Ватиканский гараж: возвращение “Мерседеса”

28 октября 1958 года Римским Папой был избран патриарх Венеции кардинал Анджело Ронкалли, который принял имя Иоанн XXIII. С его понтификата началась новая страница в истории Католической Церкви. Иоанна XXIII называли «красным Папой», так как, будучи выходцем из бедной крестьянской семьи, он хорошо понимал чаяния простого народа, и не занимал воинственную позицию по отношению к СССР и другим социалистическим странам.

В середине прошлого века он был одним из трех великих политических лидеров, которые определяли дух эпохи. Джон Кеннеди, Никита Сергеевич Хрущёв и Папа Римский Иоанн XXIII открыли эпоху новой свободной и мирной жизни: без войн, тоталитаризма, с бесконечным горизонтом счастья, которое должно вот-вот наступить. Даже на гербе Иоанна XXIII был лозунг: «Oboedientia et pax» (Послушание и мир). Иоанн XXIII инициировал и открыл II Ватиканский собор, который кардинально изменил облик Католической Церкви.

Папа Римский Иоанн XXIII подписывает акт об открытии II Ватиканского собора.

А задолго до того, как стать Викарием Иисуса Христа на земле, Анджело Ронкалли был посвящен в сан священника в 1904 году и сначала преподавал в семинарии историю Церкви. Во время I Мировой войны он служил санитаром, затем преподавал патристику в Латеранском университете, пока в 1925 году он не был посвящен в епископский сан с титулом архиепископа Ареополийского и направлен на дипломатическую работу. Анджело Ронкалли был назначен апостольским визитатором (с 1931 года – апостольским делегатом) в православную Болгарию. Болгарский царь Борис III был православным, а его жена – царица Джованна Савойская была католичкой. Причем венчались они в базилике св. Франциска в Ассизи.

По дорогам Болгарии. Архиепископ Ронкалли в грузовике, 1925 год.

Итак, Иоанн XXIII стал Папой Римским 28 октября 1958 года, и не прошло и полугода, как ему подарили его первый новый автомобиль. 11 марта 1959 года итальянский концерн «Фиат» подарил ему автомобиль «Fiat 2100», но Папа никогда на нем не ездил, как не ездил и на следующем подаренном автомобиле.

Папа Иоанн XXIII освящает Fiat 2100, 11 марта 1959 года.

Спустя еще полгода, 29 ноября 1959 года французская фирма «Ситроен» подарила ему «Citroën DS19 Prestige». Понятно, почему подарили французы: ведь он после дипломатической работы в Болгарии был нунцием в послевоенной Франции, на протяжении почти 10 лет, с 1944 по 1953 год, когда его предшественника архиепископа Валерия Валери, обвиненного в коллаборационизме, генерал Шарль Де Голь изгнал из страны.

Папа Римский Иоанн XXIII освящает Citroën DS19 Prestige, 29 ноября 1959 года.

Можно понять, почему Иоанн XXIII не ездил на «Фиате 2100»: это была не особо примечательная машина, но почему Папа пренебрег «Богиней»? На французском языке «Citroën DS», читается как «Ситроен дээс», а «déesse» переводится как «богиня». Хотя Папа освятил «Богиню», но, как пишут итальянские авторы, ездить на ней не стал.

А «Богиня» была великолепна, ведь ее полюбил сам Фантомас! Именно на ней он постоянно ускользал от преследовавшего его комиссара Жюва.

Фантомас улетает в небо от преследовавшего его комиссара Жюва на «Citroën DS».

Футуристическое творение выдающегося итальянского дизайнера и скульптора Фламинио Бертони, «Citroën DS» был впервые представлен на Парижском автомобильном салоне 1955 года. Автомобиль имел передний привод, что тоже было новшеством для этого времени, и развивал скорость до 185 километров в час. Фонари указателей поворотов были размещены вверху по углам крыши. Они имели форму конусов, которые с наступившей тогда космической эрой стали сравнивать с соплами ракет. Этот «Ситроен» был экстраординарным для своей эпохи. Ведь это была Европа, еще не оправившаяся после II Мировой войны. Находясь в полном контрасте с автомобилями других европейских фирм, этот автомобиль выглядел как неземное создание. «Citroën DS» опередил свое время, поэтому его производство продолжалось 20 лет – до 1975 года.

Неземное создание – Citroën DS.

И, действительно, я думаю, что это был единственный европейский автомобиль того времени, который не уступал по своему дизайну американским автомобилям в аэростиле. Десять лет, с середины 50-ых по середину 60-ых годов XX века для американской автомобильной промышленности мы можем, по праву, назвать «славным десятилетием», используя это крылатое выражение, которым определяла тогдашняя советская пресса правление современника аэростиля Никиты Сергеевича Хрущева.

А Папа Римский Иоанн XXIII продолжал ездить на автомобилях своего предшественника Пия XII, на Кадиллаке и Крайслере.

Но в 1960 году, когда уже шла полным ходом подготовка ко II Ватиканскому собору, и когда была создана комиссия по апостольству мирян, специально для Иоанна XXIII был построен автомобиль с открывающейся задней частью крыши, ведь Папа стал более открытым к народу!

И этим автомобилем вновь стал Мерседес – «Мерседес 300 Ландоле», который был ему вручен 17 сентября 1960 года. Название «ландоле» или «ландо» происходит от немецкого города Ландау-ин-дер-Пфальц, который в XVIII веке прославился производством карет с открывающимся верхом. Тогда этот город принадлежал Франции, и название его произносилось как «Ландо».

Папа освящает Mercedes 300 D Landaulet Иоанна XXIII, 17 сентября 1960 года.

Этот автомобиль был очень редкой конструкции – мягкий открывающийся верх был лишь над задним сиденьем, сиденьем Папы Римского. Крыша над водителем и пассажиром переднего сиденья не открывалась. Сзади против хода движения автомобиля располагались два сиденья для сопровождавших Папу лиц. Это автомобиль был создан на базе представительского седана «Mercedes 300 d» (серия W 189), длина автомобиля составляла 5,6 метра. Автомобиль был оснащен кондиционером и радио. И на «Мерседесе» Папа Римский Иоанн XXIII стал сразу же ездить.

«Мерседес 300» был первым новым автомобилем этой немецкой компании послевоенного периода и появился в 1951 году, став символом возрождения Германии после войны. Это был автомобиль представительского класса, который собирался вручную. С объемом двигателя 3 литра он развивал максимальную скорость 160 километров в час. «Мерседес – 300» производился с 1951 по 1962 год.

«Мерседес 300» получил свое неофициальное название «Аденауэр», в честь выдающегося немецкого политика, который был канцлером ФРГ примерно в эти годы: с 1949 по 1963 год – Конрада Аденауэра. Истинный католик, Конрад Аденауэр был выпускником католической гимназии «Святых Апостолов» в Кёльне и одним из учредителей Христианско-демократического союза (ХДС), объединившего в своих рядах немецких католиков и протестантов. Конрад Аденауэр тоже, конечно же, ездил на этом автомобиле.

Конрад Аденауэр выходит из своего «Мерседеса 300».

На этом «Мерседесе» Конрад Аденауэр в 1955 году ездил даже по Москве во время своего визита в столицу СССР. Папа Иоанн XXIII, хотя по Москве и не ездил, но в Риме встречался с зятем Хрущёва – главным редактором газеты «Известия» Алексеем Аджубеем. Эта встреча состоялась 7 марта 1963 года. По рассказам советского дипломата в Италии, Льва Михайловича Капалета, который принимал участие в подготовке этой встречи, она произошла «случайно», Аджубей пошел в Ватиканский музей, а там вдруг ему навстречу вышел Папа Римский, который тоже пошел в музей. Конечно же, они поздоровались и побеседовали.

Это символизировало изменение отношений между Святым Престолом и СССР. В ряду различных проявлений взаимного уважения между Ватиканом и советском руководством в ходе понтификата Иоанна XXIII можно отметить поздравление, направленное Никитой Сергеевичем Хрущёвым по поводу 80-летия Папы, освобождение из заключения по просьбе Иоанна XXIII Львовского архиепископа Иосифа Слипого и выдачу ему разрешения на выезд из СССР.

Но вернемся к «Мерседесу». «Мерседес» Конрада Аденауэра и Папы Римского Иоанна XXIII стали символом возвращения «Мерседеса» из «послевоенного небытия», он вновь обрел утраченную славу главного автомобиля лидеров государств.

«Мерседес 300 Ландоле» в Ватиканском Музее.

Но взгляните, насколько был еще старомоден «Мерседес 300» по сравнению с американскими автомобилями! Однако это был новый старт «Мерседеса», и спустя уже 25 лет его безупречный дизайн далеко оставит позади дизайн американских автомобилей.


Виталий Леонидович Задворный — кандидат философских наук, директор Института Европейской Цивилизации (с 2002 года) и главный редактор Католической Энциклопедии (с 2005 года).

Автор 5 книг, в числе которых «Сочинения Римских понтификов I – IX веков» (2011) и более 500 статей по древней и средневековой истории, истории философии, истории вина и гастрономических традиций. Курсы лекций по темам «История вина в европейской цивилизации» и «История гастрономии в европейской цивилизации» были прочитаны в Российском Государственном Гуманитарном Университете (РГГУ), а в 2014 году — в Высшей Школе Экономики.

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии