, 1987. С. 141.

[9] Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. – 258 с. С. 189.

[10] Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. – 258 с. С. 189.

[11] Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. – 258 с. С. 191.

[12] Басий О. Фатима // Католическая энциклопедия. Т. IV. – М.: Издательство францисканцев, 2011. С. 1655–1662.

[13] Об иконографии Девы Марии Фатимской см.: Duarte M. D. The iconography of Our Lady of Fatima: from ex nihilo to plastic compositions by artists // Cultura. Revista de Historia e Teoria das ideias. Vol. 27. 2010. P. 235–270.

[14] Marucchi O. Le Catacombe Romane. – Roma: Desclée, Lefebvre E. C. – Editori, 1905. P. 375.

[15] Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1. – СПб.: Издание Русского языка и Словесности Императорской Академии Наук, 1914. С. 70–71.

[16] Об иконографии Богоматери Оранты см.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1. – СПб.: Издание Русского языка и Словесности Императорской Академии Наук, 1914. С. 60 – 101; Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. – СПб.: Издание Русского языка и Словесности Императорской Академии Наук, 1915. С. 55 – 123; Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи. – СПб.: Мифрил, 1995. С. 221–223.

[17] Об образе Божьей Матери Агиосоритиссы см.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 2. – Петроград: Издание отделения русского языка и словесности Иммператорской Академии Наук, 1915. С. 294–315; Этингоф О. Е. Агиосоритисса // Православная энциклопедия. – М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. Т. 1. С. 254.

[18] Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. – 258 с. С. 195.

[19] Casa Estrella. Artigos Religiosos. – Porto: Typographia Occidental, 1914. P. 16. О сходстве статуй Девы Марии Фатимской и Девы Марии Лапской см.: Borges A. A primeira imagem de Nossa Senhora de Fatima // Fatima, International, № 19, 13 Novembro 1968. P. 2–9. Историк Бернардо Ксавье Коутиньо считает, что скульптор Хосе Феррейра Тедим при создании образа Девы Марии Фатимской черпал вдохновение в изображении Девы Марии Лапской, которое было опубликовано в вышеназванном каталоге 1914 года, см.: Countinho B. X. Nossa Senhora na Arte. – Porto: Livraria Tavares Martins, 1959. P. 140–144.

[20] История святилища Богоматери Лапской в Лапе (Кинтела, Сернанселье)

[21] Католическая энциклопедия. Т. IV. – М.: Издательство францисканцев, 2011. С. 1661.

[22] Католическая энциклопедия. Т. IV. – М.: Издательство францисканцев, 2011. С. 1661.

[23] Об истории молитвы Розария и о ее значении в жизни Церкви см.: Путцолу Ж.-Ш. Папы Римские и молитва Розария / Перев. С. Халходжаевой // Радио Ватикана. 30 апреля 2020; Апостольское послание Иоанна Павла II епископам, духовенству и верным о Святом Розарии, Ватикан, 16 октября 2002

[24] Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. – 258 с. С. 189.

[25] Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. – 258 с. С. 186.

[26] Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. – 258 с. С. 186.

[27] McGlynn Th. Vision of Fatima. – Boston: Little, Brown and Company, 1948.

[28] Сахаров П. Сердце Иисуса // Католическая энциклопедия в 5 томах. Т. IV. – М.: Издательство Францисканцев, 2011. С. 719–722.

[29] Иисус и культ Сердца Иисусова и Его Общества // Православная богословская энциклопедия в 12 томах. Т. VI / Под ред. А. П. Лопухина. – Петроград: Типография А. П. Лопухина, 1905. С. 680–688.

[30] Об источниках воды в Фатиме см.: Cammilleri R. L’acqua di Fatima che dissetava i pellegrini // Bussola Quotidiana, 13.06.2017

[31] Подробнее о церкви Пресвятой Троицы в Фатимском санктуарии см.: Sanctuary of Fatima. Church of the Most Holy Trinity / Ed. A. N. Tombazis: Australia: Images Publishing Group Pty Ltd, 2010. – 240 p.

[32] Momento da oferta da 1 pedra, Vaticano, a 9 marzo de 2004 // Santuario de Fatima. 26 de setembro, 2007

[33] Mistérios do Rosário de Fátima

[34] McGarry P. Irish Sculpture to adorn Fatima // The Irish Times. 6 Apr., 2007

[35] McGarry P. Irish Sculpture to adorn Fatima // The Irish Times. 6 Apr., 2007

[36] О декоративном убранстве апсид базилик константиновской эпохи см.: Andaloro M. Dal ritratto all’icona // M. Andaloro, S. Romano. Arte e iconografia a Roma. Da Costantino a Cola di Rienzo. – Milano: Jaca Book, 2000. – P. 31–68; Andaloro M., Romano S. L’immagine nell’abside // M. Andaloro, S. Romano.Arte e iconografia a Roma. Da Costantino a Cola di Rienzo. Milano: Jaca Book, 2000. P. 93–103; Bisconti F. Programmi figurative // Aurea Roma: dalla città pagana alla città cristiana / A cura di S. Ensoli, E. La Rocca. Roma: L’Erma di Bretschneider, 2000. P. 184–191; Iacobini A. Aurea Roma: Le arti preziose da Costantino all’età Carolingia: commitenza, produzione, circolazione // Roma fra Oriente e Occidente: Settimane di studio nel Centro italiano di studi sull’Alto Medioevo, 19–24 aprile 2001. Spoleto, 2002. Vol. 49. P. 651–693.

[37] Лусия Сантуш провела свою жизнь монахиней: с 1925 года – в монастыре сестер Святой Дорофеи в г. Туи (Испания), с 1948 года до самой смерти в 2005 году – в кармелитском монастыре Святой Терезы в Коимбре (Португалия).

[38] Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. – 258 с. С. 191.

[39] Reich A. Why Steel? Robert Schad’s Spatial Lines

[40] Reich A. Why Steel? Robert Schad’s Spatial Lines

[41] Reich A. Why Steel? Robert Schad’s Spatial Lines

[42] A Cross for Fatima. Interview with Robert Schad by August Heuser. Feb. 27, 2008

[43] A Cross for Fatima. Interview with Robert Schad by August Heuser. Feb. 27, 2008

[44] A Cross for Fatima. Interview with Robert Schad by August Heuser. Feb. 27, 2008

[45] A Cross for Fatima. Interview with Robert Schad by August Heuser. Feb. 27, 2008

[46] Ратцингер Й. Богословский комментарий на Фатимское послание // Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. С. 234–249. Цит. с. 249.

[47] Ратцингер Й. Богословский комментарий на Фатимское послание // Воспоминания сестры Лусии о Фатиме. Т. 1 / Сост. свящ. Луис Кондор, перев. В. Шиловский, О. Карпова. – Фатима: Secretariado dos Pastorinhos, 2006. С. 234–249. Цит. с. 249.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии