Символ Веры: когда и как он возник?

Для чего вере нужны определения и формулы?

В вере речь идёт не о пустых словах, а о действительности. В Церкви с течением времени кристаллизовались формулы веры, с помощью которых мы смотрим на эту действительность, выражаем её, познаём, передаём дальше, празднуем её и живём ею.

Без устойчивых формул расплывается содержание веры. Поэтому Церковь большое внимание уделяет определённым фразам, точная формулировка которых зачастую достигалась большим трудом и имела своей целью защитить весть Христа от недопониманий и искажений. Формулы веры важны особенно тогда, когда вера Церкви переводится на языки различных культур, но при этом должна сохранить свою суть.

Ведь совместная вера является фундаментом для единства Церкви.

* * *

“Церковь хранит эту веру такой, какой её приняла, как если бы жила в одном доме, верит в это так, как если бы имела одну душу и одно сердце, провозглашает и передаёт учение единогласно, как если бы у неё были только одни уста”. (СВ. ИРИНЕЙ ЛИОНСКИЙ (135–202), епископ, Отец Церки)

* * *

См. также ККЦ 170–174

Что такое Символы веры?

СИМВОЛЫ ВЕРЫ – это сжатые формулировки веры, которые делают возможным общее исповедание всеми верующими.

Такие сжатые формулировки мы находим уже в посланиях апостола Павла. Раннехристианский Апостольский Символ веры обладает особым авторитетом, так как он считается обобщённым изложением веры Апостолов. Никео-Константинопольский Символ веры пользуется большим уважением, так как он сложился на двух Вселенских Соборах (Никейском в 325 г. и Константинопольском в 384 г.) ещё неразделённой Церкви и по сей день остаётся общим для восточных и западных христиан.

* * *

“Пусть же «Верую» будет зеркалом для тебя. Посмотри на себя в нём, чтобы увидеть, действительно ли ты веришь во всё то, что провозглашаешь как свою веру. И радуйся в своей вере каждый день”. (СВ. АВГУСТИН ГИППОНСКИЙ (354–430), епископ города Гиппона Регия в Северной Африке, Отец и Учитель Церкви)

* * *

См. также ККЦ 185–188, 192–197

Как возникли Символы веры?

Символы веры восходят к Иисусу, Который призвал Своих учеников крестить все народы. При этом ученики Христа должны были требовать от людей исповедания определённой веры, а именно веры в Отца, Сына и Святого Духа (в Пресвятую Троицу).

Первоосновой всех более поздних формул веры являются исповедание Иисуса как Господа и Его миссионерская заповедь. Она звучит так: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф 28, 19). Все Символы веры Церкви представляют собой развитие веры в этого Триединого Бога. Они всегда начинаются с исповедания веры в Отца, Творца и хранителя мира, затем веры в Сына, через Которого мир и мы сами нашли искупление, и заканчиваются исповеданием веры в Святого Духа, Который является присутствием Бога в Церкви и мире.

* * *

“Ни один человек не живёт в одиночестве, ни один человек в одиночестве не верит. Бог говорит нам Своё Слово и пока говорит, Он зовёт нас вместе, создаёт общину, Свой народ, Свою Церковь. После того, как Иисус перестал быть с нами видимым образом, Церковь является знаком Его присутствия в мире”. (ВАСИЛИЙ СЕЛЕВКИЙСКИЙ (V в.), епископ города Селевкия на юге Малой Азии, церковный писатель)

Апостольский Символ веры

Верую в Бога, Отца Всемогущего,
Творца неба и земли.
И в Иисуса Христа,
Единственного Его Сына,
Господа нашего,
Который был зачат Святым Духом,
рождён Девой Марией,
страдал при Понтии Пилате,
был распят, умер и был погребён,
сошёл во ад,
в третий день воскрес из мёртвых,
восшёл на небеса
и восседает одесную Бога Отца Всемогущего
и оттуда придёт
судить живых и мёртвых.
Верую в Святого Духа,
Святую Вселенскую Церковь,
общение святых,
прощение грехов,
воскресение тела,
жизнь вечную.
Аминь.

Никео-Константинопольский Символ веры

Верую во единого Бога,
Отца Всемогущего,
Творца неба и земли,
видимого всего и невидимого.
И во единого Господа Иисуса Христа,
Сына Божия Единородного,
от Отца рождённого прежде всех веков,
Бога от Бога, Свет от Света,
Бога истинного от Бога истинного,
рождённого, несотворённого,
единосущного Отцу,
через Которого всё сотворено.
Ради нас, людей, и ради нашего спасения
сошедшего с небес
и воплотившегося
от Духа Святого и Марии Девы,
и ставшего Человеком;
распятого за нас при Понтии Пилате,
страдавшего и погребённого,
воскресшего в третий день
по Писаниям,
восшедшего на небеса
и сидящего одесную Отца,
вновь грядущего со славою
судить живых и мёртвых,
и Царству Его не будет конца.
И в Духа Святого,
Господа Животворящего,
от Отца и Сына исходящего,
Которому вместе с Отцом и Сыном
подобает поклонение и слава,
Который вещал через пророков.
И во единую святую Вселенскую
и Апостольскую Церковь.
Исповедую единое Крещение
во отпущение грехов.
Ожидаю воскресения мёртвых
и жизни будущего века.
Аминь.

* * *

См. также ККЦ 188-191

Источник: Катехизис Католической Церкви (день за днём)

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии