Величие святого Иосифа, мужа и отца

Из истории встречи Исаака и Ревекки в Книге Бытия мы знаем, что сам Господь соединяет супружеские пары. Но как найти подходящего мужа той, что зачата без греха, станет Матерью Господа и Царицей Небес, которая правит над всеми ангелами и святыми?

Такой муж, хотя и не сравнится с ней по значению, все равно будет очень особенный. Бог не соединит Пречистую Деву с человеком посредственным.

Хотя в Библии имеется немного сведений о нем, и он не произносит ни слова в текстах Евангелия, Иосиф все же является святым. Его жизнь была преисполнена Божьей милостью; его святость – как одного из самых значимых мужчин Ветхого Завета, жизнь которых была предопределена – вдохновлена Святым Духом. 

Корни величия святого Иосифа 

Лука отразил святость Иосифа и Марии в описании представления Христа в храме: «И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет» (Лука 2:39). Такое послушание показывает нам, что святая семья будет послушна любому боговдохновенному предписанию (Матфей 23:3), являющемуся частью древней еврейской религии.

Получается, что величие Иосифа брало корни в Господе, а вскормлено и напитано было Писаниями, традициями и всеми особенностями религиозной жизни Ветхого Завета. Он был предшественником сегодняшнего понятия «практикующий католик». Человек, который следует учению Церкви и полностью участвует в ее сакраментальной и молитвенной жизни.

Первый псалом прекрасно показывает такого человека:

«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет».

Плоды величия Святого Иосифа 

Эти корни сделали Иосифа образцовым отцом, супругом, работником и слугой Господа. Эта статья затронет его величие как супруга с четырёх сторон. Это далеко не исчерпывающий список, а лишь основа для дальнейших размышлений.

Повествование Библии говорит нам, что когда Иосиф узнал о беременности Марии, он «будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее» (Матфей 1:19).

Иосиф был прекрасным супругом, потому что был праведным человеком и олицетворял эти предписания: «О, человек! сказано тебе, что – добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим» (Михей 6:8). Все упоминания о Иосифе в Евангелии указывают на него как на образец добродетели и послушания слову Господа.

Брак Марии и Иосифа был образцовым, потому что ими двигали одинаковые ценности и добродетели, уходящие корнями в их отношения с Господом. Когда пары не придерживаются одинаковых взглядов в этом вопросе, это может существенно испортить или даже окончить отношения.

Бывает так, что жена – благочестивая католичка, которая хочет поддерживать деньгами свой приход, давать милостыню на благотворительные цели, а муж ее – агностик, желающий потратить эти деньги на ненужные излишества. Она хочет, чтобы дети подучили религиозное образование, ходили в хорошую католическую школу и не водились с сомнительными сверстниками, а он – как минимум равнодушен по всем этим вопросам.

Иосиф был образцовым мужем, потому что он ставил в центр других и был лидером-слугой. Его жизнь была жертвенной: он защитил свою жену и дитя от Ирода, обеспечивал их своих трудом, передал эти знания Иисусу и в целом вёл жизнь служения.

Иисус скажет Своим ученикам: «Сын Человеческий пришёл послужить, а не чтобы Ему служили». Его Мать и опекун научили Его этому собственным примером. 

Вновь и вновь в разных семьях я вижу обратное. Возможно, муж вырос, недополучив эмоционального комфорта (любви, принятия и т.д.) от родителей, и теперь ждёт его от жены и детей.

Его modus operandi – брать, а не давать; его задача – чтобы послужили ему, а не он. Библейская модель переворачивается с ног на голову, и его жена или дети становятся маленькими божествами, в которых он ищет внутреннего удовлетворения, однако, из людей получаются плохие боги.

Иосиф был образцовым мужем, потому что у него были реалистичные ожидания. Мы видим это, когда он узнаёт о приближающейся угрозе от Ирода и из последующего бегства в Египет – он не теряет самообладания.

Святой Иосиф имел библейский взгляд на мир, уходящий корнями в Писания. Он понимал, что мы живем в падшем мире, заполненном падшими людьми, за исключением его жены и приёмного сына.

Это не волшебный сказочный мир, где все наши мечты сбываются. Нет, это мир, в котором создаются и укрепляются души, через преображение Господне; часто это происходит через горе, чтобы укрепить и приготовить нас к жизни в этом мире. Пройти через Чистилище здесь, чтобы не задерживаться там позже.

Снова и снова я вижу людей, вступающих в брак с нереалистичными ожиданиями. Они ожидают от этого мира совершенства, и реальный мир рушится под тяжестью их ожиданий.

Они обижаются и хотят расторгнуть этот брак, и многие христиане возвращаются к своим дохристианским привычкам. Они похожи на народ Израиля, который столкнулся со сложностями в пустыне и хотел вернуться обратно в Египет.

Иосиф был великолепным мужем, потому что не позволял эмоциям управлять своей жизнью. Для негокак для праведного человека, главным в его жизни было поступать согласно истине в каждый момент. И в качестве отца, и как защитник или слуга Господа.

От пробуждения спозаранок до вечернего выноса мусора мы так много «не хотим» делать в нашей жизни. В этом смысле мы имитируем Страсти Христа, которому «не хотелось» умирать за грехи мира, и Он просил Отца: «Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия».

Когда пары только начинают встречаться, они часто испытывают эмоциональный подъем из-за химических процессов в головном мозге. Обычно месяцев через 6 эти эмоции «выравниваются».

Господь знает это: как ракете необходим изначальный взрыв энергии, чтобы отправить ее на орбиту или в открытый космос, также и парам необходим этот первый взрыв, чтобы отправить их к браку. Страсти остывают, и зрелые супруги понимают старую поговорку: «Любовь – это не чувство; это акт вашей воли».

Поэтому тенденция нашей культуры обожествлять чувства и продвигать лозунг «следуй зову сердца» так опасна. Чувства – это хорошо, но могли бы вы представить Иосифа, который говорит: «Мне не особо хочется сегодня работать и поддерживать мою семью. Мне нужен отдых, и я отправляюсь на поиски самопознания»?

Подражая Страстям Христовым

У Иисуса были Его Страсти, а у нас – наши. Кажется, что повороты жизни устроены так, что, если мы стремимся к святости как Иосиф, они вынуждают нас подражать Страстям Христовым.

Каждый день мы чуть-чуть умираем. Будильник, звенящий в 5 утра, пробки по дороге на работу, водители, «подрезающие» вас на пути, ноющие коллеги, босс, ставящий вас в затруднительное положение, посуда, которую вы моете, так как у жены раскалывается голова.

Если мы фортепьяно, то музыка, которую мы играем, это наши слова и действия. И любой музыкальный инструмент нуждается в настройке.

Мужья должны сделать Страсти Христовы самым важным настраивающим инструментом в их жизни. Будем же подражать Его самоотдаче и самопожертвованию и позволим этому формировать нас и влиять на все, что мы делаем.

Джонатан Б. Коy

Источник (англ.): Catholic Exchange

Перевод: Юлия Кабьер

На страницу цикла “Год святого Иосифа”

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии