Смысл труда. Часть 1. От древности к Средневековью

Солнце немилосердно жгло, пыль слепила глаза. По пустынной равнине шел странник. Он увидел людей строящих здание, и подошел поближе. Один за другим мимо путника двигались рабочие, везущие тяжелые тачки с камнями.

– Что ты делаешь, брат? – спросил одного из них.

Работник с трудом перевел дух и недовольно ответил:

– Разве не видишь? Везу эту проклятую тачку!

Странник обратился к другому человеку с тем же вопросом.

— Зарабатываю на хлеб, ответил, он не поднимая глаз.

Путник остановил третьего работника и повторил те же слова: “Что ты делаешь?”.

Взгляд третьего собеседника был спокоен и тверд. Услышав вопрос незнакомца, он улыбнулся и сказал: “Строю святой храм Божий…”

Одно дело, один вопрос – но как же различаются ответы этих трех людей! Как было бы хорошо, если бы каждый, совершая свой труд, осознавал, что строит “святой храм Божий“.

Эта русская народная притча мудро показывает, что значит охватывать реальность во всех ее проявлениях, понимать ее суть. Да, тачка действительно тяжела; да, работа есть способ заработать на жизнь. Но это еще не все, только третий ответ полностью соответствует потребности сердца в обладании смыслом человеческих поступков. Если, совершая свою работу, человек делает ее во славу Бога, любое действие становится великим.

Да, отношение к работе бывает различным и отражает понимание человеком себя самого.

В первой книге Библии мы читаем слова Божии, обращенные к падшего Адама» «…Проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей… В поте лица твоего будешь есть хлеб…»

Но посмотрим на происхождение слова РАБОТА.

Слова работа, раб и ребёнок в русском языке с этимологической точки зрения однокоренные; и все произошли от индо-европейского слова orbhos. Слово  ребёнок родственно латинскому orbus, которое означает “осиротевший”. Значение “раб” скорее всего развилось из значения “сирота”, потому что первоначально сироты выполняли наиболее тяжелую работу по дому.

В словаре Фасмера  написано, что слово РАБОТА существует в русском языке уже с ХI  в. и глагол Работати значило: 1. Находиться в рабстве; 2. Служить; 3. Трудиться.

Вот интересный синоним русского глагола РАБОТАТЬ – ТРУДИТЬСЯ.

Слово труд в древне-русском языке имело больше значений, чем в современном русском; оно значило “работа, рвение, забота, страдание, скорбь”.

ТРУДИТЬСЯ – это  производительная, целеустремленная созидательная деятельность человека, требующая затраты физических или умственных сил; Ю. Д. Апресян в словаре русских синонимов пишет, что труд более творческая и этически значимая деятельность, чем  работа».

Значит, эти синонимы указывают на двойной и, в частности, противоположный опыт: с одной стороны работа – это рабство, это деятельность, которую может совершить и машина; с другой стороны, работа – это выражение человеческого Я, это творческая деятельность человека, ради которой требуются усилия человека.

В античном мире физическая работа была делом рабов, не имевших права даже называться  людьми. Гражданин, свободный человек, занимался только духовной деятельностью – философией, искусством, литературой, политикой или военном делом и коммерцией. Тут замечается античное разделение между телом и духом; одно из следствий такого разделения – восприятие работы как рабства.

Например, в письме 90 римского философа Сенеки читаем: «Мудрец не хочет ничем себя обременять? […]Он показывает себе и другим, что природа не требует от нас ничего тяжкого и трудного, что мы можем прожить и без мраморщика и кузнеца, иметь все необходимое для нашего обихода, довольствуясь тем, чего земля не прячет в недра? Природа, позволившая всем животным жить легко, не была так враждебна человеку, чтобы он один не мог обойтись без наук и ремесел. Нет нам от нее такого приказа, нет нужды через силу добывать то, без чего не прожить. Мы рождены на все готовое, но, пресытившись легко доступным, обрекли себя на трудности. Все, что теперь достается ценой бессчетных хлопот: и кров, и покров, согревающий тело, и пища, – попадалось на каждом шагу и давалось задаром или стоило малого труда, потому что меру указывала необходимость.[…]Все это придумано ничтожными рабами. (26) Мудрость же стоит выше: она не обучает работать руками, она – наставница душ».

Древний мир был построен именно на основе рабства; это и явилось одной из причин упадка римской цивилизации, когда власть империи начала ослабевать, а рабы освобождались, бежали и даже захватывали власть.

В христианстве работа больше не принимается долгом рабов, а становится способом выражения способностей и достоинства человека, поскольку трудом он преображает реальность во славу Бога и на благо людей, и таким образом участвует в сотворении мира.

«И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить его за то, что он делал такие вещи в субботу. Иисус же говорил им: Отец мой доныне делает, и я делаю… Что творит Он, то и Сын творит также».

Значит – сам Бог работает, действует неустанно, сам творец непрерывно творит.«И я делаю»: и его сын сотрудничает с ним, участвует в действии отца. Иисус сам работал плотником в мастерской отца.

Апостол Павел во втором послании к Фессалоникийцам говорит: «Завещавшем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас. Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, не потому, чтобы вы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завешавали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещаваем и убеждаем господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братья, не унывайте, делая добро».

“Молись и трудись“ (“Ora et labora”) – в  VI веке эти слова превратились в девиз бенедектинских монахов. В уставе святого Бенедикта читаем: «Праздность – враг души. Поэтому братья должны посвящать определенное время физическому труду. Есть и время, посвященное чтению слова Божия. Оба занятия совершаются братьям в  течение дня, как записано в уставе. Если из-за месторасположения монастыря или нищеты монахам придется самим обрабатывать землю и собирать урожай, то делать они должны это с терпением и радостью, ибо именно так они становятся достойными своего призвания и могут жить плодами рук своих, как когда-то апостолы. Вспоминаем слова апостола Петра: «…служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог…» (1 Петр 4, 11).

Как молитва, так и работа  являются делом Божиим (opus Dei). После разрушительного нашествия варваров Европа возродилась именно благодаря труду монахов: они возделывали земли, осушали болота, сажали виноградники, изобретали новую сельскохозяйственную технику. Там, где были пустыри, степи, топи, появлялись плодородные нивы, поля, луга, сады.

В XIII веке другой монашеский орден обновляет и обогащает жизнь Церкви и всего общества. В Уставе св. Франциска читаем: «Где бы братья ни находились ради служения или работы, они не должны выбирать важные места и не должны иметь ничего в своем расположении. Но пусть они занимают положение самое низкое и неважное; и те, кто умеет работать, должны продолжать  то, чем владеют, в псальмах написано: «Ты будешь есть от трудов рук твоих; блажен ты и благо тебе». И апостол Павел пишет: «Кто не хочет трудиться, тот и не ест». И еще: «В каком призвании кто призван, в том каждый и оставайся пред Богом». Всякий брат должен всегда работать и заниматься чем-то – или делами или молитвой. И во всяком случае, радуйтесь всегда в Господе».

Продолжение следует…

Элена Фьерамонти

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии