Всё или ничего. Выбор со св. Игнатием Лойолой

Наша жизнь – это постоянный выбор. Кому поверить, на чей зов откликнуться? От этого зависит жизнь человека и на земле и в вечности.

Трудно поверить в то, что крест, выбранный Спасителем, – это не поражение,  а добровольный выбор. Может ли быть большая несвобода, большее унижение и бесславие, большая мука? Мир не может поверить в то, что это любовь.

Многим умным, добрым людям такая любовь кажется непостижимой. Эту тайну может вместить только сердце, открытое для любви. Вот только трудно, а порой очень страшно открыть его.

«Чтобы понять непостижимое, нужно пройти через непостижимое, чтобы достичь недостижимого, нужно выйти в недостижимое. Нужно решиться в тёмную беспросветную ночь оторвать ногу от последней земной опоры. Лишь тогда найдёшь опору в Господе». Это открытие было совершено пять веков назад святым Игнатием Лойолой. Так же, как и мы, его современники с надеждой заглядывали в новую эпоху, пытались представить себе нас. А мы сейчас можем заглянуть туда, к ним.

Это было время великих открытий в науке, искусстве, эпоха покорения новых земель за океаном. Перед старой, уже немного тесной Европой открылись новые горизонты, расширившие средневековую географию. Современники Игнатия Лойолы, как и жители начала XXI века, считали себя высокообразованными людьми. Они также презирали пережитки тёмного прошлого и строили грандиозные планы на будущее, в котором очень многие надеялись обойтись без Бога, без Церкви… Но гордыня, как показывает история, всегда приносит горькие плоды.

Для европейских государств и для Церкви наступили тяжёлые времена. Пробуждающийся национализм и религиозный фанатизм ослепляли умы. Европейская общность и христианская солидарность слабели и разрушались. Войны и раздоры не только материально ослабили Европу, но и стали поводом для страшной деморализации населения. Возрастало откровенное невежество в сфере знания основных истин веры и основ христианской жизни.

Печатные издания часто служили распространению ересей. Методы, которыми инквизиция боролась с ересями и защищала чистоту веры, приносили негативные результаты, возбуждая в народе недовольство и сопротивление. Становилось очевидным, что Церковь нуждается в реформе. Папа Павел III делал определённые шаги в этом направлении; например, в 1536 году он учредил особую комиссию кардиналов, которая должна была выработать проект реформы. На этом фоне легче понять подвиг ради спасения Церкви, совершённый основателем Общества Иисуса св. Игнатием Лойолой.

Иниго Лопес де Лойола (1491-1556) происходил из знатного испанского рода и принадлежал к мужественному народу басков. Ещё в детстве Иниго заявил отцу, что служению Богу предпочитает военную службу, что стремится к военным подвигам. Отец, видя, что сын не склонен к учению и призванию священника, отдал пятнадцатилетнего сына на воспитание своему другу дону Хуану Веласкесу де Квиллару, чтобы Иниго научился придворному этикету и освоил рыцарское искусство. Веласкес стремился привить Иниго аристократические манеры, оберегал его от отрицательных влияний.

Вместе с тем, при дворе перед молодым Иниго открылась жизнь, полная приключений. Он увлёкся романами, полными описаний героических подвигов бедных рыцарей, помогающим обездоленным и готовых на любую жертву ради короля и своей дамы сердца… Вскоре романтичный идеал воплотился в жизнь. Избранницей Иниго стала юная сестра императора Карла V, прекрасная Екатерина. Иниго познакомился с ней при содействии Веласкеса, когда бывал при дворе.

Это была принцесса из прекрасной сказки. Юная, необычайно красивая и несчастная, с самого раннего детства связанная с трагической судьбой своей матери, оклеветанной после смерти её мужа короля Филиппа Красивого. Екатерина не отступила от матери ни на шаг и вместе и нею была заточена в башне замка Тордесильяс. Прекрасная принцесса-невольница… Она волновала сердце Иниго и пробуждала в нём прекрасные мечты о том, как он примчится к ней не помощь и защитит её. Спустя годы, когда Екатерина стала королевой Португалии, она оказала покровительство монашескому ордену, основанному её давним поклонником.

Но всё это ещё в далёком будущем, а пока Иниго вдыхал радость бытия полной грудью, и не всегда это было в согласии с заповедями Божиими, о чём впоследствии он глубоко сожалел, раскаиваясь в грехах молодости.

При дворе Иниго служил усердно, часто удостаиваясь высоких наград, но впоследствии, после своего обращения, он назвал этот период своей жизни служением «иллюзиям мира сего».

И вот пришли времена, когда надо было защищать не только честь и достоинство идальго, но и свою отчизну, причём в тяжёлых сражениях. В начале мая 1521 г. французские войска пересекли границу и вторглись в Испанию.

Иниго проявил во время войны подлинный героизм. С горсткой защитников крепости он шесть часов вёл отчаянное сражение против французов и получил тяжёлые ранения обеих ног.

На долгое время Иниго был прикован к постели. Он мужественно переносил болезненные операции, но ему становилось всё хуже. 24 июня он принял таинство помазания больных и приготовился к смерти. В день святых апостолов Петра и Павла врача сказали, что если к полуночи не произойдёт изменений, больной умрёт. Иниго стал горячо молиться святому Петру. В ту же ночь дело пошло на поправку. Но лишь в сентябре 1521 г. он смог вставать и слегка передвигаться по комнате. Он мечтал о возвращении к придворной жизни, о том, как прославится на военном поприще, но ещё не предвидел, что Бог призывает его к большему.

Замкнутый в четырёх стенах, Иниго пристрастился к чтению. Сначала это были романы, но ему быстро наскучила эта литература. И тогда он начал перечитывать жизнеописание Иисуса Христа. Потом его заинтересовали жития святых. Перед ним встали образы славных рыцарей Божиих – св. Франциска Ассизского, св. Доминика, св. Онуфрия-Пустынника.

Глаза Иниго постепенно открывались для совсем иного мира, иных ценностей, иного служения. Он начал понимать поступки святых. Источником этих поступков была любовь, великая, чистая, жертвенная. Жизнь святых и их смерть вызывают восхищение Иниго. Но и любовь к миру не так-то легко победить. Проходят дни. Иниго разрывается между стремлением к славе Божией и жаждой славы мирской, личной. Боль в душе становится всё сильнее. Борьба не утихает ни на минуту.

Наконец Иниго принимает решение – отныне он будет принадлежать только Богу. В этом решении его утвердило мистическое видение Матери Божией с Младенцем в одну из молитвенных ночей.

Его новая Дама сердца, Дева Мария, пробуждает в нём горячую любовь к чистоте. Служить Богу в чистой любви – вот его девиз до конца жизни. Он посвящает себя молитве и покаянию, около семи часов в день проводит на коленях, а в свободное от молитвы время помогает больным в госпитале.

Тщательно проанализировав свою жизнь и свой личный опыт, Иниго стал работать над системой духовных упражнений, но его деятельность, направленная на духовную помощь людям, стала вызывать подозрения. Он покинул родину и направился в Париж, где погрузился в изучение философии в университете, а одновременно стал обучать друзей практике духовных упражнений. Получив степень магистра философии, Иниго занялся теологией.

Свой первый обет послушания Иниго принёс в день Успения Богородицы, в Париже, 15 августа 1534 г. В Париже Иниго впервые стал подписываться своим новым именем – Игнатий, которое принял в честь св. Игнатия Антиохийского.

24 июня 1537 г. его рукоположили в священники. Однако преследования не прекращались. Неоднократно Игнатия обвиняли в ереси. Однако влиятельные церковные лица дали о нём самые добрые свидетельства, доказав безосновательность выдвинутых против него обвинений. Тем не менее Игнатий Лойола, привыкший всё доводить до конца, настаивал на формальном процесса, чтобы все подозрения и обвинения были сняты публично и официально. В октябре 1537 г. был вынесен вердикт о невиновности и правоверности Игнатия Лойолы.

Не удивительно и не случайно, что в духовных упражнениях, разработанных Игнатием, рыцарем Христовым, изобилует военная терминология. В его представлении действительно идёт непрерывная война между добром и злом, между любовью и ненавистью. Сражаются две армии – наёмники армии Люцифера и добровольцы армии Христа.

В выборе Игнатия Лойолы определяющим является цель Творца в каждом творении. А цель жизни каждого человека – это любовь, вершиной которой будет встреча, слияние с Богом.

Но любые добрые дела и намерения без послушания Церкви часто оборачиваются неслыханными бедами. Игнатий Лойола выбирает смирение и послушание Церкви в условии своего времени, крайне тяжёлого для Церкви. Он с величайшим смирением и упорством шёл к своей цели, утверждая, что большое дело должно пройти сквозь огонь больших испытаний. Защита Церкви Христовой была делом его жизни.

27 июня 1540 булла Папы Regimini militantis Ecclesiae торжественно утвердила Общество Иисус – SOSIETAS JESU (SJ) для решения самых главных и трудных дел Церкви. Игнатий Лойола стал первым генеральным настоятелем созданного им Ордена Иезуитов.

С тех пор Общество Иисуса стоит на страже Церкви Христовой, чтобы «мерзость запустения» не коснулась святого места.

А школа духовных упражнений Игнатия Лойолы – это школа любви, в которой каждый ученик может осознать, что «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». И сделать свой выбор. Однажды и навсегда. Всё или ничего.

Елизавета Каменева

Источник: Журнал «Твой Благовестник»

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии