Второе воскресенье Адвента: Свеча Мира

Мир и добро! Pax et bonum! Pace e bene! Это приветствие известно на всех языках и воспринимается как францисканское. Но мало кто знает, что сам Серафический Отец его не использовал. С XV века Меньшие Братья начинают приветствовать друг друга, а потом и тех, к кому обращают свои проповеди, словами «Мир и добро!» Но, как ни странно, только в XX веке это приветствие стало своеобразным «фирменным знаком» Францисканской семьи. И произошло это благодаря капуцину отцу Мариано из Турина.

В пятидесятых–шестидесятых годах о. Мариано был популярным радио- и телеведущим. Свою самую известную программу на итальянском телевидении «Почта отца Мариано» он начинал с приветствия «Мир и добро!» Постепенно это приветствие стало визитной карточкой капуцина и, благодаря ему и его передачам, прочно вошло в обиход всей Францисканской семьи.

Откуда же появились эти слова?

Сам святой Франциск много говорил о мире. Он имел в виду не только мир между людьми, как отсутствие вражды, войн и распрей. В первую очередь Ассизский Бедняк проповедовал мир Господень. Говорил об особом даре, получаемом от Господа и наполняющем сердце. Его «pax» родственен библейскому слову «шалом». И практически является латинской калькой этого понятия.

Шалом пребывал в храме, построенном Соломоном. Он обещал спокойствие и процветание еврейскому народу. Но самое главное, Шалом – это еще и одно из Имен Бога. В Нем – примирение противоположностей, покой, в котором нет статики и который зиждется на любви. За этим словом скрывается еще и радость жизни с Богом.

Святой Франциск, желая мира, несомненно имел в виду именно такой мир Господень. Он наставлял своих братьев, следуя евангельскому совету, приходя в дом, говорить: «мир дому сему». Благословляя брата Льва, он использует слова Ааронова благословения: «Да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир!» (Числ 6,26). Получается, что мир происходит только от встречи с Богом. В Завещании читаем следующие слова: «Господь открыл мне приветствие, чтобы говорили мы: «Господь да подаст тебе мир». Таким образом, Серафический Отец на первое место ставит именно личные отношения с Богом, потому что только в этих отношениях можно обрести истинный мир. И из этого мира рождается добро (благо), которое францисканцы призваны нести людям.

Что же это за добро такое? В этих словах скрывается социальная направленность францисканского служения. Мир, который получаем от Бога, мы призваны разделить со своими ближними. В первую очередь это выражается в проповеди и свидетельстве Слова Божьего. Затем в делах милосердия.

Стоит также вспомнить, что истинно благ только Один Господь. Встретив богатого юношу, Он напоминает об этом: «Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди»(Мф 19,17). И затем предлагает юноше оставить все, чтобы следовать за ним. Речь здесь идет не только об оставлении богатства, даруемого миром сем, но и о полном доверии Богу. Доверии, которое приносит мир в сердце и помогает служить ближним.

Благо, которое желают францисканцы, это еще одна грань Бога, это Его деятельная любовь к каждому Своему творению. Любовь, которая не требует и не ставит условий, она терпелива, добра, не ревнива, не хвастлива. Она не раздувается от гордости, не ведёт себя неподобающе, не себялюбива, не раздражительна, не считает свои обиды, не радуется недоброму, а вместе с другими радуется правде. Она всегда защищает, всегда верит, всегда надеется, всегда терпит. Любовь никогда не кончается, хотя и пророчества прекратятся, и дару знания языков придёт конец, и познание прекратится (1 Кор 13, 4-8).

Несколько лет назад папа Франциск во время своего первого визита в Ассизи сказал: «Францисканский мир – это не нечто сладенькое… Мир св. Франциска – это мир Христов! И он открывается тем, кто «принял ярмо» (Мф 11,29) Господне на себя и исполняет заповедь Христову «любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13,34). Это ярмо невозможно нести с высокомерием и гордостью, но только со смирением и любовью.

Давайте сегодня обратимся к св. Франциску и попросим его: научи нас быть орудиями мира, того мира, который дает Бог, мира, к которому нас ведет Иисус, мира, который приносит покой и добро каждому человеку».

Анна Гольдина

По материалам: www.sanfrancescopatronoditalia.it

Фото: Wikimedia

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии